Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Мультипликация как культурно-образовательная практика

Мультипликация - как культурно-образовательная практика

Характерной чертой современного времени является активизация инновационных процессов в образовании. Педагоги находятся в постоянном поиске новых и современных приемов и методов, которые интересны и педагогам, и воспитанникам. Совместная деятельность по созданию мультфильмов позволяет решать многие задачи, т.к. предполагает интеграцию  образовательных областей.

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.

«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.

Мультипликация близка миру детства, ведь в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного. Можно совершать любые путешествия, полёты и  превращения.  Можно  стать  каким  захочешь:  большим,  маленьким, сильным,  слабым, красивым, летчиком или планетой, жирафом  или клоуном. Эта игра помогает ребенку быть в гармонии со своим внутренним миром. За время создания фильма он может побывать в роли сочинителя, художника, аниматора, сценариста, актера, монтажера. Ребенок может получать много информации, все делать своими руками и многое другое.  Это индивидуальное и  коллективное анимационное творчество, которое развивает в ребенке чувство команды, общности достижения цели, чувство толерантности, социализации ребенка.

Культурно- образовательные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса и  складываются из  обычных для ребенка  способов самостоятельной деятельности и новых способов, форм деятельности и поведения для удовлетворения разнообразных потребностей и интересов ребенка.

Инициируются культурные практики:

 - на основе инициатив самих детей,

- на основе организации, направления и поддержки взрослыми инициатив детей.

1. Культурно- образовательные практики  на основе инициатив самих детей - это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества.

2. Культурно- образовательные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми, направляются педагогом на развитие самостоятельной, коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности детей и основываются на поддержке детских инициатив и интересов.В процессе занятий  происходит органичное соединение культурно- образовательных практик, инициированных детьми и педагогом.

Именно так проходят занятия в студии  детской анимации. С помощью создания мультфильма идет  освоение личного жизненного опыта ребенка, опыта общения и взаимодействия со сверстниками, младшими и старшими детьми, педагогом, идет всесторонее и комплексное развитие личности ребенка. Этот опыт в студии  формируется детьми или самостоятельно, обыденно и стихийно, или при направлении и поддержке педагога.Практика ребенка в студии становится культурной, так как она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно.

В студии создаются  творческие продукты  деятельности детей на основе доступных им видов деятельности, способов поведения и осваиваемых культурных норм, которые дети  приобретают  самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений. Дети  действуют свободно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок.

Создание мультипликации - это опыт разнообразных действий:

- игровых (основа практики создания мультипликации детьми),

- социально – ориентированных,

- коммуникативных (работа  в команде),

- художественных(придумывание и  создание персонажей, эскизов, фонов),

- практической деятельности (трудовое воспитание),

- продуктивной деятельности (создание мультфильма),

- познавательно-исследовательской деятельности,

- физических упражнений («физминутка»),

- музыкальной  деятельности ( «музминутка», озвучивание мультфильма, вокал, инструментальное исполнение, слушание музыки  и др.),

- самостоятельного наблюдения и экспериментирования (по темам мультфильма),

- путешествий (реальные и виртуальные).

На занятиях в студии мультипликации присутствуют формы активности:

-  свободное манипулирование различными предметами и материалами,

- собственные пробы и ошибки,

- поиск и выбор,

- спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, макетирование, коллажирование),

- конструирование из разных материалов,

-фантазирование,

- литературное (сценарное мастерство, чтение и др.),

-театральные игры (живые и кукольные),

- перекладное  анимирование

-компьютерная анимация

-и др.

Разные виды деятельности быстро сменяют друг друга или совмещаются,  свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания.

 Культурно-образовательные практики при создании мультипликации — это накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (младшими и старшими). В студии  дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. Это им дает опыт дружбы, сотрудничества, сопереживания, заботы, переосмысления, эмпатии. Так на занятиях в студии проводится   нравственное воспитание, происходит эмоционально-волевое развитие в сочетании с приобретением новых знаний и умений.

Создание мультипликации, как культурно-образовательная практика выглядит как единое целое различных элементов:

- культурные, освоенные ребенком навыки, умения( основа культурных практик),

- культурная память,

- культурный опыт,

- культурные нормы и правила(принятые в данном обществе образцы деятельности и поведения),

- личные результаты и достижения(самооценки, портфолио, выставки,проекты),

- и др.

Культурно-образовательные  практики позволяют человеку освоить культурные умения, сохранить их в культурной памяти, обобщить в культурном опыте и войти в социокультурное пространство.

Именно культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков человека; определяют своеобразие его действий (индивидуальные особенности, стиль, «почерк»); принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

И все это достижимо  в детской мультстудии при создании авторской детской  мультипликации. И достигается  это благодаря позиции педагога. Деятельность педагога в мультстудии направлена на создание условий для сознательной и самостоятельной деятельности детьми, на

индивидуальную помощь каждому ребенку в планировании разных видов деятельности, на консультирование детей по применению тех или иных информационных источников и дидактических пособий, а также на взаимодействие с родителями. Главное в студии не количество знаний, а умение применить, приобретенные знания и умения, умение  реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями. Ведь  это важная примета времени в современном образовании.

 Для реализации культурно-образовательных задач,  дети студии мультипликации  не только создают мультфильмы, но и участвуют в конкурсах, фестивалях, презентациях, исследованиях, путешествиях, мероприятиях, концертах по различным направлениям и темам, благодаря которым открываются их новые способности, интересы, появляется новые культурные умения, приобретается новый культурный  опыт, откладываются в память достойные культурные знания.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (20.53 kB)
Автор:
педагог дополнительного образования ДДЮТ г Чебоксары
Дата публикации: 30.08.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Андреева Т. Л. Мультипликация как культурно-образовательная практика // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/106515-multiplikatsiya-kak-kulturno-obrazovatelnaya-praktika (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию