статья Использование модульного обучения на уроках химии
Использование модульного обучения на уроках химии
Модульное обучение - универсальная технология, которая интегрирует все прогрессивное, что накоплено ранее в педагогической науке. Это программированное обучение, системно-деятельностный подход, проблемный, рефлексивный, дифференцированный, индивидуальный подход. Технология модульного обучения – личностно-ориентированная, направленная на решение проблем каждого ребенка. На его развитие и самореализацию и социализацию (передача знаний), также на индивидуализацию (развитие индивидуальных способностей), становление самостоятельности (самопознание, самообразование, самореализация, самоориентация, самокоррекция)
Использование модульного обучения мне позволяет:
- не перестраивать учебный процесс, а вводить модульные уроки постепенно, сочетая имеющуюся систему с модульной,
- лучше организовать и планировать учебный процесс (четкость, структурность, возможность изменения содержания модуля с учетом готовности класса и индивидуальных потребностей учащихся),
- реализовывать и использовать прием погружения, идеи РО, идеи проблемности. (Проблемное обучение одними авторами рассматривается как новый тип обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, М.И. Махмутов), другие – как метод обучения (В.Оконь), третьи относят проблемное обучение к категории принципа (Т.В.Кудрявцев). Также проблемное обучение можно рассматривать как дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности человека. Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучение, основными элементами являются: создание проблемных ситуаций и их решение).
- организовать работу так, когда каждый ученик может обучаться в своем темпе, по своей программе. Контроль знаний осуществляться индивидуально, по мере изучения ребенком темы.
В своей образовательной деятельности практикую два основных этапа перехода к работе по технологии модульного обучения:
- Этап проектирования,
- Этап реализации проекта в учебном процессе.
Этап проектирования сосредоточен на конструировании технологической карты. Основной объект проектирования в технологии – учебная тема. Тема-модуль представляет собой законченный блок информации, где определяется комплексная дидактическая цель. Тема-модуль распадается на самостоятельные единицы учебной познавательной деятельности – уроки-модули с их интегрированными и частными дидактическими целями. Принцип динамичности и гибкости требует построения модулей таким образом, чтобы обеспечить свободное изменение их содержания: сокращение или дополнение учебных элементов, конструирование новых модулей с учетом возможностей и потребностей учащихся, зоной их ближайшего развития
Проектирование учебного процесса не только для учителя, но и для учащихся логически последовательно раскрывает объективную картину внутрипредметных связей внутри каждой темы и курса в целом.
Технологическая карта дает учащимся возможность:
- Осознать комплексную дидактическую цель, которая должна приниматься учениками как лично значимый ожидаемый результат,
- Осознать интегрированные дидактические цели каждого модуля,
- Осознать частные дидактические цели каждого учебного элемента.
В результате работы по технологической карте формируются: мотивация учения, познавательные интересы, активная позиция, ответственность ученика за результат обучения. Структуризация обучения, его системность и последовательность способствуют образованию системы знаний. Использование технологической карты дает возможность реализовывать систему индивидуального подхода к учащимся, ведет к доступности обучения в соответствии с зоной ближайшего развития каждого ученика (приложение 4). Ученик получает возможность контролировать себя на уроке и дома, ликвидировать пробелы в знаниях, проверить свои умения, т.е. создаются условия для самоанализа и самоконтроля, для формирования умения объективно оценивать себя, для развития самообразовательных навыков. Организация работы в парах, группах дает возможность освоить изучаемый материал в классе, стимулирует процесс самообразования, в результате создаются комфортные условия обучения, снимается напряжение, страх перед контрольной работой по теме. Изучение материала крупными блоками позволяет сэкономить время для проведения практических, лабораторных и творческих работ, что является очень важным при изучении химии.
Внедрение мною технологии модульного обучения несомненно позволяет сделать обучение личностно-ориентированным, превращает ученика из пассивного объекта обучения в активного участника образовательного процесса, способствует становлению самостоятельной, конкурентноспособной личности, повышает качество образования. Внедрение модульной технологии требует также больших затрат на планирование и создание модулей, технологических карт, но это оправдывает результат моей деятельности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гапоненко Н. В. Использование модульного обучения на уроках химии // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/89466-ispolzovanie-modulnogo-obucheniya-na-urokakh-khimii (дата обращения: 14.11.2024)- История заимствования в русском языке
- Методы обучения и их классификация
- Проблемное обучение в начальной школе
- Разноуровневые задания в начальной школе
- Выход из конфликтных ситуаций как способ повышения культуры общения младших школьников
- Духовно-нравственное воспитание. Почему агрессивность стала признаком нашего времени
- Типы уроков
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 11583 пользователя.
Отзывы