Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Вопросы духовно - нравственного воспитания в процессе преподавания предметов гуманитарно - эстетического цикла

Включает методическую разработку

Мечтаю быть «белой вороной» - занятие – самоанализ в рамках курса внеурочной деятельности курса «Литература Вятского края» в 8 – 9 классах.

         В современном мире ребенок растет и развивается под влиянием множества факторов, формирующих его сферу нравственности. В течение всей жизни он будет получать знания и представления о нормах поведения в обществе, последствиях нарушения этих норм не только для себя, но и окружающих его людей. Так, приоритетной задачей государства и общества становится воспитание, социальная и педагогическая поддержка высоконравственного, творческого, ответственного и компетентного гражданина Российской Федерации.

         В процессе становления такой личности обучающийся сталкивается с рядом непростых вопросов и проблем, таких как различные морально – этические вопросы, детская жестокость, взаимоотношения между детьми, внутрисемейные отношения и многие другие. Самопознание учеников становится возможным посредством участия в занятиях в форме самоанализа с применением прочтения и обсуждения текста на актуальную для подростков тематику. На таких занятиях реализуется принцип личностно -ориентированного подхода, что помогает создать более глубокое понимание и доверие со стороны детей по отношению к учителю, учесть индивидуальные особенности восприятия информации обучающимися.

         Список тем для обсуждения с приложенным к ним календарем можно составить путем проведения устного или письменного опроса на вводном занятии. Если обучающиеся испытывают трудности в выборе наглядных аргументов из произведений литературы, то учитель может им помочь, подобрав произведения, соответствующие тематике и программе.

         Рассмотрим особенности проведения занятия – самоанализа на примере одного из них. Название «Мечтаю быть «белой вороной» представляет собой поле для споров и обсуждений. На подготовительном этапе ученикам может быть предложен прием кластера с составлением ассоциативного ряда с фразеологизмом «белая ворона», затем следует постановка проблемного вопроса: мечтали ли вы когда – нибудь стать «белой вороной»? В большинстве случаев ответы будут отрицательными.

Проблему детской жестокости осмысляет в своих произведениях лауреат премии А. Грина 2016 года – Елена Васильевна Габова. Елена Васильевна родилась 7 июня 1952 года в столице Республики Коми городе Сыктывкар. Уже в подростковом возрасте стала писать рассказы о судьбе детей, частом непонимании со стороны взрослых. У писательницы более 30 книг для детей и подростков, две из которых вышли в Японии. Чаще всего Елена Васильевна пишет о первой любви, о просыпающихся желаниях и о том, как порой взрослые не хотят понимать, что творится в душе подростков. Этой теме посвящены книги «Двойка по поведению», «Школьные годы недетские», «Чайка с застывшим глазом» и другие.

В рассказе «Не пускайте рыжую на озеро» представлен образ «белой вороны» - Светки, которую одноклассники не принимают по ряду причин. По ходу прочтения текста обучающимся необходимо сделать для себя следующие записи: 1) Кто в тексте предстает перед нами в образе «белой вороны»? (Ответ: Светка Сергеева) 2). Выделить в тексте особенности главной героини (Ответ: внешность героини- «Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока», «Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая», пронзительный голос- «Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я», материальное положение семьи – «Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы», ее поведение во время похода – «Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает») 3).Как главная героиня справилась с непростой ролью «белой вороны»?

Последний вопрос напрямую направлен на осмысление проблемы жестокости и несправедливости со стороны сверстников, проблемы одиночества. Ученики в процессе обсуждения могут приводить примеры из личного жизненного опыта со схожими ситуациями и их оценкой происходящего. Для размышления о правильности подобного поведения могут быть предложены следующие темы для размышления: Какой фрагмент текста указывает на сомнения главного героя в правильности их с Женькой поступка? Подберите цитату из текста, иллюстрирующую состояние главного героя, который встретил Светку после стольких лет. Дайте краткий комментарий. Предположите, почему главный герой не подошел к Светке после выступления? Как вы понимаете последние строки рассказа – «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий»?

Так, ученик понимает то, что «белой вороной» в той или иной жизненной ситуации может стать каждый из нас. Человек, способный продемонстрировать такие качества как сила духа, вера в собственные силы, как это было в случае с героиней рассказа Е. Габовой, сможетстать «не рыжим, а золотым» вопреки всему.

Рефлексия занятия может представлять различные варианты. 1. Заполните список из 5 пунктов «То, чему я бы хотел научиться у Светы Сергеевой?» 2. Поменялось ли мое мнение о теме занятия после работы с рассказом «Не пускайте рыжую на озеро»? Почему? 3. Приведите примеры из других произведений или фильмов, где раскрывается тема жестокости и несправедливого отношения со стороны сверстников или одноклассников. Этот вариант более предпочтительный для выпускников 9 класса. Подобные примеры могут послужить одним из аргументов на сочинении 9.3. 4. Представьте, что вам в руки попало письмо от героя – рассказчика, который все же решил извиниться от лица класса перед Светой Сергеевой. Помогли ему дописать это письмо.

Текст письма может выглядеть следующим образом:

Дорогая Света! Нам очень жаль, что мы шутили над тобой, твоим голосом и _____________ (цветом волос). Прости, что часто обзывали тебя _______________________ (рыжухой).

Только сейчас мы понимаем, что наш с Женькой поступок на теплоходе был ____________ (низким, подлым, глупым и т.д.). Ты всегда старалась найти с нами общий язык, приносила с собой ___________ (бутерброды с маргарином и яйца).

Хорошо, что ты поступила ____________ (в музыкальное училище) и смогла раскрыть свой талант. Теперь ты ______________ (оперная певица), и, если ты нас простишь, то мы обязательно придем на твой концерт. Теперь ты настоящая золотоволосая красавица. Дай нам, пожалуйста, шанс все исправить.В любом случае, мы гордимся твоими успехами и желаем _____________________________.

Таким образом, работа на занятиях – самоанализа помогает не только познакомиться с новыми авторами и их произведениями, но и провести параллель с реальными жизненными проблемами и сложностями жизни подростка. В ходе прочтения текста и обсуждения у учеников появляется возможность задуматься о своем поведении, выборе модели поведения, об отношении к тому или иному спорному вопросу. Так гармонично продолжается процесс духовно – нравственного воспитания личности через призму художественного произведения.

Список литературы:

  1. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. – С. 69
  2. Поздеев В.А. Энциклопедия земли Вятской. Откуда мы родом? Т.2: Литература. Киров: Вятка, 1995.
  3. Путеводная звезда. Школьное чтение, №3, 2011
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (47.00 kB)
Автор:
учитель русского языка и литературы, МОАУ "Гимназия имени А.Грина"
Дата публикации: 07.12.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Перехрист Е. С. Вопросы духовно - нравственного воспитания в процессе преподавания предметов гуманитарно - эстетического цикла // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/117810-voprosy-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya-v-protsesse-prepodavaniya-predmetov-gumanitarno-esteticheskogo-tsikla (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию