статья Критерии и показатели профессиональной социализации студентов
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Ильина И.В.
Под процессом профессиональной социализации понимается, «с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой стороны – процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адаптивного поведения проявляются не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие» [2].
Следовательно, процесс профессиональной социализации студентов в профессиональных образовательных учреждениях является только частью общего процесса профессиональной социализации молодёжи, однако мы выделили его из-за особой важности этого этапа. Ведь именно в этот период у будущего специалиста закладываются основные профессиональные взгляды и навыки, и поэтому часто от правильности «старта» в условиях обучения в профессиональном образовательном учреждении зависит успех всей дальнейшей профессиональной карьеры выпускника.
После начала образовательных реформ последних лет, в частности введения механизма поступления молодых людей в высшие учебные заведения исключительно через систему успешной сдачи ЕГЭ, среди современной российской молодёжи вновь становится популярной профессиональная социализация с использованием системы среднего профессионального образования.
Однако на современном этапе данный процесс представляет собой весьма противоречивое явление. Так, основные противоречия профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования в современной России проявляются между:
- запросами работодателей, их требованиями к объёму знаний подготавливаемого специалиста по конкретной специальности и возможностями системы СПО по их удовлетворению;
- трансформацией современного российского общества в сторону информационного общества, потребительского, досугового общества, появлением, соответственно, необходимости в новых сервисных профессиях и классификацией профессий, на основании закона предоставляемых системой СПО;
- общественным мнением о престиже отдельных видов профессий, сформировавшимся не под воздействием образовательных институтов или регионального бизнеса, а на основании непроверенного влияния средств массовой информации и слухов, и реальной жизнью.
Данные противоречия приводят к тому, что большая часть молодых людей после получения ими профессионального образования по системе СПО не может найти для себя приемлемо оплачиваемую работу по специальности. Поэтому их часто удовлетворяет самая низкоквалифицированная и низкооплачиваемая работа или даже временная, будь то краткие договоры, случайные заработки, или работа, далёкая от направления полученного ими образования.
Другая часть молодых людей, получающих профессиональное образование по системе СПО в стране, сразу ставит перед собой цель использовать данный уровень образования лишь как ступеньку к получению высшего профессионального образования, минуя систему сдачи ЕГЭ. Однако и их дальнейшее трудоустройство по специальности также окажется весьма проблематичным, анализ исследований на эту тему позволяет нам говорить о том, что современный работодатель предпочитает брать на работу людей с опытом, а самый больший процент безработных на протяжении последних лет наблюдается именно среди молодёжи [3, 6].
На основе данных фактов мы можем сделать вывод, что профессиональная социализация студентов уровня среднего профессионального образования в современной России является малоэффективным процессом. Причём эффективность понимается здесь как плодотворность усилий по достижению социальных целей, как степень приближения к выполнению определённых социальных нормативов [5]. То есть большим остаётся разрыв между предполагаемыми (нормативными) и фактическими (реальными) результатами деятельности институтов профессиональной социализации студентов по уровню среднего профессионального образования.
Профессиональная социализация студентов данного уровня, в основном, регулируется законом РФ «Об образовании». Частые за последние годы изменения данного нормативного акта свидетельствуют о том, что и государство видит своеобразный кризис системы профессионального образования, наступивший на современном этапе развития России [1]. Однако, несмотря на многократные изменения, вносимые в вышеуказанный закон, противоречия системы среднего профессионального образования продолжают существовать. Считаем, что это в большей степени объясняется тем фактом, что государством в процессе регулирования профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования данным законом используются исключительно педагогический и правовой подходы.
Однако в данном случае мы имеем дело со сложным и многогранным общественным процессом, поэтому считаем, что органам государственной власти в дальнейшем реформировании системы регулирования среднего профессионального образования в рамках происходящей модернизации образования в России следует использовать также и социологический подход. То есть, прежде чем принять соответствующие изменения закона, следует провести социологическое исследование изучаемых процессов. Ведь именно социологический подход предполагает исследование взаимосвязи между различными социальными институтами и процессами, выявление их проблем. Таким образом, социологическое исследование процесса профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования в современной России позволило бы найти способы для оптимизации данного процесса в контексте успешного взаимодействия его институтов с работодателями, экономикой страны, в контексте современных общественных изменений.
С точки зрения социологического подхода перспективным видится исследование профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования в современной России с учётом влияния социально-географических условий на данный процесс, и в частности социально-экономической среды тех городов, в которых он происходит. Таким образом, считаем необходимым исследовать современный российский город как среду процесса профессиональной социализации студентов уровня СПО, так как:
- по определению именно город представляет собой поселение, большинство жителей которого не занято в сфере сельского хозяйства, следовательно, данный вид поселений является передовым в развитии современных российских профессионалов;
- большинство российских городов возникло и развилось в период централизованной плановой экономики бывшего Советского Союза, и на настоящий момент они имеют сильные различия между собой в плане устройства социально-экономической жизни населения;
- в последние годы в результате либеральных реформ появились возможности самих муниципальных образований относительно самостоятельно решать свои местные проблемы в связи с появлением законодательства о местном самоуправлении;
- профессиональное образование по уровню СПО по определению должно являться более массовым, практико-ориентированным образованием, с чётко очерченной сферой деятельности выпускаемых специалистов, следовательно, оно должно иметь наиболее тесные связи с региональным бизнесом.
В современной России существуют различные типы городов. Наиболее важной для исследования процесса профессиональной социализации молодёжи представляется классификация городов по их экономическим функциям [4]. Здесь же особенно выделяется из всех других социально-экономическая среда так называемых моногородов, или монофункциональных. Моногородом называется город, который возник и развился на базе функционирования одного большого предприятия, которое определяют в таком случае как градообразующее.
Особенностью российских моногородов до сих пор является зависимость всех сфер жизнедеятельности населения от функционирования градообразующего предприятия, из чего вытекают такие особенности социально-экономической среды данных городов, как узость сферы приложения труда, ограниченность возможности заниматься сельским хозяйством, особая инертность в психологии местного населения, отдалённость от крупных российских научных и образовательных центров.
Однако, большинством современных учёных и политиков страны признаётся необходимость в настоящее время диверсификации экономик подобных поселений с целью создания в них новых рабочих мест и новых сегментов бизнеса в условиях стремления России к современному капиталистическому зрелому индустриальному и информационному обществу. В подобной ситуации, по нашему мнению, закономерно актуализируются вопросы профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования в условиях современного моногорода. Дальнейшее принятие государством мер по оптимизации данного процесса позволит моногородам эффективнее функционировать в изменившихся социально-экономических условиях.
Полагаем, что методологической основой для подобной оптимизации может явиться понимание законодателем, при создании нового регулирования системы профессионального образования страны в рамках проходящей образовательной реформы, того факта, что потребности населения и бизнеса самих моногородов в кадрах определённого уровня и квалификации должны найти своё отражение в механизме регулирования здесь процесса профессиональной социализации молодёжи. Нам представляется, что это должен быть регулярный учёт мнения органов местного самоуправления моногородов при выборе тех профессий и специальностей, по которым бесплатно, на бюджетной основе здесь будут готовить специалистов местные профессиональные образовательные учреждения.
Также, в современных условиях модернизации моногородов страны, считаем необходимым выделить, с учётом социологического подхода и влияния на данный процесс социально-географических условий, следующие критерии эффективности профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования, обучающихся в условиях современного моногорода:
1. Объективная и субъективная подготовленность выпускников к будущей профессиональной деятельности.
Объективная подготовленность определяется такими факторами, как возраст выпускника, получение диплома выпускника системы среднего профессионального образования РФ, психическая дееспособность, знание русского языка и т. д. Субъективная подготовленность – это профессиональная и социальная компетентность выпускника.
1. 2. Психологическая предрасположенность выпускников к будущей профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики, гражданского общества.
Данный критерий призван показывать сформированность у современных выпускников таких качеств личности, необходимых для профессионала в понимании капиталистического государства, как ответственность за себя и за свои действия, уважение личности другого (в противовес авторитаризму прошлых лет), предприимчивость, открытость изменениям, новой информации, толерантность и плюралистичность взглядов, личностная гибкость.
3. Развитость морально-нравственных ценностей выпускников.
Необходимость развития не только профессиональных качеств, но и формирования личности в процессе любого образования хотя часто и забывается в современной России, сформулирована в ряде основополагающих документов мирового сообщества, и, прежде всего, во Всеобщей декларации прав человека. Здесь говорится: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности, к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми, религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных наций в поддержании мира».
4. Социальная идентичность выпускников как профессионалов моногорода.
Как доказали психологи, потребность в формировании идентичности у человека является одной из базовых, удовлетворение которой определяет дальнейшее развитие личности (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Маслоу, Э. Эриксон, Г. У. Солдатова, В. А. Сосин и др.). А. Маслоу в своей иерархической модели мотивации личности отдельно выделил потребности в принадлежности и любви, считая, что они занимают более важную ступень в развитии личности, чем даже потребность в её самоактуализации.
Городское пространство является крайне важным элементом социально-экономической среды, поэтому, по нашему мнению, в профессиональной идентичности личности городская ментальность является важнейшим источником знаний профессионала о самом себе, играет важную роль.
Таким образом, ориентирование на вышеуказанные критерии при принятии нового законодательства об образовании в современной России могло бы заметно оптимизировать процесс профессиональной социализации студентов уровня среднего профессионального образования. Подобные изменения законодательства позитивно бы сказались и на сглаживании тех противоречий системы среднего профессионального образования, которые пока существуют в стране.
Библиографический список
1. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (в ред. от 18.07.2011 г.) «Об образовании». – 84 с.
2. Митина Л. М., Кричевский Р. Л. Профессиональная социализация личности // Проблемы профессиональной социализации личности / под ред. Л. М. Митиной. – Кемерово, 1996. – 249 с.
3. Модернизация социальной структуры российского общества / отв. ред. З. Т. Голенкова. – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 287 с.
4. Перцик Е. Н. Геоурбанистика. – М.: Академия, 2009. – 432 с.
5. Антоненко Н. В., Гладышев А. Г., Доронин А. О. и др. Введение в управление. – М.: Наука-М, 2002. – 415 с.
6. Человек с дипломом: найди себя // Мир новостей. – 2007. – № 29 от 10 июля. – 1 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ильина И. В. Критерии и показатели профессиональной социализации студентов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/29420-kriterii-i-pokazateli-professionalnoj-sotsializatsii-studentov (дата обращения: 24.11.2024)- Мы рядом - мы вместе: пропаганда семейных форм жизнеустройства
- Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
- Осложнения алкоголизма
- НАСТАВНИЧЕСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОЛЛЕДЖЕ
- Самостоятельная музыкальная деятельность ребенка
- Особенности формирования интеллекта в философской истории
- Орта білім мазмұнын жаңарту- «өмірлік білім алудан» - «өмір бойы білім алуға», «білімді үнсіз тыңдаудан – ізденімпаздыққа», «білімнен – құзыреттілікке» жетелеу