статья Проверяем читательскую грамотность на уроках русского языка в 12 классе пенитенциарной системы обучения
Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя– преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.
Читательская грамотность включает в себя:
- беглое чтение;
- толкование текста в буквальном смысле;
- поиск информации и её извлечение;
- преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
- формулирование основных выводов;
-общее понимание текста;
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Основу содержания русского языка как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала.
На данном уроке используются следующие приёмы проверки читательской грамотности:
- «Кластер»
Описание приёма:
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". |
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любого этапа урока.
Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Приём «Реставрация текста». Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Приём «Опорный конспект»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык схемы, диаграммы.
Технология приема:составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Приём «Восстановление «слепой» схемы» (таблицы).
Эффективный прием, выявляющий знания, развивающий умение систематизировать, обобщать материал, а также разворачивать информацию. Тренирует логическое мышление.
Приём «Концептуальная таблица» |
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Горбунова В. С. Проверяем читательскую грамотность на уроках русского языка в 12 классе пенитенциарной системы обучения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/105025-metodicheskaya-razrabotka-proveryaem-chitatelskuyu-gramotnost-urok (дата обращения: 21.11.2024)- Проверяем читательскую грамотность на уроках русского языка в 12 классе пенитенциарной системы обучения
- Эстетическое воспитание на уроках физики
- Психолого-педагогическая помощь родителям в стрессовых ситуациях
- Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
- Причины изучения истории
- Безопасное лето
- Развитие речевой активности через взаимодействие и сотрудничество
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6613 пользователей.
Отзывы