Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Диссеминация перспективного педагогического опыта: конструируем метапредметный урок

Диссеминация перспективного педагогического опыта: конструируем метапредметный урок

Аннотация. В статье представлены формы и методы метапредметных связей на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: метапредметные связи,интеграция,инновационные подходы,мировосприятие.

Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Метапредметная роль русского языка и литературы в школьном образовании осознавалась давно, однако сегодня она должна рассматриваться с учетом изменившейся социокультурной ситуации в стране и в мире в целом, а также с учетом достижений современной науки и практики.

Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Актуальность данной статьи:

  • в требовании активного применения инновационных подходов;
  • в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;
  • в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;
  • в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;
  • в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

Цель статьи:экспериментально проверить возможность применения метапредметных связей на уроках русского языка и литературы.

Если обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, то на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками). Таким образом, сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Практическая часть.

Для пробуждения и воспитания интереса к языку у учащихся  я использую игры, занимательные задачи. Советую использовать следующие упражнения, сочетая формирование новых знаний и навыков с работой по культуре речи.

1.Чем различается звучание выделенных слов?

А) Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук.

Б) Сын промолвил

Добрый ужин

Был бы нам,

Конечно, нужен.

-Из какой сказки А. Пушкина взяты эти строки? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

2.Метаграмма – это загадка, отгадать которую можно, если заменить один звук другим (или одну букву другой). Например:

Чтоб отгадать,

Имей терпенье:

С Л – часть лица,

А с Б – растенье.

(Отгадка: лоб – боб).

Звуки могут различать слова, и это их свойство  используется в метаграммах.

3.Слуховой диктант. Запишите в левую колонку словас твердыми согласными, а в правую – с мягкими.

Т

М

   

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести(В.Шефнер).

К теме «Быть человеком»: какова основная мысль текста, что пытается донести нам автор?

-Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»

На доске написано стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», известное учащимся. Выразительно читается. Комментируются знаки препинания. Затем текст закрывается, а ученики должны записать его по памяти.

Самопроверка. Текст дается еще раз. Ученики сверяют написанное в тетради с текстом на доске. Сами оценивают (в парах) работу (карандашом).

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Учащимся 5 класса можно предложить палиндром – слово или предложение, которое читается одинаково и слева направо и справа налево. Например: боб, дед, Анна, искать такси.

Игра. В какой сказке Мальвина диктует деревянному мальчику: «А роза упала на лапу Азора»? Прочитайте это предложение с конца, т.е. справа налево. Что получилось? Подумайте! Звуки или буквы имеются здесь в виду? Какие еще палиндромы вы знаете? Попробуйте сами придумать их.

4.Разгадайте загадки, в основе которых лежит анаграмма (это слово или словосочетание, образованное путем перестановки букв, входящих в состав другого слова).

А) Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь даю я колесу.

Если ж слоги переставить,

Стану деревом в лесу.

(Отгадка: на-сос – сос-на).

Б) Лежу я на земле, прибитая к железу.

Но буквы переставь – в кастрюльку я полезу.

(Отгадка: шпа – ла – лап – ша).

5.С какими постоянными определениями (эпитетами) употребляются в русских народных сказках слова солнышко, девица? Каково его лексическое значение? Совпадает ли оно со значением имени прилагательного в следующих пословицах?

1.Не красна изба углами, а красна пирогами.2. На миру и смерть красна.

3. Красна речь поговоркой.4. Красна птица пером, а человек умом.

При изучении темы «Текст. Тема текста»  использую поэзию

 А. Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

-Определите тему стихотворения. Объясните, как вы понимаете выражение: «В багрец и в золото одетые леса».

Игра «Подумай и запиши».

Записать за определенное время как можно большее количество несклоняемых имен существительных. Задание можно ограничить:

1.Записать слова, обозначающие птиц и животных.

2.Названия кушаний и растений.

3.Географические названия.

Игра «Кто быстрее?». Учитель записывает на доске 20 имен существительных: изюм, клей, хворост, суп, час, виноград, горох, перец, уксус, керосин, рис, жир, ситец, песок, квас, сыр, лук, сахар, мед, бензин.

Ученики должны записать эти существительные со словами, обозначающими различную меру (веса, объема, длины), виды тары, упаковки.

На уроках русского языка можно проводить игру «Музыкальная станция». Я включаю произведение  Грига «Утро». После прослушивания задаю детям такие вопросы:

-Какие слова и образы возникают перед вами, слушая музыку? Учащиеся подбирают слова:рассвет, расстелился, заря, приближается, забрезжил, прикоснулся, природа, оживает.

-Как музыка помогает понять прекрасное в природе?

-Как можно озаглавить музыкальное произведение? (Природа оживает, пробуждение, утро).

Затем учащиеся слушают музыку и пишут сочинение – миниатюру.

При изучении темы «Сложные предложения» дети получают такое домашнее задание: выписать из текстов художественной литературы 4 предложения с разными видами связи. Составить схемы к ним.

Русский язык тесно связан с историей (прежде всего, с историей культуры). Сведения из истории дают возможность объяснить, например, многие особенности лексики и фразеологии современного русского языка, варианты форм, специфику русского письма и т.п.

Также на уроках русского языка возможно использование исторических терминов в качестве словарного диктанта, например:

Вооруженное нападение одного государства на другое. Власть народа. Отсутствие всякой власти. Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое. Политика устрашения, насилия, подавления.

В процессе написание данного диктанта с учащимися проводиться беседа по разъяснению значений непонятных для них слов.

Книги о приключениях всегда были интересны детям. Их всегда привлекали необычные географические названия.А не отправиться ли нам в путешествие вокруг света? В условиях класса это трудновато сделать, но можно. Вдали от нашего дома встречается довольно много несклоняемых географических названий. Например: Сочи, Мисисипи. Чтобы не обидеть коренных жителей этих мест – надо уметь правильно согласовывать имена собственные. Подумайте, как определить род географического объекта.

Записываем такие слова: Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи.

Цель нашего путешествия - поиск слов. Какие это слова? (Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные).

Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные – географические названия.

Допустим, ученикам предлагается написать сочинение «Как я помогал бабушке на даче», «Как я пекла пирог» или «Моя новогодняя поделка». В этом случае мы апеллируем к опыту учеников, приобретенному на уроках труда. Цель такой работы – описание процесса.

Литература – один из предметов гуманитарного цикла, единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность. Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Моя задача как словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала.Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны, позволяют каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства.Изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях, поэтому существует неразрывная связь с таким предметом в школе как история.

Например:

-При изучении  романа А.С. Пушкина  «Евгений Онегин»  необходимо рассказать  учащимся о том времени, о людях, нравах, дуэлях, а если еще обратить внимание на использование французских слов в романе, то это уже будет связь с уроком иностранного языка.

-Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Поэтому без знаний истории нам не обойтись. Учащиеся готовят сообщения по данной теме и выступают на уроке.

-Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества? И здесь снова необходимы знания истории.

   На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

При изучении произведения «Поучение Владимира Мономаха» даю детям домашнее задание: подготовить краткое сообщение о Владимире Мономахе. Выслушав выступления учащихся, приступаем к анализу произведения. Анализируя «наставления» автора, сравниваем их с воспитанием современного подростка.

При знакомстве с содержанием стихотворенияМ. Лермонтова «Бородино» без исторической справки не обойтись, т.к. современному школьнику много в нем окажется неясным. Поэтому во вступительном рассказе сообщаю некоторые сведения о войне 1812 года, о ходе и результатах Бородинского сражения, о ее участниках и полководцах. Затем приступаем к анализу: каковы же эти герои? Какие чувства владеют  ими и почему они одержали победу? Пусть ученики всмотрятся в поэтические строчки Лермонтова и задумаются над ними. Одни заметят, что герои Бородина – люди отважные и решительные. Другие обратят внимание на слова: «Есть разгуляться где на воле», - и сделают выводы, что им дороги простор и свобода. Третьи увидят причину героизма русских в самоотверженной любви к родине, рождающую беззаветную смелость. Возникает на уроке и разговор о скромности человека из народа.

Уроки литературы, посвященные пейзажной лирике, «Словом, музыкой, кистью…» предполагают знакомство не только с творчеством поэтов, но и художников, композиторов. Описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты.

Мои ученики получают задание приготовить сообщение о художниках, композиторах, чьи произведения будут представлены на уроке. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, развитие у детей образного мышления, эстетического вкуса, умения сравнивать и анализировать. Решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.

Используя такую форму работы, удаётся провести аналогии в тематике художественных произведений и произведений живописи, показать, как представлена одна и та же тема в литературе и живописи, музыке. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.

Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Мои ученики на уроках литературы создают оригинальное: мысль, действие, вопрос, сочинение. Они различают гармонию и дисгармонию, прекрасное и уродливое, сопоставляют собственные чувства с чувствами героев литературных произведений, то есть познают жизнь и художественную литературу.

Метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением учащихся, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учеников.

Список литературы:

  1. Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы старшеклассников по русскому языку // РЯШ. – 2007. - № 2.
  2. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010.
  3. Денисова Л.О. Развитие творческих способностей школьников (поисковая деятельность) // РЯШ. – 2007. - № 3.
  4. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы. // Литература в школе. - 2008. - № 11.
  5. Завьялова Е.М. Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства. // Литература в школе. - 2007. - № 9.
  6. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Знание - 1997.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  8. Худякова Л.А. Уроки русского языка в форме лабораторной работы. // РЯШ. - 2005.
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (26.90 kB)
Автор:
учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР "Краснолучская школа №2"
Дата публикации: 19.03.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Луговая А. В. Диссеминация перспективного педагогического опыта: конструируем метапредметный урок // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/120778-disseminatsiya-perspektivnogo-pedagogicheskogo-opyta-konstruiruem-metapredmetnyj-urok (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию