статья Диссеминация перспективного педагогического опыта: конструируем метапредметный урок
Диссеминация перспективного педагогического опыта: конструируем метапредметный урок
Аннотация. В статье представлены формы и методы метапредметных связей на уроках русского языка и литературы.
Ключевые слова: метапредметные связи,интеграция,инновационные подходы,мировосприятие.
Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.
Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.
Метапредметная роль русского языка и литературы в школьном образовании осознавалась давно, однако сегодня она должна рассматриваться с учетом изменившейся социокультурной ситуации в стране и в мире в целом, а также с учетом достижений современной науки и практики.
Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.
Актуальность данной статьи:
- в требовании активного применения инновационных подходов;
- в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;
- в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;
- в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;
- в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
Цель статьи:экспериментально проверить возможность применения метапредметных связей на уроках русского языка и литературы.
Если обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, то на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками). Таким образом, сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.
Практическая часть.
Для пробуждения и воспитания интереса к языку у учащихся я использую игры, занимательные задачи. Советую использовать следующие упражнения, сочетая формирование новых знаний и навыков с работой по культуре речи.
1.Чем различается звучание выделенных слов?
А) Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук.
Б) Сын промолвил
Добрый ужин
Был бы нам,
Конечно, нужен.
-Из какой сказки А. Пушкина взяты эти строки? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
2.Метаграмма – это загадка, отгадать которую можно, если заменить один звук другим (или одну букву другой). Например:
Чтоб отгадать,
Имей терпенье:
С Л – часть лица,
А с Б – растенье.
(Отгадка: лоб – боб).
Звуки могут различать слова, и это их свойство используется в метаграммах.
3.Слуховой диктант. Запишите в левую колонку словас твердыми согласными, а в правую – с мягкими.
Т | М |
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести(В.Шефнер).
К теме «Быть человеком»: какова основная мысль текста, что пытается донести нам автор?
-Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
На доске написано стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», известное учащимся. Выразительно читается. Комментируются знаки препинания. Затем текст закрывается, а ученики должны записать его по памяти.
Самопроверка. Текст дается еще раз. Ученики сверяют написанное в тетради с текстом на доске. Сами оценивают (в парах) работу (карандашом).
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Учащимся 5 класса можно предложить палиндром – слово или предложение, которое читается одинаково и слева направо и справа налево. Например: боб, дед, Анна, искать такси.
Игра. В какой сказке Мальвина диктует деревянному мальчику: «А роза упала на лапу Азора»? Прочитайте это предложение с конца, т.е. справа налево. Что получилось? Подумайте! Звуки или буквы имеются здесь в виду? Какие еще палиндромы вы знаете? Попробуйте сами придумать их.
4.Разгадайте загадки, в основе которых лежит анаграмма (это слово или словосочетание, образованное путем перестановки букв, входящих в состав другого слова).
А) Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь даю я колесу.
Если ж слоги переставить,
Стану деревом в лесу.
(Отгадка: на-сос – сос-на).
Б) Лежу я на земле, прибитая к железу.
Но буквы переставь – в кастрюльку я полезу.
(Отгадка: шпа – ла – лап – ша).
5.С какими постоянными определениями (эпитетами) употребляются в русских народных сказках слова солнышко, девица? Каково его лексическое значение? Совпадает ли оно со значением имени прилагательного в следующих пословицах?
1.Не красна изба углами, а красна пирогами.2. На миру и смерть красна.
3. Красна речь поговоркой.4. Красна птица пером, а человек умом.
При изучении темы «Текст. Тема текста» использую поэзию
А. Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
-Определите тему стихотворения. Объясните, как вы понимаете выражение: «В багрец и в золото одетые леса».
Игра «Подумай и запиши».
Записать за определенное время как можно большее количество несклоняемых имен существительных. Задание можно ограничить:
1.Записать слова, обозначающие птиц и животных.
2.Названия кушаний и растений.
3.Географические названия.
Игра «Кто быстрее?». Учитель записывает на доске 20 имен существительных: изюм, клей, хворост, суп, час, виноград, горох, перец, уксус, керосин, рис, жир, ситец, песок, квас, сыр, лук, сахар, мед, бензин.
Ученики должны записать эти существительные со словами, обозначающими различную меру (веса, объема, длины), виды тары, упаковки.
На уроках русского языка можно проводить игру «Музыкальная станция». Я включаю произведение Грига «Утро». После прослушивания задаю детям такие вопросы:
-Какие слова и образы возникают перед вами, слушая музыку? Учащиеся подбирают слова:рассвет, расстелился, заря, приближается, забрезжил, прикоснулся, природа, оживает.
-Как музыка помогает понять прекрасное в природе?
-Как можно озаглавить музыкальное произведение? (Природа оживает, пробуждение, утро).
Затем учащиеся слушают музыку и пишут сочинение – миниатюру.
При изучении темы «Сложные предложения» дети получают такое домашнее задание: выписать из текстов художественной литературы 4 предложения с разными видами связи. Составить схемы к ним.
Русский язык тесно связан с историей (прежде всего, с историей культуры). Сведения из истории дают возможность объяснить, например, многие особенности лексики и фразеологии современного русского языка, варианты форм, специфику русского письма и т.п.
Также на уроках русского языка возможно использование исторических терминов в качестве словарного диктанта, например:
Вооруженное нападение одного государства на другое. Власть народа. Отсутствие всякой власти. Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое. Политика устрашения, насилия, подавления.
В процессе написание данного диктанта с учащимися проводиться беседа по разъяснению значений непонятных для них слов.
Книги о приключениях всегда были интересны детям. Их всегда привлекали необычные географические названия.А не отправиться ли нам в путешествие вокруг света? В условиях класса это трудновато сделать, но можно. Вдали от нашего дома встречается довольно много несклоняемых географических названий. Например: Сочи, Мисисипи. Чтобы не обидеть коренных жителей этих мест – надо уметь правильно согласовывать имена собственные. Подумайте, как определить род географического объекта.
Записываем такие слова: Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи.
Цель нашего путешествия - поиск слов. Какие это слова? (Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные).
Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные – географические названия.
Допустим, ученикам предлагается написать сочинение «Как я помогал бабушке на даче», «Как я пекла пирог» или «Моя новогодняя поделка». В этом случае мы апеллируем к опыту учеников, приобретенному на уроках труда. Цель такой работы – описание процесса.
Литература – один из предметов гуманитарного цикла, единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность. Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Моя задача как словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов. Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала.Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны, позволяют каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства.Изучение биографии писателя или фактов, описанных в произведении, требуют опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях, поэтому существует неразрывная связь с таким предметом в школе как история.
Например:
-При изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» необходимо рассказать учащимся о том времени, о людях, нравах, дуэлях, а если еще обратить внимание на использование французских слов в романе, то это уже будет связь с уроком иностранного языка.
-Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Поэтому без знаний истории нам не обойтись. Учащиеся готовят сообщения по данной теме и выступают на уроке.
-Как показать трагедию Григория Мелехова, не затронув реальной судьбы донского казачества? И здесь снова необходимы знания истории.
На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.
При изучении произведения «Поучение Владимира Мономаха» даю детям домашнее задание: подготовить краткое сообщение о Владимире Мономахе. Выслушав выступления учащихся, приступаем к анализу произведения. Анализируя «наставления» автора, сравниваем их с воспитанием современного подростка.
При знакомстве с содержанием стихотворенияМ. Лермонтова «Бородино» без исторической справки не обойтись, т.к. современному школьнику много в нем окажется неясным. Поэтому во вступительном рассказе сообщаю некоторые сведения о войне 1812 года, о ходе и результатах Бородинского сражения, о ее участниках и полководцах. Затем приступаем к анализу: каковы же эти герои? Какие чувства владеют ими и почему они одержали победу? Пусть ученики всмотрятся в поэтические строчки Лермонтова и задумаются над ними. Одни заметят, что герои Бородина – люди отважные и решительные. Другие обратят внимание на слова: «Есть разгуляться где на воле», - и сделают выводы, что им дороги простор и свобода. Третьи увидят причину героизма русских в самоотверженной любви к родине, рождающую беззаветную смелость. Возникает на уроке и разговор о скромности человека из народа.
Уроки литературы, посвященные пейзажной лирике, «Словом, музыкой, кистью…» предполагают знакомство не только с творчеством поэтов, но и художников, композиторов. Описывая природу, художник использует краски, поэт – слова и образы, композитор – ноты.
Мои ученики получают задание приготовить сообщение о художниках, композиторах, чьи произведения будут представлены на уроке. При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, развитие у детей образного мышления, эстетического вкуса, умения сравнивать и анализировать. Решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.
Используя такую форму работы, удаётся провести аналогии в тематике художественных произведений и произведений живописи, показать, как представлена одна и та же тема в литературе и живописи, музыке. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.
Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Мои ученики на уроках литературы создают оригинальное: мысль, действие, вопрос, сочинение. Они различают гармонию и дисгармонию, прекрасное и уродливое, сопоставляют собственные чувства с чувствами героев литературных произведений, то есть познают жизнь и художественную литературу.
Метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением учащихся, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учеников.
Список литературы:
- Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы старшеклассников по русскому языку // РЯШ. – 2007. - № 2.
- Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010.
- Денисова Л.О. Развитие творческих способностей школьников (поисковая деятельность) // РЯШ. – 2007. - № 3.
- Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы. // Литература в школе. - 2008. - № 11.
- Завьялова Е.М. Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства. // Литература в школе. - 2007. - № 9.
- Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Знание - 1997.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
- Худякова Л.А. Уроки русского языка в форме лабораторной работы. // РЯШ. - 2005.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Луговая А. В. Диссеминация перспективного педагогического опыта: конструируем метапредметный урок // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/120778-disseminatsiya-perspektivnogo-pedagogicheskogo-opyta-konstruiruem-metapredmetnyj-urok (дата обращения: 22.12.2024)- Дети инвалиды в реалиях современного образовательного процесса
- Экскурс в мир живописи
- "Соотношение вербального и невербального интеллекта, как фактора успешности обучения младших школьников"
- Воспитание юного эколога
- Непрерывное образование как условие формирования учителя гуманитарного профиля
- Абилитация речевых нарушений младших школьников средствами развития мелкой моторики
- Типология проектов в современной начальной школе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 8240 пользователей.
Отзывы