Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Основы мастерства учителя-дефектолога

Доклад на тему:

 «Основы педагогического мастерства учителя-дефектолога»

 

     Подготовил учитель-дефектолог

      МБОУ «ШКОЛА № 6 Г. ТОРЕЗА»

                       Зеленская О.Н.

   Торез  2022

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность — проблема для большинства людей. Как известно, интеллектуалами не рождаются. Очень многое зависит от того, какие возможности предоставит окружение для становления личности педагога, а также какой выбор он сделает сам.

Процесс приобретения педагогических знаний является необходимым условием развития мастерства педагога. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу только при целенаправленном самообразовании и саморазвитии на основе  интеграции опыта, теоритических знаний и практических умений. Именно осознанная профессиональная деятельность является основой педагогического мастерства, предполагающего единство общекультурных, деловых свойств личности и профессиональной компетенции педагога.

Педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения и способностей.

Успех во многом зависит от взаимного уважения, доверия и любви между учителем и учеником. Мастерство педагога заключается в умении правильно воспитывать и обучать детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Понятие «педагогическое мастерство» характеризуется множественностью и неоднозначностью трактовок

- знание закономерностей воспитания детей, взаимодействие чувства и техники приводящее к целостному образному эмоциональному воздействию педагога на личность, на коллектив;

- умение управлять своим психическим состоянием, свободно владеть профессиональной технологией, творческим подходом к профессиональной деятельности, а также грамотно анализировать педагогической ситуации при выборе оптимального решения, действенно и эмоционально открыто выражать свое отношение к воспитанникам, уважать личность;

- знание воспитательного процесса, наличие воспитательных умений, а также искусство постановки голоса, мимики и пантомимики, организация взаимодействия и сотрудничества с учащимися;

- комплекс свойств личности, обеспечивающей высокий уровень

самоорганизации профессиональной деятельности;

- синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса»;

- свойство личности, отражающее ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, теоретическую и практическую

В связи с тем, что педагогическое мастерство осуществляется в профессиональной деятельности педагога, его рассматривают как частный случай профессионального мастерства.

Выделяют следующие основные профессиональные качества личности педагога: умственные; дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный детям; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь); перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир детей, развитая психологическая наблюдательность); организаторские качества; волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность); коммуникативные; тактичность; педагогическое воображение, способность к распределению внимания; динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональную устойчивость (способность владеть собой); оптимистическое прогнозирование; креативность.

Педагогу-мастеру необходимо обладать этими качествами вдвойне: как знающему психологию личности, чему учить, и владеющему способами обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство основывается на высоком профессионализме преподавателя, его общей культуре и педагогическом опыте. Чтобы овладеть мастерством, необходимо знать законы и принципы воспитания, уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать процесс заданного уровня и качества.

    «Формула успеха» современного педагога, несомненно, включает следующие составляющие: информированность, методическое мастерство, увлеченность, нравственную культуру. Но главным стержнем успешной деятельности является творчество и любовь к детям.

 

Критериями мастерства педагога выступают:

  1. целесообразность;
  2. продуктивность;
  3. оптимальность;
  4. творчество.

В структуру педагогического мастерства включены:

- умение увидеть педагогическую проблему, отобрать, адаптировать и доносить до учащихся дидактический материал, на основе паритетного диалога организовать творческое учебное сотрудничество;

- умения понять внутреннюю позицию и состояние ученика и на этой основе индивидуализировать образовательный процесс;

- умение удерживать устойчивую профессиональную позицию, осознавать перспективы профессионального развития, диагностировать собственные способности и достижения воспитанников.

              Важнейшей особенностью педагога-мастера является наличие у него самобытного индивидуального стиля как системы приемов и способов учебно-воспитательной работы, адекватно отвечающих особенностям индивидуальности субъектов образовательной деятельности.

Структура и основные компоненты педагогического мастерства.

Педагогичес- кая направлен- ность личности

Профессионально необходимые знания

Профессионально необходимые способности, умения, навыки

Прикладные знания, умения, навыки, способности

Стабильный интерес к  педагогической деятельности, любовь к детям

Специальные знания (по преподаваемым дисциплинам)

Организаторские

Художественные

Ответственность за результаты своего труда

Знания по педагогике, психологии и частным методикам

Коммуникативные

Технические

Позитивные мотивы деятельности

Общественные (исторические, экономические, политические др)

Дидактические

Спортивные

Качества

Личности(позитивные)

Наиболее актуальные сегодня

Актерские

Бытовые

Таким образом, «педагогической мастерство» позволяет его представить как интегративное качество человека, обеспечивающее высокий уровень овладения педагогической деятельностью на основе освоенного комплекса специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной  деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое взаимодействие в системе педагог-учащийся.

Педагогическая техника является компонентом педагогического мастерства. Уместно ли говорить о технике, когда речь идет о воспитании, формировании, прикосновении к личности ребенка, т.е. о процессе, который протекает по-разному, в зависимости от индивидуальности  человека и условий его жизнедеятельности? Однако А.С.Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, - писал он, - люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди». Из них на первом месте - родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, А.С.Макаренко ввел понятие «педагогическая техника», которое напоминает педагогу о необходимости беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.

Компоненты педагогического мастерства

Структурные

Функциональные

Наличие педагогической сверхзадачи

Проектировочные способности педагога

Педагогическая направленность

Организационные способности педагога

Владение профессиональными знаниями и умениями (привычками).

Конструктивные способности педагога

Владения педагогическими средствами (методиками, технологиями, техникой)

Коммуникативные способности педагога

Интуиция справедливого оценивания

Оценочные способности педагога

Интуиция профессиональной ориентации

Прогностические способности педагога

Педагогическая техника - это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности.

Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации. Овладение техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а также, сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью, оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.

К методам формирования педагогической техники относят:

- систему тренировочных упражнений по формированию определенных умений и навыков;

- систему определенных правил и требований к будущей профессиональной деятельности;

- педагогический ролевой тренинг и совершенствование профессиональных качеств и особенностей, обеспечивающих повышение уровня педагогической техники.

Структура «педагогической техники» представлена следующими группами компонентов

Уметь управлять собой

Уметь управлять другими

Уметь сотрудничать

- социально - перцептивные

- при организации

- уметь познать личность,

способности(внимание,  

урока;

разобраться в ней;

наблюдательность, воображение);

- управлять своими эмоциями, настроением (снятие излишнего психологического климата, создание творческого самочувствия);

- владение телом (целесообразность и выразительность мимики и жестов);

- техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия, логичность и выразительность речи).

- при общении;

- при организации

режимных моментов;

- при контроле дисциплины;

- при предъявлении требований.

- верное восприятие личности ученика;

- уметь правильно понимать ребенка;

- уметь влиять на ребенка;

- уметь защищать ребенка;

 - уметьвзаимодействовать

- уметь подавать информацию

      Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. Профессиональные знания обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой - к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии. Важная особенность профессионального педагогического знания - комплексность и интеграция. Прежде всего, это способность педагога синтезировать изучаемые науки. Помимо комплексности, обобщенности, профессиональное знание педагога характеризуется и такой важной особенностью, как индивидуальный стиль работы.

Можно выделить следующие профессиональные знания:

- знание своего предмета;

- знание психолого-педагогических дисциплин;

- знание методики обучения и воспитания;

- знание достоинств и недостатков своей личности и деятельности.

     Мастерство педагога — профессиональное управление педагогической деятельностью. Педагогическая деятельность включает следующие компоненты:

цель, средства, объект, субъект, отличающийся своей спецификой.

1. Педагогическое взаимодействие, умение управлять собой

2. Профессиональная компетентность педагога

3. Педагогические умения и способности

4. Педагогическая культура

5. Речевая культура преподавателя

6.Педагогическое общение и этика

7.Психолого-педагогические знания

Структура и основные компоненты педагогического мастерства.

 

Педагогическая направленность личности

Профессионально необходимые знания

Профессиональ- но необходимые способности, умения, навыки

Прикладные

знания, умения, навыки,

способности

Стабильный интерес к педагогической деятельности, любовь к детям

Специальные знания (по преподаваемым дисциплинам)

Организаторские

Художественные

Ответственность за результаты своего труда

Знания по педагогике, психологии и частным методикам

Коммуникативные

Технические

Позитивные мотивы деятельности

Общественные (исторические, экономические, политические)

Дидактические

Спортивные

Качества  личности

Наиболее актуальные

Актерские

Бытовые

В качестве основных критериев педагогического мастерства выделяются следующие:

гуманистическая направленность всей деятельности преподавателя, то есть уважение личности студента, утверждение моральных ценностей и норм поведения, позитивное влияние на молодежь;

 педагогические способности, а именно:

- дидактические (в доступной форме излагать материал, ясно преподносить проблему, вызывать познавательный интерес к предмету);

- академические (знание своего предмета и способности к научному поиску);

- перцептивные (психологическая наблюдательность, понимание внутреннего мира студента);

- организаторские (умение сплотить коллектив, воодушевить его на решение социально значимых задач);

- авторитарные (эмоционально-волевое влияние на студентов);

- коммуникативные (умение установить целесообразные отношения со студентами, педагогический такт);

- речевые способности, умение выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики);

- педагогическое воображение;

- способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.

профессиональная компетентность, которая охватывает профессиональные знания (предметные, социальные, педагогические, психологические) и профессиональные умения и навыки (умения преподавать и воспитывать, мотивировать и оценивать поведение);

педагогическая техника (культура и техника речи, умение одеваться, способность к самоконтролю, самостимуляции);

коммуникативность, то есть профессиональная способность к продуктивному и комфортному общению.

      Современная школа нуждается в преподавателе высокой профессиональной квалификации, обладающем незаурядными интеллектуальными и умственными способностями, способном критически мыслить и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. Следовательно, помимо профессионально педагогических качеств преподаватель должен обладать еще другими качествами, способствующими его деятельности.

Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.

       Приведенные примеры понимания сущности педагогического мастерства позволяют заключить, что по этому вопросу нет единого мнения в науке. Одни читают, что это свойство личности педагога, другие — знания, умения и навыки, третьи объединяют то и другое вместе, четвертые в одних случаях называют педагогическим мастерством качества личности, а в других — уровень осуществления профессиональной деятельности.

Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное в позиции педагога — способность успешно управлять деятельностью обучающихся.

Педагогическое мастерство — это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно - воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения и способностей.

Цели деятельности педагога определяются обществом и направлены на всестороннее развитие личности обучающегося.

Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном, специально организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является создание условий для развития обучающегося; способствует осуществлению социальной преемственности поколений, включению молодежи в существующую систему социальных связей, реализации природных возможностей человека в овладении общественным опытом.

Управление деятельностью обучающегося (воспитание, обучение) необходимо потому, что цель педагога всегда объективируется в будущем воспитанника. Она близка и понятна педагогу, живущему в современности и строящему будущее. Осознавая, как это сложно, педагоги-мастера всегда выстраивали логику своей деятельности с опорой на потребности обучающихся.

Специфика педагогической деятельности требует от педагога личностного принятия социальной задачи общества, когда цели общества «отражаются» в педагогической позиции учителя; она требует творческого понимания конкретных задач; умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданное направление учебной деятельности.

Учитель дефектолог имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому неприменимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это требует постоянного творческого поиска.

Педагогическое мастерство - понятие более сложное, оно включает в себя и творчество как неотъемлемый компонент мастерства.

Эти два понятия тесно взаимосвязаны: педагог не сможет стать мастером, если в нём нет творческого начала, если он лишь копирует опыт других. Творчески работающим считается тот учитель, который старается овладеть секретами педагогического труда и внедряет их в своё работу, изменив содержание, методы или средства с учётом своих возможностей и возможностей учащихся.

Передовым опыт педагогов может оставаться достаточно долго, однако для развития процесса обучения и воспитания его необходимо постоянно обновлять и обязательно внедрять в широкую практику. Поэтому очень важно, чтобы каждый учитель умел изучать опыт других педагогов, видеть в нём положительное и отрицательное, уметь обобщать опыт нескольких учителей, в том числе - и свой, а также пропагандировать передовой опыт.

В последнее время широкое распространение получило понятие инновация, складывается даже целая наука инноватика. Инновация - значит новый, обновлённый.

Педагогическая инноватика - педагогические новшества, внедрённые в педагогический процесс, их оценка с позиций самых современных требований. Например, при выборе методов, средств и форм работы педагогу следует учитывать свои знания и опыт, способности и возможности, цель конкретной работы, а также отличие от ранее использованных, традиционных видов работы.

Итак, педагог-мастер — это специалист высокой культуры, мастер своего дела, в совершенстве владеющий преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладающий психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.

Подлинным педагогом-мастером становится лишь тот, кто оказывает позитивное нравственно-эстетическое воздействие на личность, а это возможно лишь при условии постоянного самосовершенствования.

Однако практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности, как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в своей работе, которые, в конечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса. К наиболее типичным из них относят:

- неумение поговорить с учащимся, его родителями;

- неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;

- неумение преодолеть неуверенность;

-неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;

- недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыра зительность, плохая дикция.

Современное состояние образования ставит перед педагогами практиками достаточно серьезные проблемы, решить которые под силу только профессионалу, обладающему высоким уровнем педагогического мастерства. Оно находит свое выражение в немедленном анализе и действии по сбалансированию и нахождению оптимального соотношения цели, средств и результата педагогической деятельности.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (562.17 kB)
Автор:
учитель-дефектолог
Дата публикации: 28.01.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Зеленская О. Н. Основы мастерства учителя-дефектолога // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/111025-osnovy-masterstva-uchitelya-defektologa (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию