статья Религиозная картина современного мира
Аннотация:в статье рассмотрены вопросы формирования религиозной картины мира у людей, которые помогают понять, как религиозные тексты оказывают влияние на ее формирование и почему это влияние постепенно становится все более и более значительным. Данная тема остается до настоящего момента малоизученной, что делает дальнейшее ее исследование в психолингвистическом аспекте весьма актуальным.
Ключевые слова: религиозная картина мира, религиозный текст, религиозный дискурс, система ценностной ориентации.
Annotation: The article deals with the formation of a religious picture of the world among people, which help to understand how religious texts influence its formation and why this influence is gradually becoming more and more significant. This topic remains little studied so far, which makes its further research in the psycholinguistic aspect very relevant.
Keywords: religious picture of the world, religious text, religious discourse, system of value orientation.
Мы понимаем религиозную картину мира как фрагмент картины мира, который находится в тесном взаимодействии со всеми другими ее элементами. Нам представляется, что религиозная картина мира по своей структуре повторяет единую картину мира, но не является ее тождеством. Вслед за А.А. Залевской, автором работ, посвященных исследованию картины мира индивида, мы считаем, что религиозная картина мира обладает проницаемостью, доступностью для восприятия новых религиозных когниций и стратегий интерпретирования нового религиозного знания, вследствие чего непрерывно конструируется, перестраивается, являя собой одновременно и процесс интериоризации религиозных знаний и его результат. Процесс осознания новой религиозной информации происходит посредством подключения смежных или близких к ним когнитивных структур, сформированных в религиозном сознании индивида. Сказанное выше позволяет нам определить религиозную картину мира как континуальную систему религиозных концептов, структурирующихся в сознании индивида в процессе интериоризации библейского текста, религиозных медиатекстов, текстов религиозных проповедей и т.п. Религиозная картина мира, сформированная в сознании индивида, выполняет ряд функций, большинство из которых можно назвать универсальными, однако все они проявляются в пропорции и форме, свойственной только религиозной картине мира. По нашему мнению, одной из основных функций религиозной картины мира является аксиологическая. [1]
Как отмечает И.В. Рогозина, под влиянием текстовой деятельности “…у реципиента складывается сложная и многомерная картина мира, обеспечивающая его социализацию и включающая информацию о том, какими социально-психологическими качествами должен обладать индивид, выполняя ту или иную социальную роль в соответствии с социально принятыми ценностями, нормами и правилами”. Сказанное в полной мере относится и к результатам воздействия религиозных текстов на сознание индивида. [2]
Как полагает В.В. Воробьев, понятие “ценность” охватывает широкий круг материальных и духовных явлений, представляющих собой “знаменатель” личности и служащих условием ее формирования. Система ценностной ориентации личности, по мнению В.В. Воробьева, состоит из следующих компонентов: когнитивного (убеждения индивида, его взгляды, представляющие собой познавательный итог социального опыта личности), эмоционального (степень значимости данной ценности для индивида) и поведенческого (готовности к совершению определенных действий). Процесс интериоризации индивидом религиозного текста сопровождается формированием когнитивного и эмоционального компонента системы его ценностных ориентаций, что, в свою очередь, оказывает влияние и на его поведенческие доминанты. [3]
В.И. Карасик, исследуя религиозный дискурс, обращает внимание на то, что его ключевым концептом является концепт, объективируемый лексемой «вера», основным фреймом скрипта которого является фрейм «Бог». При этом он отмечает, что ценности индивида обнаруживают определенную иерархию, уровни которой различаются по критерию приближенности к ключевому концепту. Так, к ценностям высшего порядка, регулирующим отношения человека и Бога, он относит суперморальные ценности, далее следуют моральные ценности (человек – другой человек), утилитарные (человек по отношению к самому себе), субутилитарные ценности (удовлетворение важнейших биологических потребностей). Аксиологическая функция религиозной картины мира реализуется в форме назидательной стратегии, присущей базовому религиозному тексту. Средствами назидательного нарратива индивиду транслируются этические нормы в строгом соответствии с их иерархией, при этом соблюдению суперморальных норм (соблюдению заповедей) придается исключительное, первостепенное значение. Одной из основополагающих потребностей индивида является потребность в социальной идентичности, удовлетворяемая религиозным текстом, в процессе интериоризации которого индивид реализует свою «включенность» в конфессиональную группу. На основании сказанного логично заключить, что религиозная картина мира выполняет интегративную функцию, укрепляя религиозное сообщество, обеспечивая для него единую основу и способность к дальнейшему согласованному действию. [4]
Религиозные тексты транслируют ценности, выступающие, по мнению Д.А. Леонтьева, интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой большой или малой социальной группы, культуры, нации, а также человечества в целом. Кроме того, религиозная картина мира помогает преодолеть и такое противоречие, как отчужденность индивида от других людей и объектов мира: она позволяет верующим индивидам пользоваться одними и теми же понятиями и ощущать свою принадлежность к одной конфессии. Тесно связана с интергирующей и моделирующая функция, имеющая две стороны: во-первых, религиозные тексты создают некую религиозную модель мира, во-вторых, в процессе интериоризации этой модели происходит структурирование концептуальной системы самого индивида. Иными словами, интериоризация религиозного текста способствует формированию религиозной картины мира. Религиозная коммуникация, опрерируя символами, реализует моделирующую стратегию, о чем говорит А.В. Лосев: «Символ вещи есть действительно ее смысл. Однако это такой смысл, который ее конструирует и модельно порождает». Важную роль играет и психотерапевтическая функция, реализуемая религиозной картиной мира. Психологи отмечают, что современный человек страдает от одиночества, при этом он непрерывно подвергается различного рода потрясениям, что приводит его к крайней неуверенности. Технический прогресс приводит и к техногенным катастрофам, влияющим на психику индивида. Поэтому мышление не может не фиксировать противоречий между внутренним и внешним миром, что предопределяет существование постоянного внутриличностного конфликта. Таким образом, условия жизни индивида сопровождаются ущемлением его основополагающих психических потребностей, в частности, в принадлежности к какой-либо социальной группе, а также в чувстве защищенности. [4; 5]
Из всего, чего мы кратко коснулись в этой статье, следует, что религиозные тексты оказывают влияние на формирование религиозной картины мира индивида, причем это влияние постепенно становится все более и более значительным, что объясняется снятием идеологических запретов в печатной сфере, и, как следствие, возросшим интересом к религии.
Список литературы:
- . Залевская, А.А. Психолингвистической подход к проблеме концепта / А.А. Залевская // Методические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж: ВГУ, 2001.
- Рогозин, И.В. Медиа-картина мира / И.В. Рогозина // Языковое бытие человека и этноса: Психолингвистический и когнитивный аспекты. - Барнаул, 2001.
- . Воробьев, В.В. Лингвокультурология (теория и методы) / В.В. Воробьев. – Москва: Изд-во РУДН, 1997.
- Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. –Москва, 2004.
- Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – Москва, 1997.
- . Лосев, А.В. Философия. Мифология. Культура / А.В. Лосев. – Москва: Политиздат, 1991.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Могилевский М. А. Религиозная картина современного мира // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/109292-religioznaya-kartina-sovremennogo-mira (дата обращения: 11.11.2024)- Размышления о русском человеке
- Развивающее обучение как средство развития познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении физики в 7 классе
- РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С КЛАССОМ
- Роль семьи в воспитании ребёнка
- Элементы труда и обучения
- Система контроля знаний обучающихся при безотметочном обучении
- Методика РКИ как наука и её связь с другими дисциплинами