Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Формирование профессионально компетентного педагога в детском саду как фактор освоения личностно – ценностных подходов

Формирование профессионально компетентного педагога в детском саду
как фактор освоения личностно – ценностных подходов.
Мамонтова О.И.
педагог - психолог
КГКП д/сад «Нәзік»
г. Караганда

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень профессиональной компетентности, необходимо всё время чему – либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. В эпоху глобализации построение развитого казахстанского общества невозможно достичь без формирования конкурентоспособной личности, не только готовой к постоянно меняющимся экономическим условиям, но и способной стать движущей силой ускоренного процесса экономической, социальной и политической модернизации страны. Коренные политические и экономические изменения затронули все сферы жизни нашего общества, в том числе и систему образования и в первую очередь – дошкольное воспитание.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагога ДО в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска, содействуют пониманию и сопереживанию. Важный показатель уровня психолого – педагогической компетентности в организации семейных отношений – установка педагога на самообразование и саморазвитие не только в педагогическом, но и в общекультурном и личностно – ценностном подходе.
Знание общих закономерностей психики развития детей, а также причин и условий развития и его возрастных этапов необходимое условие успешного изучения детей воспитателем в ДО. Такое знание укажет воспитателю, на что именно, на какие проявления ребёнка следует обращать внимание, позволит выдвинуть предположение о причинах, вызвавших те или иные отклонения в развитии отдельных детей, и отыскать оптимальные пути воспитательного воздействия.
В рамках разработанного государственного общеобязательного стандарта образования РК профессионально компетентный педагог в ДО должен:
- обеспечивать индивидуализацию процесса образования и развития, использовать свои знания относительно развития детей; строить взаимоотношения на основе учёта уникальных потребностей и потенциальных возможностей каждого ребёнка;
- создавать учебную среду, способствующую развитию у детей возможности для принятых самостоятельных решений, практического овладения жизненными навыками;
- вовлекать в образовательно – воспитательный процесс на партнёрских условиях родителей дошкольников, предоставляя им возможность совместного поиска решений существующих проблем;
- разрабатывать совместно со своими коллегами краткосрочные планы реализации проектов обучения и воспитания;
- владеть методом наблюдения за прогрессом своего ребёнка, фиксировать и оформлять документально, видеть достижения своего воспитанника, составлять план дальнейших шагов;
-использовать занятия для выработки у детей высокого уровня взаимопонимания, навыков межличностного общения и сотрудничества;
- обеспечивать включение детей в различные виды деятельности, направленных на активное, содержательное обучение; применять интерактивные технологии в обучении.
Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, то есть профессионально-компетентный педагог. В своей работе для формирования педагогов профессиональной компетентности, я выбрала такую форму работы, как семинар, который освещает следующие темы: понятие психологического климата, типы педагогов, определение психологического климата в коллективе, проблемы взаимоотношений в коллективе, правила работы с коллективом. В ходе семинара педагоги проходят тестирование. Ознакомление с результатами тестирования, обмен мнениями происходит на тематической встрече. Диагностический этап позволяет изучить личность педагога, его качества, особенности общения, наличие эмоционального выгорания. Тематические встречи педагогов проходят в форме дискуссий. Просвещение педагогов предполагает не только лекционный материал по психологической теории, но и практическое занятие, направленное на развитие коммуникационных навыков. Практические занятия я провожу в виде тренингов, ролевых игр, практикумов, на которых педагоги через более глубокое осознание себя, своих особенностей, проявляющихся в общении, могут осмыслить особенности своего профессионального общения, найти внутренний резерв для преодоления неконструктивного поведения. На практических занятиях в своей работе я использую основные методы это самоосознание, анализ ситуаций, подгрупповая работа, игровые методы, обмен опытом, визуализация.

Личностью человек не рождается он ею становится в процессе развития и социализации, в общении с другими людьми. То, как происходит общение ребенок, взрослый человек с другими людьми зависит от того, как он наставлен, каким нормам поведения научен, от того как он воспринимает себя самого.
Поэтому каждый педагог нашего детского сада умеет сотрудничать с семьями воспитанников, позитивно созерцая, помогая и просвещая родителей по вопросам педагогического воспитания.
Для выявления потребностей родителей в педагогических знаниях проводилось анкетирование:
Результат на начало работы с родителями
1категория Родители понимают внутренний мир ребенка – 32%
2категория Находят время побывать с ребенком наедине – 41%
3категория Хотели бы получить консультацию по вопросам воспитания – 48%
Результат после проведённой работы с родителями
1категория Родители понимают внутренний мир ребенка – 48%
2категория Находят время побывать с ребенком наедине – 52%
3категория Хотели бы получить консультацию по вопросам воспитания – 63%

Если говорить о результатах работы по укреплению профессиональной компетентности, то они не могут проявиться так быстро. Занимаясь сеянием, семя должно расти, однажды оно принесет плод. Я верю в закон сеяния и жатвы! Но и сегодня есть положительный результат, которые могут стимулировать педагога – это отзывы родителей, о том, что их ребенок с желанием идет в детский сад, что самооценка ребенка повысилась, что дети дома пытаются поступать так, как воспитательница их научила.
Формирование профессиональной компетентности педагога осуществляется через его управление собственной деятельностью. Таким образом, управление формированием профессиональной компетентности предусматривает создание условий для становления и развития «новой профессиональной компетентности».

Список литературы:
1. Работа ДОУ с семьёй; А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина; Москва 2005
2. Базовый минимум содержания общеобразовательной программы дошкольного воспитания и обучения детей от 1 до 6 (6.1.6.3 стр.69); Министерство образования и науки РК; Астана ГОСО РК 1.002 – 2004

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (406.86 kB)
Автор:
педагог - психолог КГКП детский сад "Назік"
Дата публикации: 09.10.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Мамонтова О. И. Формирование профессионально компетентного педагога в детском саду как фактор освоения личностно – ценностных подходов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/32124-formirovanie-professionalno-kompetentnogo-pedagoga-v-detskom-sadu-kak-faktor-osvoeniya-lichnostno-tsennostnykh-podkhodov (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию