Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Опыт педагогической деятельности по формированию нравственного опыта через формы урочной/внеурочной деятельности

Опыт педагогической деятельности по формированию нравственного опыта через формы урочной/внеурочной деятельности.

Тому, кто не постиг науки добра,

всякая наука приносит лишь вред.

Хорошими людьми становятся больше

от упражнения, чем от природы.

Демокрит.

Своё выступление хочу начать с выдержки из пояснительной записки рабочей программы предмета «Литература»: «Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются фено1меном культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим».

Безусловно, сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Мы, учителя - словесники, больше всего затрагиваем мир эмоций и чувств.

Однако, я убеждена, что у каждого урока в расписании своя воспитательная роль:

-учитель, входя в класс и приветствуя своих учеников словами  «Здравствуйте!», «Как мне приятно вас всех видеть!», воспитывает в своих подопечных доброжелательность;
- учитель, записывающий на доске число и месяц, воспитывает уважение к течению времени;
- учитель, требующий найти к задаче несколько решений, воспитывает мобильность личности, готовность искать выходы из сложных ситуаций;
- учитель, раскрывающий перед ребенком карту мира, воспитывает любовь к путешествиям,
- учитель, показывающий восход солнца, учит любить жизнь;
- учитель, читающий стихи, воспитывает восхищение красотой родной речи.

  Сейчас много в нашей жизни  интерактива,  мультимедиа-уроков, применение ИКТ. Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает мир эмоций и чувств. В этом одно из несовершенств современного образования. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Её уроки жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

В своей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод дискуссий, наглядно-слуховые, словесные и практические методы.

Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Приемы:

  • создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов;
  • мотивация деятельности;
  • сравнение, аналогия;
  • предложение на выбор различных заданий;
  • взаимопроверка;
  • самостоятельное формирование учащимися выводов;
  • использование наглядности.

Особо хочу остановиться на приёме - правиле, который я называю «Три ступени к пониманию». Суть заключается в следующем:

  1. Прочитать произведение полностью (не к кратком содержании). Приветствуется чтение с одновременным прослушиванием аудиозаписи (академическое чтение артистами кино и театра), что позволяет услышать грамотную речь (с орфоэпическими нормами), если это чтение по ролям - лучше представить героя/героев, его/их поведение, т.е. визуализировать героя.
  2. Записать вопросы, которые возникли по ходу чтения (что вызвало непонимание, почему герой поступил так, а не иначе, какой выход могли бы мы сами предложить в данной ситуации и т.д.), т.е. выявление непонятных мест.
  3. Попробовать определить тему и идею произведения, что позволяет уже на уроке говорить о проблемах, которые автор поднимает в своём произведении.

Я не знаю ни одного произведения, где бы отсутствовала ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений.

Рассказ «Кукла» Евгения Ивановича Носова (7 класс).

СОДЕРЖАНИЕ. Рассказчик, которого зовут Иваныч, время от времени ездит рыбачить под поселок Липино, недалеко от дома. Здесь у него есть добрый приятель Акимыч. Акимыч, как и рассказчик, был на фронтах Второй мировой войны. В боях Акимыч получил контузию, которая до сих пор даёт о себе знать. Так например, когда он сильно волнуется, он может на несколько минут потерять дар речи, онеметь. Однажды осенью рассказчик в очередной раз приезжает под Липино и обнаруживает, что река Сейм заросла илом и обмельчала, так что в ней негде рыбачить. Это зрелище печалит рассказчика.  Идя по поселку, он встречает своего доброго приятеля Акимыча, который зачем-то несёт с собой лопату. Сейчас Акимыч работает сторожем в местной школе. Раньше он работал перевозчиком на реке, то есть переправлял на лодке людей с берега на берег. Теперь, когда реки почти не осталось, Акимыч как перевозчик стал не нужен, поэтому он устроился сторожем в школу. Рассказчик замечает, что Акимыч чем-то расстроен и не может говорить (из-за давней контузии). Вдруг грустный Акимыч указывает приятелю на куклу, которая валяется тут же в канаве у дороги. Очень большая кукла с милым лицом лежит изуродованная и почти без одежды. Наконец к Акимычу возвращается речь, и он жалуется приятелю, что на улицах теперь много брошенных кукол. Как в поселке, так и в районном и областном центре. Акимыч говорит, что люди стали более злыми, а дети у них учатся злу, поэтому издеваются над куклами. Акимыч признается, что ему больно видеть растерзанных кукол у дороги. Его трясет от этого. Он объясняет это тем, что на войне он видел много ужасов и смертей. Для него кукла - это как живое существо, над которым нельзя издеваться. Ему грустно, что взрослые и дети спокойно проходят мимо такого ужаса. От волнения Акимыч снова теряет дар речи на несколько минут. Он и рассказчик идут за школьную ограду. Здесь Акимыч выкапывает могилу для бедной куклы. При этом он вырывает глубокую яму, как будто для человека. Он поправляет внешний вид куклы, насколько возможно, и заботливо кладет ее в яму, после чего закапывает могилу. А после он с болью произносит: "Всего не закопать..."

Первая ступень – прочитать рассказ

Вторая ступень - вопросы

(- Зачем в рассказе даны так подробно описания природы? (В рассказе Носов с горестью описывает опустошение и медленную гибель красоты, богатства природы. Реки становятся мельче, зарастают тиной, травой и уже не радуют глаз так, как это было раньше. Не стало рыбы в реке, постепенно исчезает все, что совсем недавно жило и развивалось. Рассказ производит тягостное впечатление. Но вместе с тем он заставляет читателя задуматься. Задуматься о выборе человека, который сам решает, какие дела ему творить—добрые или злые. И кукла, и погибающая природа — все это на совести человека)

 - Зачем Акимыч роет так глубоко яму для куклы? ( Отношение к кукле как к человеку)

 - Как понять слова Акимыча «Всего не закопать…»?  (Невозможно скрыть всё зло) и т.д.)

 Третья ступень -  тема и идея произведения, выявление проблем.

(Тема.  Почему рассказ назван «Кукла»? – Во-первых, это «главная героиня» рассказа; во-вторых, автор сравнивает куклу с человеком.

Идея. Автор привлекает наше внимание к неравнодушному Акимычу. Он прошел войну, видел смерть, и это не пугало его. Но его  так расстраивает вид изуродованной игрушки!  Человек, чистый душой, никогда не сломает игрушку, а тем более такую, которая имеет человеческий облик. Равнодушный человек легко пройдет мимо сломанной куклы и даже не обратит на нее внимания. Акимыч вырыл для куклы настоящую могилку. Он словно хочет скрыть от людских глаз все плохое, что навевает тягостные и горестные размышления. После того, как Акимыч закопал куклу, он с грустью говорит: «Всего не закопать». Каждое действие имеет определенные последствия. Сначала люди равнодушно проходят мимо изуродованных кукол, потом они становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. Дитя, играющее с куклой, дает ей человеческое имя, делится вкусным угощением и делает товарищем своих игр. Многие в детстве относятся к кукле, как к живому существу.

       И такие люди уже никогда не изуродуют красивую игрушку. И уж тем более не бросят изуродованную куклу на улицу на всеобщее обозрение. Это и заставляет задуматься о нравственной чистоте человека.

 

Проблемы. Нравственные проблемы воспитания, равнодушия, жестокости и цены человеческой жизни.

Далее составление синквейна – Акимыч, кукла

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (26.13 kB)
Автор:
учитель русского языка и литературы МАОУ "СОШ №9"
Соавтор:
Дата публикации: 22.05.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Жигалко О. А. Опыт педагогической деятельности по формированию нравственного опыта через формы урочной/внеурочной деятельности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/122191-opyt-pedagogicheskoj-deyatelnosti-po-formirovaniyu-nravstvennogo-opyta-cherez-formy-urochnoj-vneurochnoj-deyatelnosti (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию