статья Мозаичный портрет моего наставника
Работа над портретом в целях развития речи школьников вызывает интерес методистов уже более века, и результатом стал сложившийся комплекс отобранных из классической и детской литературы портретных образцов: это портреты детей и взрослых из трилогий Л.Н. Толстого и М. Горького; гоголевские портреты Тараса Бульбы и его сыновей; Хорь и Калиныч, Бирюк из «Охотничьих рассказов» И.С. Тургенева и мн. др. Эти портреты, однако, в подавляющем большинстве случаев рассматривались вне контекста произведения - как законченные фрагменты, что, на наш взгляд, препятствует целостности анализа, точности интерпретации и постижению авторского замысла произведения. Так, работа над словесным портретом из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» - пана Тыбурция, главы «дурного общества» - организовывается только при чтении первых страниц повести, а сравнение учителей Карла Ивановича и Сен-Жерома из повести «Отрочество» Л.Н. Толстого - на материале только одной главы.
Отсутствие в литературоведении четкой формулировки понятия «словесный портрет» в методике привело к отождествлению этого понятия с типом речи «описание», что существенно искажало природу обоих. Словесное изображение внешности не исчерпывается одним только описанием облика, т.к. часто оно сопровождается повествованием о действиях и рассуждением о характере человека. Поэтому неправомерно ориентировать учащихся на выбор средств только одного типа речи- «описания» (статического, единовременного представления признаков): это ограничивает школьников в реализации замысла портретирования. На эмпирическом уровне это было отражено в учебнике русского языка для 5-6 классов под редакцией Н.М. Шанского, где приступить к «описанию внешности человека» предлагалось не сразу после описаний помещения и природы, а только после овладения навыками писать сочинения-рассуждения и «рассказ на основе услышанного».
Кроме того, неудовлетворенность отождествлением портрета с типом речи «описание» привело к расширению традиционной трактовки портрета: от изображения внешности (лицо, фигура, реже - жесты, манеры, походка, поза, одежда и др.) до всего того «внутреннего - включая особенности занятий и профессии описываемого лица, определенные состояния и особенности характера, - что проявляется во внешнем облике человека».
И, наконец, выделение многочисленных жанров работ по словесному описанию облика человека, таких как «портретный очерк», «сравнительная характеристика», «характеристика хорошо знакомого человека» , «описание состояния человека», «характеристика человека» и «описание внешности человека» и т.д., иллюстрирует попытки методистов скорректировать содержание понятия «словесный портрет» для целей теории и практики развития речи.
Безусловно, обращение к работе над словесным портретом является современной, актуальной проблемой в методике развития речи школьников, решение которой позволяет повысить эффективность последней.
Работа над словесным портретом более века была традиционным направлением методики развития связной речи школьников и преимущественно строилась как подражание текстовым образцам. Такой имитационный метод даже в совокупности с элементами лингвистического анализа оборачивался запоминанием, воспроизведением содержания и правописного оформления текста. Закономерности создания текста оставались вне поля зрения учащихся, в лучшем случае усваивались на «неосознанном» уровне и потому не только не помогали строить собственные тексты, но и вели к разрушению образности и эмоциональности пересказываемых текстовых образцов.
Создавая систему работы над словесным портретом, мы исходили из необходимости осуществлять развитие речи по законам процесса познания, обеспечивая продвижение школьников от восприятия, анализа и интерпретации текста к созданию собственного высказывания, замысел которого диктует выбор типоречевых, жанровых и стилистических средств. Важнейшим направлением работы над портретом также была применимость приобретаемых учащимися знаний и умений в реальной коммуникации, обогащение опыта общения за счет эффективного невербального поведения.
Перспективность работы по словесному портретированию в старших классах школы, обусловлена тем, что о на основе межпредметных связей русского языка, литературы и психологии создаются оптимальные условия для полноценного и интенсивного формирования умений текстовосприятия и текстообразования; о на уроках словесного портретирования формируется культура невербального поведения взрослых подростков, особенно важная для их социальной адаптации; о произведения русских классиков (A.C. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и мн. др.), изучаемые в 10-11 классе, дают возможность изучения высокохудожественных образцов словесного портретирования и пополнения школьниками продукта коллективной деятельности — словаря открытого типа «Внешность человека» - новыми единицами, информацией об их употреблении в речи (стилистическими пометами) и об общем значении детали внешности, как оно понимается в современной психологии, новыми принципами организации словарной статьи (например, способы представления одного и того же значения, выраженного разными грамматическими категориями: например, «улыбка», «улыбчивый», «улыбаться» и «рот до ушей»).
На уроках русского языка и литературы можем применять следующие методы обучения словесному портретированию (поисковая и продуктивная лексикографическая работа, наблюдение, анализ, эксперимент, моделирование, конструирование, тренинг невербального общения и презентация результатов работы). Так, можем представить типологию уроков (урок теории словесного портретирования, художественная мастерская словесного портретирования, портретное моделирование, портретная трансформация образа-стереотипа, стилистический эксперимент и имитация, а также синтез искусств в словесном портретировании).
Выделены формируемые при работе над словесным портретом умения текстовосприятия (распознавать в тексте его портретную составляющую; понимать значение слов, форм слов, конструкций, фиксирующих телесность героя и психологический смысл описанных автором черт облика; анализировать композицию портрета и его контекст; определять по портрету характер героя и авторское отношение к нему; формулировать роль портрета в создании образа; оценивать соответствие своей интерпретации портрета авторскому замыслу и др.) и текстообразования (определять степень необходимости включения словесного портрета в сочинение о человеке/герое для создания образа и раскрытия определенного замысла, содержание и способ портретирования; ведущий тип, стиль, жанр речи; общие принципы отбора языковых средств для словесного портрета с учетом адресата и задачи речи, а также замысла и жанра; выбирать и акцентировать доминантную портретную черту героя; передавать характер через его портрет, т.е. применять специальные знания из психологии, физиогномики, культурологии, лингвистики и национальный, ассоциативно-личностный опыт; позиционировать портретные компоненты в тексте сочинения, высказывания; определять необходимость авторского комментария к портрету; эмоционально окрашивать портретную характеристику посредством образных средств; совершенствовать высказывание по ходу его создания и после, и др.).
Итак, после того, как мне удалось обозначить актуальность выбранной темы для нашего мастер – класса. Предлагаю взять за основу следующее определение.
Словесный портрет — это способ для автора выразить свои мысли, эмоции и отношение к персонажу, а для читателей — провести уникальное путешествие по литературному миру, познакомиться с новыми образами и пережить с ними их приключения и испытания.
Ключевыми словами для нас станут сегодня мысли, эмоции, отношение к персонажу.
Основная часть
Совсем недавно в нашей стране отметили праздник, посвященный любимым учителям, сам же год прошел под гордым названием Год педагога и наставника. Как же приятно осознавать тот факт, что не только мы с вами, но и многие талантливые люди в своих произведениях искусства воспевали своих учителей. Не стал исключением и Альберт Анатольевич Лиханов. Наш известный земляк, российский писатель, общественный деятель, председатель общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», президент Союза общественных фондов «Международная ассоциация детских фондов», председатель общероссийской общественно-государственной организации «Фонд защиты детей».
Особое место в его творчестве занял образ учителя Аполлинарии Николаевны Тепляшиной, выпускницы 8-го педагогического класса Вятской Мариинской гимназии. Знаменитая вятская учительница, отдавшая 70 лет своей жизни преподаванию в начальных классах, стала образцом профессионального мастерства учителя не для одного поколения педагогов. А сколько добрых, проникновенных слов оставили о своей любимой учительнице ученики, их родители и просто люди, жившие рядом с ней!
Высокая награда за труд учителей начальных классов также носит имя этого великого учителя.
Ее образ путешествует по страницам произведений А.Лиханова. Вспомним, каким.
- участники мастер – класса называют примеры произведений.
«Крутые горы», «Магазин ненаглядных пособий», «Детская библиотека», «Последние холода», «Кресна» - и в каждом из них с теплотой и нежностью высветляется образ Аполлинарии Николаевны. Страшные годы Великой Отечественной войны показывает автор в этих повестях. В то время было много жестокости, грубости, злобы, но Аполлинария Николаевна сумела уберечь детей от этого, сумела оставить в их сердцах светлые и даже счастливые впечатления от детства военной поры. Для детей Тепляшина стала не просто учителем, а мудрым и добрым другом на всю жизнь. Ее отличала справедливость, доброта, сострадание к окружающим, а главное беззаветная любовь ко всем людям. Аполлинария Николаевна прожила долгую жизнь, 97 лет, а 70 из них она служила своим ученикам, именно служила, полностью растворяясь в них. Она преподавала детям литературу и арифметику, географию и чистописание. Но главное, она учила их добросердечию, уважению к другим людям, любви к книге, к искусству, а ещё – чистоте.
Среди выпускников Тепляшиной много известных людей - писатель, председатель Российского Детского фонда Альберт Анатольевич Лиханов, «певец дымки» Леонид Владимирович Дьяконов, целая династия вятских кукольников Афанасьевых, преподаватели музыкальных училищ и вузов, воспитатели, врачи, инженеры и многие другие прекрасные люди земли вятской.
Сегодня на занятии мы обратимся к технологии портретное моделирование. Помимо путешествия по страницам книги "Мужская школа" и других повестей А. Лиханова, мы сможем стать художниками и создать настоящий портрет.
Примеры подобных портретов вы видите на экране. Все они созданы из строчек произведений или высказываний тех или иных творческих личностей.
Ваш холст сегодня – лист бумаги. Вы можете сделать наброски лица человека либо же представить портрет в форме какого – либо символического предмета.
Ваша краска – слова, теплые воспоминания о школьных годах Альберта Лиханова.
Для создания портрета мы можете выбирать любой оттенок цвета для записи. Мы говорим об одном из самых важных людей в нашей жизни – наставнике, учителе. Пускай эта мысль вас вдохновит.
Отрывки, которые будут выданы для работы с портретом. Участникам мастер – класса предлагается выбрать ключевые выражения, предложения об Аполлинарии Николаевне и записать их на лист в форме портрета/предмета, о значении которого они расскажут. Время создания портрета – 20 минут, время презентации – 3 – 4 минуты.
«Отчётливо помню эту почти физически прочерченную черту: и уход отца на фронт, и добрая моя учительница Анна Николаевна, и первая книга из детской библиотеки, и «шакалы» из восьмой столовки, и лучший дружбан Вовка Крошкин, и мир, слившийся у реки в одно сплошное звёздное небо, и даже Победа, и даже возвращение отца всё это вдруг оказалось где-то за плечами, в прошлом, хотя какое может быть прошлое у человека двенадцати лет от роду?»
«Ей, этой детской любви было через край, она думала, обо мне пеклась, о том, чтобы не давила никакая смутная печаль мою душу тяжелым камнем». И так о каждой живой душе. Великий и тонкий человек была Анна Николаевна!»
«Вы знаете, почему такие узкие проходы между рядами в нашем классе? Потому что идет война и школы в нашем городе, большие и удобные, отданы раненым, там госпитали… Вы знаете, почему выпишете на старых газетах, а не на тетрадях? Потому что идет война и фабрики, где делали тетради,- разрушены… Вы знаете, почему вместо ярких лампочек у нас горит керосинка, а на партах свечки? Потому что энергии не хватает заводам, потому что заводы работают на всю мощь, чтобы сделать побольше снарядов!»
«Молитву-то помнишь? И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», потом по лбу себя хлопнула и рассмеялась: «Ой, да ты ведь уж училась-то после революции.»
«…объясняя, что Ной – это не только нытье, но еще и библейский герой, который собрал перед великим потопом каждой твари по паре, сделал огромный такой корабль по имени ковчег и, когда вода залила всю землю, спас всю свою семью и всех самых разнообразных животных.»
«Вы должны вырабатывать красивый, каллиграфический почерк. Вас должны понимать все, кому вы пишите, - друзья, родные или служащие, к которым обращаетесь. Вы учитесь писать не для себя, а для других».
«Учительница хорошенько растолковала детям, что, к примеру, шестью семь в сумме будет отличаться от результата, который даёт шестью шесть, на один шаг, на одну шестёрку.»
«Бывало, среди урока она упирала кулачок в остренький свой подбородок, глаза ее туманились, взор утопал в поднебесье или проносился сквозь нас, словно за нашими спинами и даже за школьной стеной ей виделось что-то счастливо-ясное, нам, конечно же, непонятное, а вот ей зримое.»
«сухонькой невысокой старушкой с пуховым платком на плечах. Лицо у неё было совершенно обыкновенное, старушечье - продольные морщины на лбу, резкие прорези от носа к краешкам рта, и скулы выпирают, наверное, это от общей худобы. Седые волосы зачесаны на пробор и назад, а на затылке, я видел, тощая маленькая косичка, спрятанная под платок, - маленький старушечий секрет. Можно подумать, учительница наша дорогая сама себя задумала и осуществила такой, чтобы ничем, никакими приметами и особенностями не отвлекать нас от главного, от знаний.»
«Кресна. Крестная мать. Крестная мать – не та, что родила, а та, что приняла тебя из купели и потом, как родная, всю жизнь свою, как умела, как понимала, как считала нужным, берегла тебя…»
Вопросы для размышления перед презентацией портретов:
- Постарайтесь подобрать одно слово, какая же она Анна Николаевна?
- Как вы думаете, почему помимо описания портрета из книг были взяты и цитаты самой Анны Николаевны?
Заключительная часть
И вот уже много лет в музее народного образования ежегодно зажигается свеча памяти на вечерах, посвященных А.Н. Тепляшиной. В этом году и я стала участницей «теплушек», которые организуют ее бывшие ученики и их последователи. Они называют себя «тепляшинцами». Каждый раз выбирается тема для воспоминаний. На одной из этих встреч было предложено написание послания своему ученику. Сегодня и мы с вами присоединимся к этой традиции.
Выдаются открытки «Письмо ученику», они заполняются. Их можно будет отправить/оставить на память до ближайшей встречи.
Вопросы для обсуждения после мастер – класса:
- Был ли для вас полезен мастер – класс?
- Какими приемами создания словесного портрета вы можете поделиться с коллегами?
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Перехрист Е. С. Мозаичный портрет моего наставника // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/117811-mozaichnyj-portret-moego-nastavnika-za-osnovu-berem-proizvedenie-muzhskaya-shkola-a-likhanova (дата обращения: 22.12.2024)- Профилактика подросткового суицида. Муниципальный опыт специалистов социально-психологических служб образовательных организаций МО г. Новый Уренгой
- Правильное дыхание во время пения
- Работа с одарёнными детьми
- Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы
- Формы работы внеурочной деятельности в сфере обеспечения охраны здоровья и формирования культуры здорового образа жизни обучающихся с ОВЗ
- Формирование коммуникативных УУД
- Проблемы трудового воспитания, социально-трудовой адаптации обучающихся коррекционной школы
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9114 пользователей.
Отзывы