Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Кейс-технологии как один из методов духовного просвещения

Кейс-технологии как один из методов духовного просвещения

Case technologies as one of the methods of spiritual enlightenment

 

Соловьева Ульяна Алексеевна
Студент 2 курса,
ф-т управления и комплексной безопасности,
Уральский институт ГПС МЧС России,
РФ, г.Екатеринбург
e-mail: Solovevau90@gmail.com

 

Solovyova Ulyana Alekseevna 

2nd year student,

 faculty Management and Integrated Security,

Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Russia, Yekaterinburg

e-mail: Solovevau90@gmail.com

 

 

Шумова Дарья Алексеевна

Студент 2 курса,

ф-т управления и комплексной безопасности,

Уральский институт ГПС МЧС России,

РФ, г.Екатеринбург

e-mail: daschaschumowa6@gmail.com

 

 

Shumova Darya Alekseevna

2nd year student,

 faculty Management and Integrated Security,

Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

Russia, Yekaterinburg

e-mail: daschaschumowa6@gmail.com

Научный руководитель: Петухова Татьяна Николаевна

доцент кафедры философии и гуманитарных наук

Scientific supervisor: Petukhova Tatiana Nikolaevna

Associate Professor of the Department of Philosophy and Humanities

Аннотация.

В данной статье представлено размышление о важности духовного-нравственного просвещения, его целях. Статья рассказывает о необходимости применения кейс-технологий в духовно-нравственном просвещении, авторы приводят  главные преимущества этого метода и предлагают примеры кейсов.

Annotation.

This article presents a reflection on the importance of spiritual and moral education, its goals. The article talks about the need to use case technologies in spiritual and moral education, the authors cite the main advantages of this method and offer examples of cases.

Ключевые слова: кейс-метод, духовное просвещение

Keywords: case method, spiritual enlightenment

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного воспитания нового типа граждан — истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами[1].

Духовное просвещение - деятельность, направленная на восстановление связей поколений, а также сама эта связь, основанная на многовековых традициях и, соответственно, на той культурообразующей конфессии, которая формирует и «задает» иерархию ценностей. Верность цивилизационной традиции позволяет народам, с одной стороны, сохранять идентичность и свой культурно-исторический тип («живые корни»), а, с другой стороны, подняться над узко-этническим горизонтом.

Под духовно-нравственным просвещением понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, то есть Православия, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на основе духовно-нравственных ценностей.

В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост подростковой преступности, суицида, наркомании, сектанства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего народа системе нравственных ценностей, сформированных веками (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим (толерантность), умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие). В связи с этим возникла необходимость модернизации образовательного процесса в области духовно-нравственного просвещения.

Основная суть кейс-методов заключается в том, что с их помощью для студентов создаются определенные ситуации, похожие на реальную действительность [2], и они должны самостоятельно найти рещение данной проблемы.

Сам термин «case» (от лат. «casus» - «реальный случай» и английского «case» - «обстоятельство») – буквально означает разбор запутанной необычной ситуации с применением теоретических знаний. Широкое распространение получил и термин «кейс-технологии», являющийся собирательным названием кейс-методов обучения, кейс-папкой [3].

В отношении кейс-методов обучения используется и такой термин как «case study» - метод ситуационного обучения. Метод «case study» ориентирован не на получение однозначного ответа, а на поиск альтернативных, многогранных решений в ходе индивидуальных и групповых занятий со студентами по различным дисциплинам. В ходе групповых занятий по «case study» проявляется здоровая творческая конкуренция. Если традиционные методы обучения ориентированы на передачу фундаментальных знаний, то кейс-методы являются личностно ориентированными интерактивными методами, развивающими самостоятельное мышление студента [4].

Ряд преимуществ кейс-методов:

1. Учащиеся развивают умение слушать и понимать друг друга;

2. Тренировка логического мышления, умение правильно формулировать ответ, вопрос;

3. Гибкость, вариативность кейс-технологий, что способствует развитию креативности.

Существует множество видов классификации кейсов-методов. В данной работе рассматриваются обучающие и практические кейсы. Обучающие кейсы создают типовые жизненные ситуации, похожие на реальную действительность и носят обучающий смысл. Практические кейсы призваны провести тренинг по определенной теме, закрепить по ней имеющиеся знания, умения и навыки, а значит, быть максимально наглядными[5].

Кейс 1 «Одна бумажка»

Вид: обучающий

Студентам раздаются карточки, на которых написаны их роли в данном кейсе: мальчишки, идущие со школы, папа с сыном, выходящие из машины, мама с детьми, идущие из магазина, подружки, которые возвращаются домой из спортивной секции.

Ситуация: Какая красивая и чистая улица Котова, здесь стоит много домов и живет много семей. Но вот что случилось с один день. Мальчишки шли со школы, веселились, один из них решил угостить всех жевательной резинкой, но куда же деть одну бумажку – фантик? Никто не увидит, если мы бросим ее прямо здесь. Одну бумажку небрежно бросают все остальные участники кейса. На утро дворник не справляется с мусором и все просыпаются на свалке. Что произошло? Почему люди так поступили? А как они могли поступить иначе?

Далее следует обсуждение, какие действия должны были предпринять участники ситуации.

Кейс 2 «В чем смысл жизни?»

Вид: практический

Кейс по роману «Обломов». Проблема: Для чего приходит в этот мир человек, в чём смысл его жизни? Вопросы: Можно ли назвать проблему поиска смысла жизни актуальной? Какова жизненная концепция Обломова, судя по предложенному отрывку? Прав ли он? В чём, по-вашему, смысл жизни?

«…Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены…»

Учащиеся определяют проблематику данного отрывка, высказывают свои точку зрения.

Таким образом, простые ситуации из жизни способствуют формированию ценностей, жизненных установок обучающихся. Кейс-технологии дают возможность знакомства с реальными жизненными ситуациями, развиваются умение мыслить логически, оценивать, обрабатывать информацию, а также способствует применению полученных знаний на практике.

Список используемой литературы:

1. Подоба, М. В. Культурно-историческое и духовно-нравственное просвещение детей и подростков в современной библиотечной среде / М. В. Подоба. — Текст : непосредственный // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. . — 2009. — № 4(45). — С. 143-151.

2. Красикова Е.Н., Калашова А.С. Кейс-метод как инновационный метод обучения в дополнительном профессиональном образовании. // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. - 2016. - № 29. - С. 211-218.

3. Чулова Ю.С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 51. - С. 124-128.

4. Graumann O. Case study in teacher.//Личность в пространстве и времени. - 2017. - № 6. - С. 78-89.

5. Техова А.М. Использование кейс-метода для формирования навыков критического мышления. // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. - 2020. - № 1. - С. 113-116.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (26.43 kB)
Автор:
Студент Уральского института ГПС МЧС России
Соавтор: Соловьева Ульяна Алексеевна (научный руководитель Петухова Татьяна Николаевна доцент кафедры философии и гуманитарных наук)
Студент Уральского института ГПС МЧС России
Дата публикации: 09.11.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Шумова Д. А. Кейс-технологии как один из методов духовного просвещения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/108253-kejs-tekhnologii-kak-odin-iz-metodov-dukhovnogo-prosveshcheniya (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию