статья Профессиональная педагогическая культура и компетентность педагога как фактор создания безопасной образовательной среды
Профессиональная педагогическая культура и компетентность педагога как фактор создания безопасной образовательной среды
Тема, которую мне хотелось бы осветить. касается профессиональной культуры и компетентности педагога для создания безопасной образовательной среды. Хотелось бы начать со специфики педагогической деятельности.
В профессиональной этике педагога можно выделить четыре основных блока:
1. этика отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности;
2. этика отношений «по вертикали» — в системе «педагог—учащийся», которая рассматривает основные принци¬пы, нормы этих отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога;
3. этика отношений «по горизонтали» — в систе¬ме «педагог-педагог», в которой рассматриваются те отношения, которые регламентируются не столько общими нормами, сколько спецификой деятельности и психологии педагога;
4. этика административно-деловых отношений педагога и руководящих структур, предписывающая обеим сто¬ронам определенные «правила игры», направленные на опти¬мизацию управления системой образования.
Хотелось бы более подробно остановиться на пункте 3, а именно этике отношений между педагогами.
Все мы наверное согласны с тем, счастье для человека – это когда ты с радостью утром идешь на работу, а вечером также с радостью идешь домой. И конечно же, давно избитой является фраза «Школа – это мой второй дом». Мы с вами являемся строителями этого дома. От каждого из нас зависит атмосфера нашего дома, его «психологический климат» и общее настроение. Современная жизнь предъявляет много требований к нашей с вами работе, нашему поведению в обществе и коллективе в частности. Но я думаю, что нормы педагогической этики не сильно изменились за все годы существования школы. С вашего позволения, я сегодня напомню некоторые положения этического кодекса учителя.
Этические нормы и принципы делового общения «по горизонтали» регулируют служебные отношения между коллегами в каждом коллективе. Они ориентированы на установление такого морально-психологического климата, который способствовал бы наиболее эффективному и оптимальному решению задач любого коллектива.
Основные нормы и принципы моральной регуляции предполагают, что педагогический коллектив, как и любой другой, должен обладать рядом качеств. Это:
• слаженность и сплоченность, обеспечивающие взаимопомощь, поддержку, возможность опереться на коллег не только в деловых, но и в личных проблемах;
• доброжелательность, в атмосфере которой педагог только и может полностью проявить себя и как личность, и как профессионал;
• чуткость и тактичность, которые, выражая внимание к человеку, не переходили бы в назойливое, нетактичное вмешательство в его личную жизнь;
• терпимость к особенностям и недостаткам коллег, умение принимать их такими, каковы они есть, ценить их индивидуальность.
Формируются эти качества коллектива на основе морально-психологической общности людей, предполагающей:
• наличие групповых интересов и потребностей, объединяющих членов педагогического коллектива не только в служебное время, но и в неформальной обстановке;
Продолжу анализировать качества коллектива, которые также предполагают
• ориентацию на общие нравственные нормы и ценности — общечеловеческие, гражданские, культурные и другие, что помогает предотвратить серьезные конфликты и разногласия;
• сходство мнений в оценках как профессиональных проблем, так и вопросов, выходящих за рамки служебных интересов (политика, культура, мода);
• присутствие особого «мы-чувства», формирующего гордость за принадлежность к профессии педагога, за свою школу,
стремление поддержать ее престиж, доказать ее (и свое) превосходство.
Чтобы добиться сплочения коллектива, а как следствия, улучшения безопасной образовательной среды, каждый из нас должен работать над собой, стараясь соблюдать общие Принципы и нормы отношений «по горизонтали»
1. Самоуправление и контроль за собственным поведением, формирование в себе качеств, необходимых профессии, приятных окружающим, способствующих личному успеху и продвижению.
2. Координация собственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими.
3. Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям.
4. Стремление к взаимопониманию.
5. Способность к сочувствию, сопереживанию.
Эти общие принципы отношений «по горизонтали» конкретизируются в нормах поведения, включающих в себя:
• подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива;
• умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;
• стремление сохранить с коллегами хорошие отношения, которые не должны препятствовать деловой критике, способности аргументировано отстаивать собственную точку зрения;
• умение координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения профессиональных
педагогических проблем;
• способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.
Несколько слов о этике административно-деловых отношений педагога и руководящих структур.
Я думаю, вы согласитесь, что в этих отношениях должна присутствовать
• дисциплинированность, вежливость, чувство субординации;
• инициативность и самостоятельность суждений;
• смелость и твердость в защите собственного мнения;
• недопустимость слепого повиновения, заискивания, подхалимажа;
• доверие и уважение к опыту и знаниям руководителя, понимание его ответственности;
• умение подчинить свой личный или узкопрофессиональный интерес более широкому видению руководителем общих задач коллектива.
Еще несколько рекомендаций при Общении между педагогами
1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
2. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.
3. Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
4. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в школе между педагогами, а не за пределами школы. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В школах не должно быть места сплетням.
5. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.
6. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гребенникова С. В. Профессиональная педагогическая культура и компетентность педагога как фактор создания безопасной образовательной среды // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/33462-professionalnaya-pedagogicheskaya-kultura-i-kompetentnost-pedagoga-kak-faktor-sozdaniya-bezopasnoj-obrazovatelnoj-sredy (дата обращения: 23.12.2024)- Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов
- Развитие логического мышления младших школьников в группе продленного дня
- КАК ОПРЕДЕЛИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА
- Теоретические и прикладные задачи педагогической психологии
- Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения
- Информационно-образовательная среда как средство формирования контрольно-оценочных действий школьника
- Чăваш халăхěн мухтавлă çыннисем