статья Основы мастерства учителя-дефектолога
Доклад на тему:
«Основы педагогического мастерства учителя-дефектолога»
Подготовил учитель-дефектолог
МБОУ «ШКОЛА № 6 Г. ТОРЕЗА»
Зеленская О.Н.
Торез 2022
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность — проблема для большинства людей. Как известно, интеллектуалами не рождаются. Очень многое зависит от того, какие возможности предоставит окружение для становления личности педагога, а также какой выбор он сделает сам.
Процесс приобретения педагогических знаний является необходимым условием развития мастерства педагога. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу только при целенаправленном самообразовании и саморазвитии на основе интеграции опыта, теоритических знаний и практических умений. Именно осознанная профессиональная деятельность является основой педагогического мастерства, предполагающего единство общекультурных, деловых свойств личности и профессиональной компетенции педагога.
Педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения и способностей.
Успех во многом зависит от взаимного уважения, доверия и любви между учителем и учеником. Мастерство педагога заключается в умении правильно воспитывать и обучать детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Понятие «педагогическое мастерство» характеризуется множественностью и неоднозначностью трактовок
- знание закономерностей воспитания детей, взаимодействие чувства и техники приводящее к целостному образному эмоциональному воздействию педагога на личность, на коллектив;
- умение управлять своим психическим состоянием, свободно владеть профессиональной технологией, творческим подходом к профессиональной деятельности, а также грамотно анализировать педагогической ситуации при выборе оптимального решения, действенно и эмоционально открыто выражать свое отношение к воспитанникам, уважать личность;
- знание воспитательного процесса, наличие воспитательных умений, а также искусство постановки голоса, мимики и пантомимики, организация взаимодействия и сотрудничества с учащимися;
- комплекс свойств личности, обеспечивающей высокий уровень
самоорганизации профессиональной деятельности;
- синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса»;
- свойство личности, отражающее ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, теоретическую и практическую
В связи с тем, что педагогическое мастерство осуществляется в профессиональной деятельности педагога, его рассматривают как частный случай профессионального мастерства.
Выделяют следующие основные профессиональные качества личности педагога: умственные; дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный детям; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь); перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир детей, развитая психологическая наблюдательность); организаторские качества; волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность); коммуникативные; тактичность; педагогическое воображение, способность к распределению внимания; динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональную устойчивость (способность владеть собой); оптимистическое прогнозирование; креативность.
Педагогу-мастеру необходимо обладать этими качествами вдвойне: как знающему психологию личности, чему учить, и владеющему способами обучения и воспитания.
Педагогическое мастерство основывается на высоком профессионализме преподавателя, его общей культуре и педагогическом опыте. Чтобы овладеть мастерством, необходимо знать законы и принципы воспитания, уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать процесс заданного уровня и качества.
«Формула успеха» современного педагога, несомненно, включает следующие составляющие: информированность, методическое мастерство, увлеченность, нравственную культуру. Но главным стержнем успешной деятельности является творчество и любовь к детям.
Критериями мастерства педагога выступают:
- целесообразность;
- продуктивность;
- оптимальность;
- творчество.
В структуру педагогического мастерства включены:
- умение увидеть педагогическую проблему, отобрать, адаптировать и доносить до учащихся дидактический материал, на основе паритетного диалога организовать творческое учебное сотрудничество;
- умения понять внутреннюю позицию и состояние ученика и на этой основе индивидуализировать образовательный процесс;
- умение удерживать устойчивую профессиональную позицию, осознавать перспективы профессионального развития, диагностировать собственные способности и достижения воспитанников.
Важнейшей особенностью педагога-мастера является наличие у него самобытного индивидуального стиля как системы приемов и способов учебно-воспитательной работы, адекватно отвечающих особенностям индивидуальности субъектов образовательной деятельности.
Структура и основные компоненты педагогического мастерства.
Педагогичес- кая направлен- ность личности | Профессионально необходимые знания | Профессионально необходимые способности, умения, навыки | Прикладные знания, умения, навыки, способности |
Стабильный интерес к педагогической деятельности, любовь к детям | Специальные знания (по преподаваемым дисциплинам) | Организаторские | Художественные |
Ответственность за результаты своего труда | Знания по педагогике, психологии и частным методикам | Коммуникативные | Технические |
Позитивные мотивы деятельности | Общественные (исторические, экономические, политические др) | Дидактические | Спортивные |
Качества Личности(позитивные) | Наиболее актуальные сегодня | Актерские | Бытовые |
Таким образом, «педагогической мастерство» позволяет его представить как интегративное качество человека, обеспечивающее высокий уровень овладения педагогической деятельностью на основе освоенного комплекса специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое взаимодействие в системе педагог-учащийся.
Педагогическая техника является компонентом педагогического мастерства. Уместно ли говорить о технике, когда речь идет о воспитании, формировании, прикосновении к личности ребенка, т.е. о процессе, который протекает по-разному, в зависимости от индивидуальности человека и условий его жизнедеятельности? Однако А.С.Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, - писал он, - люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди». Из них на первом месте - родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, А.С.Макаренко ввел понятие «педагогическая техника», которое напоминает педагогу о необходимости беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.
Компоненты педагогического мастерства
Структурные | Функциональные |
Наличие педагогической сверхзадачи | Проектировочные способности педагога |
Педагогическая направленность | Организационные способности педагога |
Владение профессиональными знаниями и умениями (привычками). | Конструктивные способности педагога |
Владения педагогическими средствами (методиками, технологиями, техникой) | Коммуникативные способности педагога |
Интуиция справедливого оценивания | Оценочные способности педагога |
Интуиция профессиональной ориентации | Прогностические способности педагога |
Педагогическая техника - это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности.
Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации. Овладение техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а также, сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью, оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.
К методам формирования педагогической техники относят:
- систему тренировочных упражнений по формированию определенных умений и навыков;
- систему определенных правил и требований к будущей профессиональной деятельности;
- педагогический ролевой тренинг и совершенствование профессиональных качеств и особенностей, обеспечивающих повышение уровня педагогической техники.
Структура «педагогической техники» представлена следующими группами компонентов
Уметь управлять собой | Уметь управлять другими | Уметь сотрудничать |
- социально - перцептивные | - при организации | - уметь познать личность, |
способности(внимание, | урока; | разобраться в ней; |
наблюдательность, воображение); - управлять своими эмоциями, настроением (снятие излишнего психологического климата, создание творческого самочувствия); - владение телом (целесообразность и выразительность мимики и жестов); - техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия, логичность и выразительность речи). | - при общении; - при организации режимных моментов; - при контроле дисциплины; - при предъявлении требований. | - верное восприятие личности ученика; - уметь правильно понимать ребенка; - уметь влиять на ребенка; - уметь защищать ребенка; - уметьвзаимодействовать - уметь подавать информацию |
Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. Профессиональные знания обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой - к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии. Важная особенность профессионального педагогического знания - комплексность и интеграция. Прежде всего, это способность педагога синтезировать изучаемые науки. Помимо комплексности, обобщенности, профессиональное знание педагога характеризуется и такой важной особенностью, как индивидуальный стиль работы.
Можно выделить следующие профессиональные знания:
- знание своего предмета;
- знание психолого-педагогических дисциплин;
- знание методики обучения и воспитания;
- знание достоинств и недостатков своей личности и деятельности.
Мастерство педагога — профессиональное управление педагогической деятельностью. Педагогическая деятельность включает следующие компоненты:
цель, средства, объект, субъект, отличающийся своей спецификой.
1. Педагогическое взаимодействие, умение управлять собой
2. Профессиональная компетентность педагога
3. Педагогические умения и способности
4. Педагогическая культура
5. Речевая культура преподавателя
6.Педагогическое общение и этика
7.Психолого-педагогические знания
Структура и основные компоненты педагогического мастерства.
Педагогическая направленность личности | Профессионально необходимые знания | Профессиональ- но необходимые способности, умения, навыки | Прикладные знания, умения, навыки, способности |
Стабильный интерес к педагогической деятельности, любовь к детям | Специальные знания (по преподаваемым дисциплинам) | Организаторские | Художественные |
Ответственность за результаты своего труда | Знания по педагогике, психологии и частным методикам | Коммуникативные | Технические |
Позитивные мотивы деятельности | Общественные (исторические, экономические, политические) | Дидактические | Спортивные |
Качества личности | Наиболее актуальные | Актерские | Бытовые |
В качестве основных критериев педагогического мастерства выделяются следующие:
- гуманистическая направленность всей деятельности преподавателя, то есть уважение личности студента, утверждение моральных ценностей и норм поведения, позитивное влияние на молодежь;
педагогические способности, а именно:
- дидактические (в доступной форме излагать материал, ясно преподносить проблему, вызывать познавательный интерес к предмету);
- академические (знание своего предмета и способности к научному поиску);
- перцептивные (психологическая наблюдательность, понимание внутреннего мира студента);
- организаторские (умение сплотить коллектив, воодушевить его на решение социально значимых задач);
- авторитарные (эмоционально-волевое влияние на студентов);
- коммуникативные (умение установить целесообразные отношения со студентами, педагогический такт);
- речевые способности, умение выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики);
- педагогическое воображение;
- способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.
- профессиональная компетентность, которая охватывает профессиональные знания (предметные, социальные, педагогические, психологические) и профессиональные умения и навыки (умения преподавать и воспитывать, мотивировать и оценивать поведение);
- педагогическая техника (культура и техника речи, умение одеваться, способность к самоконтролю, самостимуляции);
- коммуникативность, то есть профессиональная способность к продуктивному и комфортному общению.
Современная школа нуждается в преподавателе высокой профессиональной квалификации, обладающем незаурядными интеллектуальными и умственными способностями, способном критически мыслить и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. Следовательно, помимо профессионально педагогических качеств преподаватель должен обладать еще другими качествами, способствующими его деятельности.
Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.
Приведенные примеры понимания сущности педагогического мастерства позволяют заключить, что по этому вопросу нет единого мнения в науке. Одни читают, что это свойство личности педагога, другие — знания, умения и навыки, третьи объединяют то и другое вместе, четвертые в одних случаях называют педагогическим мастерством качества личности, а в других — уровень осуществления профессиональной деятельности.
Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное в позиции педагога — способность успешно управлять деятельностью обучающихся.
Педагогическое мастерство — это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно - воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения и способностей.
Цели деятельности педагога определяются обществом и направлены на всестороннее развитие личности обучающегося.
Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном, специально организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является создание условий для развития обучающегося; способствует осуществлению социальной преемственности поколений, включению молодежи в существующую систему социальных связей, реализации природных возможностей человека в овладении общественным опытом.
Управление деятельностью обучающегося (воспитание, обучение) необходимо потому, что цель педагога всегда объективируется в будущем воспитанника. Она близка и понятна педагогу, живущему в современности и строящему будущее. Осознавая, как это сложно, педагоги-мастера всегда выстраивали логику своей деятельности с опорой на потребности обучающихся.
Специфика педагогической деятельности требует от педагога личностного принятия социальной задачи общества, когда цели общества «отражаются» в педагогической позиции учителя; она требует творческого понимания конкретных задач; умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданное направление учебной деятельности.
Учитель дефектолог имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому неприменимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это требует постоянного творческого поиска.
Педагогическое мастерство - понятие более сложное, оно включает в себя и творчество как неотъемлемый компонент мастерства.
Эти два понятия тесно взаимосвязаны: педагог не сможет стать мастером, если в нём нет творческого начала, если он лишь копирует опыт других. Творчески работающим считается тот учитель, который старается овладеть секретами педагогического труда и внедряет их в своё работу, изменив содержание, методы или средства с учётом своих возможностей и возможностей учащихся.
Передовым опыт педагогов может оставаться достаточно долго, однако для развития процесса обучения и воспитания его необходимо постоянно обновлять и обязательно внедрять в широкую практику. Поэтому очень важно, чтобы каждый учитель умел изучать опыт других педагогов, видеть в нём положительное и отрицательное, уметь обобщать опыт нескольких учителей, в том числе - и свой, а также пропагандировать передовой опыт.
В последнее время широкое распространение получило понятие инновация, складывается даже целая наука инноватика. Инновация - значит новый, обновлённый.
Педагогическая инноватика - педагогические новшества, внедрённые в педагогический процесс, их оценка с позиций самых современных требований. Например, при выборе методов, средств и форм работы педагогу следует учитывать свои знания и опыт, способности и возможности, цель конкретной работы, а также отличие от ранее использованных, традиционных видов работы.
Итак, педагог-мастер — это специалист высокой культуры, мастер своего дела, в совершенстве владеющий преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладающий психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.
Подлинным педагогом-мастером становится лишь тот, кто оказывает позитивное нравственно-эстетическое воздействие на личность, а это возможно лишь при условии постоянного самосовершенствования.
Однако практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности, как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в своей работе, которые, в конечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса. К наиболее типичным из них относят:
- неумение поговорить с учащимся, его родителями;
- неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;
- неумение преодолеть неуверенность;
-неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;
- недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыра зительность, плохая дикция.
Современное состояние образования ставит перед педагогами практиками достаточно серьезные проблемы, решить которые под силу только профессионалу, обладающему высоким уровнем педагогического мастерства. Оно находит свое выражение в немедленном анализе и действии по сбалансированию и нахождению оптимального соотношения цели, средств и результата педагогической деятельности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Зеленская О. Н. Основы мастерства учителя-дефектолога // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/111025-osnovy-masterstva-uchitelya-defektologa (дата обращения: 21.11.2024)- Особенности применения ИКТ на уроках изобразительного искусства
- Компьютерные игры - развлечение или болезнь?
- Развитие и совершенствование коммуникативных умений учащихся по английскому языку через основные виды речевой деятельности
- Формирование культуры здоровья детей посредством физического воспитания
- Семья как главный субъект патриотического воспитания
- Статья
- Пора нам в оперу...
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2848 пользователей.
Отзывы