статья Критерии оценки устной речи
Критерии оценки устной речи
Строение и состояние двигательных функций органов артикуляции:
- строение (без особенностей, оценивается размер, целостность и отклонения в строении, которые могут обуславливать дефекты звукопроизношения, особое внимание обращается на наличие расщелин твердого и мягкого неба);
- наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса (характер, степень выраженности, в состоянии покоя, при двигательных нагрузках) органов артикуляции (каких), с какой стороны; оцениваются: объем движений, сила движений, точность, переключаемость; наличие синкинезий; усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках; степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.
Состояние звукопроизношения:
- при произнесении изолированных звуков
- под контролем сознания
- в спонтанном общении
(указываются звуки, имеющие дефектное произношение, характер нарушения – искажения (какие), замены (какие), смешения (какие), устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано).
Состояние фонематического восприятия
(указывается: сформировано/не сформировано, если не сформировано, указать – какие звуки, по каким признакам смешивает, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков).
Состояние слоговой структуры слова
(слова каких слоговых структур ребенок освоил/не освоил: указывается тип слоговой структуры (количество слогов и из каких слогов состоит, например, трехсложные со стечением согласных на границе слогов), многосложные, со стечениями согласных, малознакомые; характер ошибок: пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог; переставляет согласные, очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова; при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец).
Состояние связной речи:
1. Вид задания: составление связного рассказа (с опорой: по серии картинок, по картинке, на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание).
2. Самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции в виде поощрения (другая); составил по вопросам; не смог составить).
3. Степень развернутости (примерное количество предложений).
4. Тематичность (рассказ соответствует избранной (предложенной) теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью)
5. Связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи (союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.); в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями (И, И ВОТ, ПОТОМ и т.п.).
6. Последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; предложения (или части) в рассказе расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой.
Лексико-грамматическое оформление:
1. Словарный запас:
Объем: соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы, ограничен лепетными словами, ограничен бытовой лексикой; представленность в словарном запасе различных морфологических категорий – существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.); соотношение активного и пассивного словаря; трудности актуализации словаря – с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (какому?); особенности семантического наполнения: использование слова в ситуативно связанном значении, использование слова в расширенном значении; уровень сформированности обобщающей функции слова – наличие бытовых обобщающих понятий, использование слова в переносном значении; использование многозначных слов; усвоение терминологической лексики в соответствии с программой.
2. Грамматический строй:
- Тип предложения (отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами, использует разнообразные виды предложения адекватно замыслу)
- Развернутость предложения (длина в среднем)
- Наличие аграмматизма: степень выраженности (отсутствие грамматических форм, начатки грамматического оформления, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, отдельные аграмматизмы (какие?), неустойчивые ошибки); уровень проявления (словоизменение, словообразование, синтаксис); характер аграмматизма (отсутствие грамматических средств, смешение моделей,
нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены, смешения) предлогов, др.).
Особенности голоса (хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, др., без особенностей).
Характеристика интонационной стороны речи
Речь выразительная (невыразительная); интонационно оформленная, монотонная, затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.
Темпо-ритмическая сторона речи: скандированная, темп ускорен, замедлен, без особенностей; наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом; наличие продолжительных пауз хезитации.
Речевое дыхание: без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Головачева О. В. Критерии оценки устной речи // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/112975-kriterii-otsenki-ustnoj-rechi (дата обращения: 22.12.2024)- Как избежать перегрузок при обучении ребёнка
- Отработка практических навыков сварки пылегазовоздухопроводов
- Проблемы преподавания на уроках литературы
- ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ УКРУПНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
- АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
- Организация самостоятельных форм работы в процессе изучения истории
- Музыкальность как важный аспект в формировании вокалиста и успешном развитии вокально-исполнительского мастерства
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 8950 пользователей.
Отзывы