статья Церковь как инструмент воспитательного воздействия
Аннотация.
Автор статьи раскрывает возможности института Церкви для использования в процессе духовно-нравственного воспитания и самовоспитания курсантов Уральского института Государственной пограничной службы МЧС России.
Abstract
The author of the article reveals the possibilities of the institute of the Church for use in the process of spiritual and moral education and self-education of cadets of the Ural Institute of the State Border Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia
Ключевые слова: Безопасность, государство, церковь, образование, духовно-нравственное воспитание, самовоспитание.
Keywords: Security, state, Church, education, spiritual and moral education, self-education.
Подготовка специалистов для государственной противопожарной службы МЧС России является важной государственной задачей в деле обеспечения безопасности страны. Данный процесс является комплексным и многосторонним. Немаловажная роль в нем отводится духовно-нравственному воспитанию, осуществляемому при участии профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, семьи, религии, социума в целом. Запрос общества к повышению уровня подготовки специалистов данного профиля в условиях мирового кризиса и размывания духовно-нравственных принципов подкрепляется нормативно-правовыми актами.
Так, Стратегия национальной безопасности России указывает на необходимость духовного обновления нации, на защиту нравственного и культурного наследия социума, его исторические традиции, моральное и духовное воспитание населения [3].
В Соглашении о сотрудничестве между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Русской Православной Церковью определены основные направления совместной деятельности. Среди них - духовное просвещение, патриотическое и нравственное воспитание личного состава системы МЧС России, а также учащихся образовательных организаций системы МЧС России, дела милосердия и благотворительности, осуществление совместных социальных программ, попечение сотрудников и членов их семей, а также семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей [2].
Кроме соглашений о сотрудничестве между МЧС России и Московской патриархией, заключаются соглашения между епархиями Российской Православной церкви и подразделениями МЧС практически во всех субъектах РФ. Образовательные организации МЧС также имеют своих духовных представителей.
Сотрудничество МЧС России в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания с церковью не противоречит российскому законодательству. Образование в государственных образовательных учреждениях в соответствии со статьей 9 «Светский характер системы государственного образования» закона «О свободе вероисповеданий» носит светский характер, и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. Реализуя свое право на свободу вероисповеданий, курсанты и студенты могут свободно, самостоятельно и добровольно выбирать и исповедовать религию [1].
Проведенный опрос среди курсантов и студентов Уральского института ГПС МЧС показал, что 38% респондентов в трудных жизненных ситуациях используют молитву, как способ совладания с непреодолимыми обстоятельствами. Обращение к Богу в случае неопределенности и стресса позволяет наладить позитивные мироощущения, как к самому себе, так и к окружающим людям. Поэтому изучение вопросов использования религиозности для профилактики и нормализации внутренних мироощущений, воспитания духа и силы воли, связанных с негативными влияниями внешнего мира, в частности, определяемыми выбранной экстремальной профессией, является познавательным и перспективным.
Благодаря вере познаются явления духовного и нравственного мира. Это дополняет картину мира, формирует особый пласт мировоззрения человека, дает чувство совести, мечту о справедливости и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетичного очищения, острое чувство правды и кривды, добра и зла.
Понятие «духовность», с точки зрения происхождения, - основа, подлинный смысл, сущностное содержание чего-либо или кого-либо; это «уникальное свойство человеческого существа, делающее его человеком, связывающее его с высшим планом бытия (А.В.Мень).
Оно сочетается со словом «дух», производно от него. Духовность есть, в частности, свойство человека, через которое проявляются действия духовного мира в нем и через него, в идеальном материальном мире. Слово «дух» в религиях может означать дарованную кому-то Богом (или иным объектом поклонения) «власть» и «силу», позволяя совершать необычные действия (чудо). С христианской точки зрения духовность выражается в сознательном и твердом стремлении человека жить в Духе Святом, то есть по заповедям Божьим, в присутствии Бога, в любви. Для мусульман их духовность выражается в старании жить в повиновении Аллаху, по исламским законам (Корана и Шариата). В любой религии ее духовность проявляется в жизни адептов по ее священным нормам.
Верующий человек старается не грешить не потому, что он чувствует наказание, он чувствует наказание в себе как разлучение с Богом. Иоан златоуст говорит: «Страшнее всех предполагаемых мук ада, увидеть кроткий лик Христа, который навсегда отворачивается от тебя на Страшном суде. Это является мощной основой для самовоспитания.
Для курсантов важно помнить, что духовность человека может проявляться в познании Бога через откровение Божественной истины, в общении с Ним и через деятельное служение Ему. Подобное проявление духовности в различных ее видах является фундаментальной основой личности, определяющей ее стрессоустойчивость в трудных жизненных ситуациях и экстремальных профессиональных ситуациях. Это даст возможность человеку сделать правильный нравственной выбор, стоя на службе Отечеству, прийти на помощь нуждающимся, принять профессионально правильные решения, не позволит воспользоваться беспомощностью пострадавших людей.
Создание условий для реализации своих гражданских, и в том числе религиозных, чувств - важная часть работы личного состава в процессе духовно-нравственного воспитания будущих специалистов. Этот вид воспитания будущих специалистов государственной противопожарной службы осуществляется в разных формах.
Учебный план Уральского института ГПС МЧС по всем направлениям подготовки предполагает наличие предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Данный курс способствует развитию представлений курсантов и студентов о значении православных норм, ценностей для достойной жизни личности, семьи общества; формирует готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, знакомит с основными нормами светской и религиозной морали. С целью религиоведческого просвещения библиотека вуза имеет соответствующую литературу для ознакомления.
В целях возрождения культурно-исторической преемственности, духовно-нравственного воспитания, формирования патриотических и гражданских убеждений личного состава Уральского института ГПС МЧС России на постоянной основе проводится работа по взаимодействию с религиозными конфессиями.
Так, для духовного окормления православных курсантов и студентов, сотрудников и работников Уральского института ГПС МЧС России, а также членов их семей от Екатеринбургской епархии определен иерей Кирилл Кузовников - благочинный церквей Березовского округа и настоятель Храма во имя мученника Иоанна воина города Березовского. В рамках совместной деятельности организуются благодарственные молебны, участие в божественных литургиях, панихидах, празднованиях православных праздников.
Руководитель централизованной религиозной организации «Региональное духовное управление мусульман Свердловской области в составе Центрального духовного управления мусульман России» имам-ахунд Радифулла (Гиндуллин Радиф Рафаилович) частый и желанный гость в институте. Он проводит большую воспитательную, просветительскую и разъяснительно-информационную работу с личным составом института, исповедующим ислам. Рассказывает об истории ислама, его традициях и обрядах, беседует с курсантами и студентами на важные для них темы.
Духовно нравственные ценности великих религий России весьма схожи. Это то, что объединяет усилия государства и Церкви, светского образования и духовного просвещения. Это ценности патриотизма, любви к своей стране, ее истории и событиям.
Опыт взаимодействия личного состава Уральского института ГПС МЧС России с институтом Церкви показывает важность и необходимость такого сотрудничества, так как это приносит много положительных эмоций, способствует духовному обогащению и самовоспитанию, повышает морально-нравственный уровень будущих специалистов государственной противопожарной службы, развивают эрудицию и воспитывают уважение к своим исконным традициям, позволяет принимать деятельное участие в деятельности на благо безопасности государства.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Иванченков Л. В. Церковь как инструмент воспитательного воздействия // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/108462-tserkov-kak-instrument-vospitatelnogo-vozdejstviya (дата обращения: 22.12.2024)- Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования
- РЕКРЕАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГОРНЫХ ЛАНДШАФТОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ
- Использование игровой технологии на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС
- Применение информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе
- Статья
- Приёмы на собрании
- Дополнительное образование в школе