статья Научная организация труда школьника, обучающегося в профильном химико-биологическом классе
Я, Кирсанова Светлана Федоровна, образование высшее, окончила Азербайджанский Государственный университет им. С.М.Кирова по специальности биолог, учитель биологии и химии.
С 1994 года работаю в МБОУ лицей города Зернограда. Стаж педагогической работы двадцать шесть лет.
Основное направление инновационной деятельности нашего лицея – формирование содержательного компонента лицейского образования. Приоритетная деятельность – предпрофильное и профильное обучение.
Создание классов профильной направленности считаю делом очень нужным, перспективным. Важнейшим требованием, заявленным в «Концепции профессионального обучения» является ориентация образования не только на освоение обучающимся определенной суммой знаний, но и на развитие его личности, способности к успешной социализации в обществе и готовности к адаптации на рынке труда. Всё это открывает новые возможности для творчества учителя в образовательном процессе, позволяет развивать способности учащихся, повышая качество образования. Решение этих задач стали органической составляющей моей педагогической деятельности. Я горжусь тем, что стою у истоков химико-биологического профиля в лицее, учу детей из разных школ Зерноградского района, желающих в дальнейшем получить медицинское образование.
В своей работе хочу поделиться опытом организации труда обучающихся на уроках биологии в профильных классах.
Сколько бы ни было рекомендаций по повышению эффективности урока, все равно каждый учитель этот вопрос решает сам. Получилось так, что я длительное время работаю со старшеклассниками. Мне всегда казалось, что это совсем взрослые люди, имеющие солидный опыт умственной работы и в силу большой тренировки интеллектуальные навыки совершенствуются у них сами собой. Более пристальное наблюдение убедило в обратном.
При проверке степени сформированности некоторых приемов умственного труда у старшеклассников, выяснилось, что умение логически размышлять было у них не на высоте. Добросовестно выучив содержание материала, большинство из них не могли применить эти знания в новой ситуации, все время пытались восстановить в памяти прочитанный текст, рассуждали сбивчиво и нелогично. На уроке с использованием лекции учащиеся не могли одновременно следить за логикой изложения материала учителем и кратко, четко формулировать и записывать ее основные положения. Во время прослушивания лекции они направляли все усилия на быстрое, механическое записывание ее содержания и как правило, не пытались вникнуть в содержание материала, понять основные мысли и положения; оформляли конспект так, что он не мог в дальнейшем стать помощником в учебе.
Школьники даже выпускных классов не могли самостоятельно и эффективно работать с учебников. Стало очевидным, что с уроков большинство учащихся уносят отрывочные знания. Дома, при подготовке к урокам они также неумело работали над устным домашним заданием (читали по нескольку раз, пока не запоминали содержание), не соблюдали порядка выполнения письменных работ (не выучив и не разобравшись в теории, выполняли упражнения).
Таким образом я пришла к выводу о том, что одной из главных причин низкой успеваемости школьников является неумение организовать учебный труд, неумение учиться. Это и послужило импульсом к серьезному поиску системы формирования у школьников общеучебных умений и навыков, умение логического мышления.
Я изучала специальную литературу, присмотрелась к своим приемам умственного труда,
для претворения в жизнь своих замыслов решила создать специальное руководство, состоящее из ориентиров, которыми должны пользоваться обучащиеся в процессе овладения определенными умениями, например программу действий по выработке умения правильно слушать учителя, конспектировать текст, осуществлять умственные операции. Работая над этим вопросом, я обратилась к литературе по психологии и нашла материал о том, как правильно проводить сравнения, обобщения, анализ, устанавливать причинно-следственные связи, развивать общеучебные умения.
Используя материал, составила краткие программы по овладению каждым из названных умений, отпечатала их, собрала в книжечку - справочник, которую назвала «Научная организация труда школьников. Знакомлю старшеклассников с определениями и программами действий по формированию каждого умения. Сначала было сомнение: надо ли знакомить школьников со всеми этими определениями не будет ли перегрузки. Теперь я уверена: старшеклассники должны знать секреты своего труда, они сами проявляют большой интерес к овладению способами умственной деятельности (содержание справочника приводится в конце статьи.)
Работа со справочным материалом проводится на каждом уроке. Он постоянно находится на столе у каждого учащегося, и на определенных этапах урока, когда мы работаем над формированием одного из умений, школьники открывают нужную информацию, знакомятся с программой действия по выработке данного умения и выполняют задание учителя.
Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы обучащиеся имели возможность постоянно развивать и закреплять приобретенные умения. Вместе с об учащимися составили таблицу (планов), формирования общеучебных умений в пределах изучения раздела «Общая биология». Необходимо было рассчитать, где, на каком уроке, имеется возможность начать формирование умения, на скольких уроках их отрабатывать, где осуществлять контроль. Выполнив вместе эту работу, ребята почувствовала себя увереннее, ибо процесс формирования умений предстал перед ними в динамике и стал ясен конечный результат.
Руководствуясь составленным планом, я с первого же урока начинаю работать над формированием наиболее простых и, казалось бы, знакомых школьникам, общеучебных умений — слушать и правильно составлять конспект. Наряду с обсуждением биологических проблем веду разговор о необходимости рационального использования времени урока, стараюсь убедить старшеклассников в том, что умение слушать — процесс творческий и поддается рационализации. Работа уже с первой страницей справочника помогает школьнику овладеть этим умением. Комментируя содержание, обучащиеся приходят к выводу, что слушать это одновременно значит и понимать, и запоминать, и выделять главное, и вести запись в тетради, поэтому уже на первом уроке я начинаю обучение рациональным приемам записи прослушанного. Знакомлю своих учеников с различными видами конспектов. Их основными признаками и технологией составления. Обращаю внимание на необходимость компактного и краткого их написания, на различные выделения, разграничения и отступы, на сокращения и рациональное расположение в тетради. Стараюсь убедить школьников в том, что правильно написанный конспект поможет быстро запомнить содержание материала, выделить главное, сэкономить время на подготовку к следующему уроку. Чтобы ученики научились вести запись, активно им помогаю. Например, записываю план урока на доске и, не отступая от него, излагаю материал, интонацией выделяю главное, повторяю ведущую мысль, не допускаю лишних комментариев, делаю записи основного материала на доске. На первых порах, закончив рассказ или лекцию, читаю конспект, а старшеклассники сравнивают его со своими записями.
В дальнейшем школьники пишут конспекты самостоятельно и читают их для коллективного обсуждения.
На последующих уроках мы учимся составлять различные виды конспектов: план конспекта, цитатный, тематический, свободный; раскрываем преимущества одного вида перед другим, обсуждаем условия их применения. В последнее время делаю первые попытки учить составлению схематических конспектов. Они быстрее запоминаются и дольше сохраняются в памяти.
Такая работа по формированию общеучебных умений и навыков ведется в системе в течение двух лет (10, 11 класс), и в результате выпускники нашего лицея в своем подавляющем большинстве овладевают приемами рационального труда и показывают хорошие и прочные знания по ЕГЭ
Сложнее обстоит дело с формированием умений логического мышления школьников. Здесь я действовала по-разному: предлагала применять знания, нацеливала на необходимость данной работы, стремилась разными способами вызвать у школьников интерес к логическому мышлению. Но с работой справлялись единицы, и то сбивчиво, иногда, упуская очень важные моменты. Мне помогло применение различных видов опор для логического выстраивания излагаемого материала. Использовала для этого знаковые схемы, опорные слова; убедилась, что они должны быть краткими, легко читаемыми и обозреваемыми, лучше цветными.
По особенно трудным темам предлагаю школьникам письменный алгоритм ответа, для использования имеющихся знаний в новой ситуации. Алгоритм состоит из тезисов, мысли которых не закончены. Учащиеся должны продолжить её и связать логическим переходом с началом следующего предложения. С помощью таких предложений, даже самые слабые ученики начинают рассуждать, мыслить, анализировать. Ниже предлагаю материал вашему вниманию.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кирсанова С. Ф. Научная организация труда школьника, обучающегося в профильном химико-биологическом классе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/2134-nauchnaya-organizatsiya-truda-shkolnika-obuchayushchegosya-v-profilnom-khimiko-biologicheskom-klasse (дата обращения: 21.11.2024)- Неблагополучие семьи
- Методы обучения в современном образовании с привлечением мультимедийный технологий
- Религиозная живопись XXI века
- ИКТ- технологии на уроках музыки
- МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Особенности обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе сельской школы
- Использование опорных схем на уроках английского языка
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3817 пользователей.
Отзывы