Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Кто такой исследователь

Разработан тест

«КТО ТАКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?»

 «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать»

                                                                                                        В. Сухомлинский.

            Одно из самых удивительных особенностей всех живых существ является стремление исследовать окружающий мир. Данное стремление универсально, оно проявляется в поведении не только людей, но и животных. Но только у человека оно выступает  важнейшим источником личностного развития и саморазвития. Чтобы  проникнуться необходимостью  развития исследовательской деятельности в школе, хочу рассказать вам притчу Ферьера:

…И сотворили школу так, как велел дьявол. Ребенок любит природу – а его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравиться сознавать, что его работа имеет смысл – поэтому сделали так, что его активность не приносит никому пользы. Он не может оставаться  без движения – а его посадили за парту. Он любит работать руками – а его стали учить теориями. Он любит говорить – а ему велели слушать или учить наизусть. Он хотел бы искать знания – а ему их дают в готовом виде.

…и тогда дети научились тому, чему никогда не научились в других условиях – лгать и притворяться.

…И вот что произошло. Как и хотел дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили интерес к жизни. Они лишились и счастья и здоровья. Пропали любовь и доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились…

Дети развиваются наилучшим образом при учении с увлечением. Ведь мы знаем, что рассказанный ребенку материал он усваивает на 5%, прочитанный – на 10%, увиденный и услышанный – на 20%, обсужденный с кем–нибудь – на 50%, и только если он что-то сделает руками закрепляя материал – он усвоит его на 70%.

Современный человек должен проявлять постоянно исследовательскую активность.

Уже в детстве становится заметно, что уровень развития исследовательской активности и жизненная успешность тесно связаны друг с другом. Развитию исследовательских способностей время от времени уделялось определенное внимание в различных педагогических практиках. В образовании сейчас очень высок интерес к исследовательским методам обучения.

Исследование – процесс поиска неизвестного,  выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательское поведение является одним из главных инструментов научения. Но оно зависит от врожденных исследовательских способностей.  Степень стремления к исследованию зависит от многих обстоятельств, в том числе и от индивидуальных особенностей. Все дети рождаются исследователями и задают много вопросов «Почему?». Но стоит им только подрасти, как они начинают делиться на тех, кто способен к исследовательскому поиску, и тех, у кого это получается не очень.

Что такое исследовательские способности?

Исследовательские способности – это индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.

Исследовательские способности состоят из трех факторов:

- поисковая активность (мотивация к приобретению знаний, познавательный интерес, эмоциональная включенность в познание)

 - уровень дивергентного мышления (оригинальность, способность к выдвижению идей, нестандартность мышления)

 - уровень конвергентного мышления (анализ, синтез, логика, выработка суждений, умозаключений)

Исследовательские способности есть результат взаимодействия всех трех компонентов (иными словами – это дети, которые хотят исследовать, им это интересно, могут увидеть проблему, придумать нестандартный способ ее решения, сделают из всего этого вывод)

Исследовательские способности, как и любые психологические конструкты, приобретают смысл лишь в сочетании с процедурой диагностики.

Для того, чтобы  определить исследовательские способности младшего школьника, можно использовать различные методы диагностики : тестирование, анкетирование, беседа. Но  ведущим методом диагностики исследовательских способностей является наблюдение.  Это метод психологической диагностики, сосотоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их спицифических изменений при определенных условиях.Объективность метода наблюдения выражена во многократности и длительности его проведения.

Помочь в этом нам могут игровые методики (см.приложение).

Приемы – ответь на вопросы:

  • Как познакомитьсяс незнакомым взрослым?
  • Как узнать время не имея часов?
  • Что, кроме лечения больных, может делать врач – стоматолог? Парикмахер?
  • Обясни, почему говорят «позеленел от злости»? «Утонул в двойках»?

Следующим методом диагностики явялется тестирование – это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи с определенной шкалой значений. (см.приложение).

Анкетирование – это метод психологической диагностики, предполагающий свободные ответы на предложенные тематические вопросы. Данный метод поможет педагогу определить склонности ребенка. (см.приложение)

Дополнительными методами диагностики могут стать интервьюирование, анализ продуктов детской деятельности, собеседование и т.д.

Можно поискать такие методики диагностики как:

  • Метод модульных систем А.Н. Подъякова
  • Классические тесты интелекта Д.Векслера, Дж. Ровена
  • Тесты креативности Дж.Гилфорда, Е.П. Торренс

Самое главное – это фиксация результатов диагностики в выбранной вами форме:

  • Таблица
  • График
  • Характеристика ребенка
  • Дневник развития ребенка и т.д.

Характеристика ребенка, имеющегоисследовательские способности.

  • Любит наблюдать
  • Задает много вопросов
  • Делает самостоятельные выводы
  • Доказывает свою точку зрения

После того, как мы определили детей, имеющих исследовательские способности их необходимо замотивировать на данную деятельность. Методы могут быть разнообразны (похвала, выражение доверия, стимулирование на успех, постановка проблемы и др.)

Для перехода к исследовательскому поиску учащиеся должны обладать определенными навыками и умениями. А точнее:

  • Умение видеть проблемы
  • Умение задавать вопросы
  • Умение выдвигать гипотезы
  • Умение давать определение понятиям
  • Умение классифицировать
  • Умение и навыки наблюдения
  • Умения и навыки экспериментов
  • Умение делать выводы и умозаключения
  • Умения и навыки структуирования материала
  • Умения и навыки работы с текстом
  • Умения доказывать и защищать свои идеи.

В этом вам поможет программа А.И. Савенкова «Я исследователь». Автором разработана программа тренингов по развитию навыков и умений исследований.

Далее необходимо выбрать направление. В этом нам поможет анкета интересов.

Далее необходимо выбрать тематическую направленность исследования ребенка

Все многообразие тем можно примерно разделить на три основные группы:

  1. Фантастические - темы ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. При правильной организации они могут быть очень интересны не только в плане развития воображения, но и в плане приобретения новых знаний.
  2. Эмпирические – темы. Тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Они особенно важны с точки зрения их творческого развития, а также не менее полезны в плане информационном.
  3. Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Основой для определения тематики для педагога станет особенности ребенка исследователя. Какому ребенку вы предложите выбрать фантастическую тему для исследования? Эмпирическую? Теоретическую?

Общеизвестной является истина, что исследовательская деятельность учащихся, как в организационном, так и содержательном плане находится в прямой зависимости от возможностей педагога.

Для исследовательской работы с детьми важно для учителя самому научиться:

1 – создавать среду, провоцирующую (делающую необходимым) учащегося к самоопределению и самоуправлению в принятии решения – а это возможно делать через ситуацию необходимости принятия самостоятельного решения в условиях выбора в поливерсионной среде на основе исследовательской позиции;

2 – выстраивать диалогическое (а не монологическое) общение с учениками, в котором вопрошание к внутреннему миру другого будет занимать значимое место;

3 – провоцировать на появление вопросов и желание поиска на них ответов (а не выдавать на все готовые ответы и учить однозначности правильности);

4 – выстраивать доверительные отношения с учащимися на основе договора и взаимной ответственности (это особенно тяжело, так как зачастую взрослые либо не готовы отдать ответственность за ребенка самому ребенку, либо – другая крайность – начинают с него требовать как с взрослого, каковым он еще не является ни внешне, ни внутренне);

5 – учитывать интересы и мотивации ребенка, не забывая про свои;

6 – давать учащемуся право в принятии значимых для учащегося решений;

7 – развивать у самого себя «открытое мышление», а не замыкать его на основе идеи, что «учитель должен знать все» и заранее планировать все и вся.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (67.00 kB)
Автор:
Учитель начальных классов города Ангарска МАОУ «Лицей №2 имени Янгеля М.К»
Дата публикации: 13.01.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Таёкина Н. В. Кто такой исследователь // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/52768-kto-takoj-issledovatel (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию