статья Использование опорных схем на уроках английского языка
Использование опорных схем на уроках английского языка.
Учитель английского языка Петрова Е.Б.
Использование схем и таблиц на уроках английского языка – залог повышения эффективности урока. Изменения, которые произошли за последние годы в общественной, политической, экономической жизни нашей страны, повлекли за собой коренные преобразования в различных сферах, в том числе и в системе образования, и в области методики преподавания иностранных языков, в частности.
Виктор Федорович Шаталов, педагог-новатор, автор системы обучения с использованием опорных сигналов утверждал: «Рецепт успеха ученика прост: во-первых, нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять»
Новым в этой сфере является переход от традиционной методики преподавания английского языка, где главную и ведущую роль играет учитель, как источник информации, предъявляемой чаще всего лекционно (в виде монолога) под запись учащихся, к методике с максимальным использованием опорных схем и таблиц, которая позволят учащимся самим возглавлять процесс освоения знаний, принимать в нем активнейшее участие, дает возможность саморазвития и самовыражения, создает установку “я все могу сам”. Реформой общеобразовательной школы предусматривается совершенствование форм, методов и средств обучения, в том числе и активное приобщение учащихся к исследовательской работе. Что нужно сегодняшнему студенту? То, что требует самостоятельного размышления и приведёт к обобщению. Одним из приёмов, дающим возможность научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями, событиями произведения, систематизировать, обобщать, является применение схемы на уроках английского.
Трудно добиться результатов при изучении английского языка, если студенты не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению дисциплины, что ведёт к снижению качества знаний.
Историк Л.Н. Гумилев писал: “Схема – целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозрить суть исследуемого предмета, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко – значит остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т. е. ставить гипотезы и организовать их проверку. Схема – это скелет работы, без которого она превращается в медузу или головоногого моллюска”. Обучение при помощи схем максимально способствует умственному развитию учащихся, развитию логического мышления, способностей анализировать, сопоставлять, противопоставлять, находить связи, развивает память. Запомнить большой объем информации без упорядочения и систематизации довольно трудно. Эту проблему решают схемы. Одна из важнейших задач опорной схемы – облегчить понимание новой информации и закрепить ее – легко решается благодаря взаимодействию образной и словесно-логической памяти.
Использование опорных схем на уроках – считаю важным моментом в моей работе. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения. В специальной литературе немало публикуется материалов о формировании умения составлять конспект. Однако конспект не всегда оказывается лучшей формой записи, у учеников часто возникает нежелание писать конспект, поэтому таблицы решают эту проблему успешно, так как в таблицах не нужно много писать. Работа над грамматическим материалом по таблицам и схемам очень удобна при повторении материала, например, при подготовке к самостоятельной или к контрольной работе или просто на уроках обобщения изученного материала. Учащиеся открывают тему и находят таблицу по тому материалу, который они должны вспомнить на данном уроке, такой способ, я уверена, экономит время.
Нельзя не заметить, что использование схем и таблиц не всеми приветствуется. И. Аркин пишет, что расшифровка схем, а тем более их создание на уроках, утомительна для ребят. Говорит о том, что «ученику нужна не сумма правил, а умение владеть языком». С этим не поспоришь. Но попробуем не согласиться с этой точкой зрения.
Опорный сигнал – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».
Существует технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала: на уроках используются средства наглядности (схемы, таблицы, знаки, рисунки, модели). Автор этой технологии — Виктор Фёдорович Шаталов. И эта технология даёт хорошие результаты при введении, усвоении, закреплении и использовании на практике полученных знаний. Элементы этой технологии я часто использую на уроках.
Цель этой технологии отвечает всем современным требованиям:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к дисциплине.
- Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.
- Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
- Повышение интереса к изучаемому материалу.
Схема представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание.
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
Ценность технологии заключается ещё и в следующем:
- лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков);
- структурность
- удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.);
- занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах .
- цветовое оформление - важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.
Чтобы убедиться в положительном при работе со схемами, рассмотрим их использование на уроках.
Данный прием работы эффективно и достаточно долго используется мною в работе. Сразу оговорюсь, что созданию и умению расшифровывать схемы предшествует объяснение материала, чтение соответствующих параграфов учебника, обязательное чтение текста. Также работая со схемами, не забываю, что главное – текст, а схема (таблица) – помощник в исследовании проблемы.
Схемы можно использовать на любом этапе урока (активизация знаний или введение нового материала, закрепление или контроль полученных знаний) и они являются самым оптимальным средством для развития произносительной, лексической и грамматической сторон речи.
Использование опорных схем и таблиц хорошо применять при описании картинки или фотографии. Данная информация широко используется на уроках ИЯ. Она служит отличным материалом для подготовки к экзаменам.
Всю информацию можно условно разделить на несколько разделов
1. Место
2. Действие
3. Внешность
4. отношение к картинке: нравится или нет
5. Почему
Такая опорная схема создает хорошую основу для повторяемости, как в плане порядка изложения материала, так и в использовании при изложении словосочетаний лексических единиц и грамматических конструкций. Эта опорная схема обеспечивает высокую степень вариативности, если мы говорим об отдельно взятой картинке. Составление по такой опорной схеме ориентирует учеников на систематическое изложение материала,ориентирует на использование частотных конструкций. На уроках я использую в работе такие опорные схемы.
Описание картинки
I`d like to describe picture № ……
1. The place | - The picture shows us … | |
- In the picture I can see … (there`s / there are…) | На картинке я вижу… | |
- It was (probably) taken inside / outside. | Возможно, она сделана в помещении / на улице. | |
- In this picture the action is taking place in ( the house, the living room, the gym, the swimming pool, the theme park, etc.) | На этой картинке действие происходит в (доме, зале, спортзале, бассейне, парке и т.д.) | |
2. The action | Looking at these people / this girl / this boy I get the impression that they are / she is / he is….(having dinner; watching a film; doing their homework, etc.) | Глядя на этих людей/эту девочку/этого мальчика создается впечатление, что они/она/он… (ужинает, смотрит фильм, делает домашнюю работу и т.д.) |
The man is … smiling. | Мужчина …улыбается. | |
The people are …. working. | Люди … работают. | |
The weather is rainy/ sunny/ cold / warm. | Дождливо./Солнечно./ Холодно./ Тепло. | |
3. The appearance of the person | The girl / boy looks like she/he is about … years old. | Девочке / мальчику около ….. лет. |
She / He has got … eyes and dark / fair hair. | У неё / него … глаза и темные /светлые волосы. | |
The girl / boy is wearing … | Девочка/мальчик одет в … | |
I guess she / he is quiet and kind. | Мне кажется, что она/он спокойный и добрый. | |
4. Whether you like the picture or not. | I (don`t) like the picture because the atmosphere is peaceful / depressing. | Мне (не) понравилась картинка, потому что атмосфера спокойная/ печальная. |
5. Why | I like this picture as it is bright and colourful, full of positive emotions. It makes me think of summer/ winter / autumn / spring. | Мне понравилась картинка, потому что она яркая и красочная, полна позитивных эмоций, и напоминает мне лето, зиму, осень весну и т.п. |
Итак, схема или таблица как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность учащихся, тем самым мотивируя студента, делая его успешным.
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый учитель и порой студент) и простотой применения, поскольку знакомить с ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски. Использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
Использование опорных схем на уроках помогает учащимся освоить навыки аналитической работы, развивает логическое мышление.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Петрова Е. Б. Использование опорных схем на уроках английского языка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/122391-ispolzovanie-opornykh-skhem-na-urokakh-anglijskogo-yazyka (дата обращения: 14.11.2024)- Система оценки достижений планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями
- Условия формирования национальных культурных ценностей у младших школьников
- МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
- Организация индивидуальной поддержки как средство раз вития способностей ребенка в рамках реализации ФГОС
- Роль семьи и школы в современном обществе
- Воспитательная форма обучения и внеклассные мероприятия на уроках английского языка
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 10604 пользователя.
Отзывы