статья Формирование финансовой грамотности на уроках математики
Формирование финансовой грамотности на уроках математики
В современном мире, в условиях быстрого развития финансовых инструментов очень важно владеть финансовой грамотностью. Ежедневно мы становимся участниками финансовых отношений и решаем различные финансовые задачи, связанные с покупками в магазинах, которые часто сопровождаются различными акциями и скидками; расчетом и внесением платежей за вывоз мусора, пользование электроэнергией, доставкой воды, покупкой еды и т.д. Каждый человек должен понимать, что он сам несет полную ответственность за свои финансы, за защиту своих интересов от мошенничества, от него самого зависит его будущее финансовое благополучие. Сегодня недостаточно зарабатывать деньги, нужно уметь управлять ими, чтобы не оказаться в долговой яме. Нужно знать, не только что такое деньги, инфляция, риски, доходность, депозит, кредит, но и уметь вычислять их. В связи с этим особое значение приобретает повышение уровня финансовой грамотности современных школьников. Вопросы финансовой грамотности представлены в работах отечественных и зарубежных ученых: Т.А. Алмазовой, Н.В. Никаноркиной, А.В. Зеленцова, Л.Ю. и др. По мнению Т.А. Алмазовой, Н.В. Никаноркиной, обучение школьников основам финансовой грамотности может быть встроено в процессе изучения математики. Финансовое образование в нашей стране внедряется по каналам распространения знаний в системе образования — через образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты, институты повышения квалификации), которые обладают важными преимуществами перед многими другими каналами распространения знаний. Например, регулярностью занятий, разнообразием педагогических технологий, внимательному подходу к формированию образовательной среды внутри учреждения. Этот подход согласуется с мировым опытом, который прямо указывает на то, что распространение финансовых знаний через систему образования является ключевым источником финансовой грамотности населения страны. Финансово грамотный выпускник школы — это хороший результат работы системы образования как инструмента выполнения государственного заказа в решении этого вопроса. Учитывая потенциальные возможности и специфику математики, особую роль в решении этого вопроса могут играть задачи финансово-экономической направленности. В последнее время все большую популярность в школьном обучении математики приобретают задачи экономического содержания (следует отметить, что они прочно закрепились в КИМах профильного ЕГЭ по математике). Одной из причин такой ситуации может служить реализация на федеральном уровне Проекта повышения финансовой грамотности населения. Можно с уверенностью сказать, что включение задач экономического содержания в обучение математике позволит, с одной стороны, развивать учебно-предметные компетенции в области математики, а с другой — средствами математики формировать финансовую грамотность школьников. На сегодняшний день авторами проекта по повышению финансовой грамотности для младших школьников, обучающихся основной и средней школы разработаны соответствующие учебно-методические комплексы (УМК) для организации внеурочной деятельности. Авторские УМК содержат задачи и кейс-задания, которые эффективно решаются с помощью математики, и на основе полученных результатов требуют принятия экономически обоснованных решений. С другой стороны, влияние семьи на финансовую грамотность ребенка трудно переоценить. Финансово-экономические практики родителей осуществляются на глазах у детей и служат примером для подражания или критического осмысления в зависимости от возраста ребенка. Современные дети не «приватизируют» целиком и полностью модели финансового поведения родителей, а формируют свои, основываясь на личном опыте и наблюдениях за финансовой жизнью взрослых. Реальность такова, что многие финансово-экономические модели поведения взрослых «морально» устарели и не обеспечивают их носителям финансового процветания в современных экономических условиях. Социальное расслоение и финансовое неравенство людей — очевидный факт, который позволяет давать оптимистический прогноз относительно формирования осознанной или неосознанной потребности в формировании финансовой грамотности внутри детской аудитории. Прежде всего, государство занимает активную позицию в этом вопросе и задает высокую планку относительно финансовых знаний, умений, навыков и компетентностей выпускников школ. На сегодняшний день система образования обладает локальным опытом решения проблемы формирования финансовой грамотности школьников и не занимается этим вопросом системно. Тем не менее, финансовая грамотность школьников формируется стихийно, методом проб и ошибок, под воздействием многих факторов, важнейшим из которых относится влияние семьи. Уровень финансовой грамотности может быть различным: от хорошо сформированной функциональной финансовой грамотности до полной финансовой неграмотности.
С целью расширения границ образовательного пространства при обучении математике в школе учитель может использовать практическую составляющую УМК по финансовой грамотности, усиливая тем самым прикладную направленность математики. Независимо от того, какой жизненный путь и профессию выберут выпускники в дальнейшем, опыт решения прикладных задач пригодится им в жизни и поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в нашем обществе. Экономические задачи позволят учащимся лучше осознать особенность труда в промышленной и предпринимательской деятельности. В итоге у школьников сложится понимание о месте математики, сформируются навыки использования математических моделей для решения задач реальной жизни.
Информация добавлена автором. Будьте внимательны при переходе на внешний сайт.
-
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Хисматова Г. Р. Формирование финансовой грамотности на уроках математики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/113200-funktsionalnaya-gramotnost (дата обращения: 15.11.2024)- Статья: "Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по математике"
- Организация учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС НОО ОВЗ
- Я-классный руководитель
- Проектирование урока на основе внедрения ФГОС НОО
- Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме
- Совершенствование навыка техники чтения в начальных классах
- Значение и сущность понятия "Информационная грамотность" для формирования ее у младших школьников