статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Машенкова Анна Андреевна
Студентка 4 курса, специальность «Преподавание в начальных классах», ГПОУ СО «НТПК №1» г. Нижний Тагил
Аннотация:
В данной статье описываются методы и приёмы технологии развития критического мышления на уроках математики в начальной школе. Представлена краткая характеристика данной технологии, краткая характеристика курса математики, описание некоторых приёмов и опыт учителя начальных классах.
Ключевые слова:
Технология развития критического мышления, приёмы, математика, приёмы развития критического мышления, урок.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
Авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение, для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием. Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». Итак:
Первый этап – вызов – задачи которого:
- пробудить к ней интерес;
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
Второй этап – осмысление – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
- ее осмысление;
- получение новой информации;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями для того, чтобы создать новое понимание;
Третий этап-размышление:(рефлексия)
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
- анализ всего процесса изучения материала;
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Основными целями начального обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Математика как учебный предмет может быть использована для применения ТРКМ для развития критического мышления у младших школьников.
Приёмы развития критического мышления
I. Стадия «Вызова» | |
Название приёмов | Описание приёмов |
1 | 2 |
«Корзина идей» | В символическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изучаемой теме. |
«Загадка» | Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания |
«Отсроченная догадка» | Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ. |
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» | В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа. |
Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал») | 1 шаг: до знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: по ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: подведение итогов, сопоставление содержания граф. |
«Да – нетка» | Учитель зачитает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет». |
«Проблемный вопрос» | Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока. |
«Верные – неверные утверждения» | Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. |
II. Стадия осмысления | |
«Инсерт» или «Чтение с пометами» | Позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста ученики делают на полях пометки. После чтения обсуждают маркировки текста. Данный прием напоминает прием «ЗУХ» Маркировка: " V "новое для меня " + " знал ранее " - " удивило меня " ? " не очень понятно |
«Дерево предсказаний» | Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. |
«Круги по воде» | Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. |
«Бортовой журнал» | Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? |
«Логическая цепочка» | После чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. |
III. Стадия рефлексии. | |
«Верные – неверные утверждения» | На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были действительно верными. При обобщении и систематизации знаний этот прием можно использовать только на стадии рефлексии для получения обратной связи. |
«Письмо к учителю» | Учитель предлагает учащимся написать «Письмо» к учителю (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п). Памятка написания письма. 1. Я прочитал(а) рассказ. 2. Больше всего запомнилось. 3. Понравилось. 4. Не понравилось. 5. Мое эмоциональное состояние. 1. Этот рассказ учит меня. |
«Пятиминутное эссе» | Эссе – письменные размышления на заданную тему. «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания: - написать, что нового узнали по данной теме; - задать вопрос, на который они не получили ответа. Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков. |
«Напишите письмо» | Разновидность эссе – прием, когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения. |
1 | 2 |
Опыт работы учителя математики Мартыновой Мариной Викторовной.
На базе школы, в параллели 4 классов (52 человека), поступивших в 2016 году в первый класс, Мартынова провела исследование по методике Г.В. Репкиной, Е.В. Заика для выявления уровня сформированности учебной деятельности в начале работы с учащимися. Результаты отрицательные. В основном отмечается средний и низкий уровень сформированности учебной деятельности.
Исследование мыслительной деятельности осуществляла с помощью не менее 7–8 методик. Такое количество необходимо для получения наиболее объективной информации о мыслительной деятельности испытуемых.
Особую роль на уроках Мартынова Марина Викторовна отводила нестандартным задачам и способам нахождения их решения. Кроме того, дети сами искали различные нестандартные задачи, и они их разбирали в классе.
Формы работы тоже использовались различные. Это и групповая работа на уроке, индивидуальная.
После проведенной работы на уроках математики, способствующей формированию критического мышления у младших школьников, в конце 1 полугодия 2019 года Мартынова выявила уровень развития критического мышления у тех же учащихся. Видна положительная динамика роста критического мышления в каждом классе.
Современный этап научного знания характеризуется высоким интересом к проблеме критического мышления, обусловленным ее ролью в развитии личности, общества и государства. Сложившаяся ситуация в обществе такова, что человеку приходится быстро меняться, постоянно расти и развиваться, чтобы быть востребованным. Критичность мышления позволяет человеку находить верные пути решения проблем и не только в учебе. Она создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом, способствует ее самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности. Развивает умение работать с информацией, учит разностороннему и объективному мышлению.
- Мартынова М.В. Развитие критического мышления на уроках математики в начальных классах – URL https://infourok.ru/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-matematiki-v-nachalnyh-klassah-4235804.html
- Моро М.И. Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразовательной организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова— 5-е изд. — Москва : Просвещение, 2021. — 144 с.
- Непряхин Н. Что такое критическое мышление – URL https://trends.rbc.ru/trends/education/5e0608ea9a7947fa3c1bcf34 (14.12.2021).
- Петрова Е.П. Применение технологий «Формирование критического мышления младших школьников в учебном процессе» - URL https://урок.рф/library/formirovanie_kriticheskogo_mishleniya_164633.html
- Приемы технологии развития критического мышления в обучении младших школьников – URL https://kiro-karelia.ru/activity/journal/nomera/priemy-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov#:~:text=%
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Машенкова А. А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/108672-ispolzovanie-tekhnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-matematiki-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 22.12.2024)- Учебная игра как средство развития детских интересов
- Организация вокального ансамбля как средство развития исполнительских навыков учащихся музыкальной школы
- Нестандартные уроки
- Учебная экскурсия, как активный метод в преподавании курса «Севастополеведение».
- Конкурсная деятельность учителя как фактор повышения качества урока
- Значение средств наглядности при обучении младших школьников
- Особенности творческой деятельности концертмейстера