статья К вопросу о преподавании истории Великой Отечественной войны
«Преподавание принадлежит к разряду деятельностей, силу которых чувствуют только те, на кого обращены они, кто непосредственно испытывает на себе их действие; стороннему трудно растолковать и дать почувствовать впечатление от урока учителя или лекции профессора. В преподавательстве много индивидуального, личного, что трудно передать и ещё труднее воспроизвести, — заметил В.О.Ключевский в одном из очерков.
В 1990-е гг. принципиальному пересмотру подверглась методология не только исторической и педагогической наук, но и частных (предметных) методик, особенно методики обучения истории. Кризис общества сказался на состоянии общественных наук, школьного истории и не позволил сформулировать новую позитивную стратегию школьного обществознания.
Общая тенденция, характерная для большинства первых постсоветских учебников (в первую очередь - для учебников по истории России ХХ века) - стремление представить социальную и политическую историю нашей страны как историю болезни. Специалисты не раз выражали обеспокоенность по этому поводу. Если мы исходим из того, что ценностно-мировоззренческий фундамент для учебников истории необходим, возникает закономерный вопрос – что именно должно лежать в основе этого фундамента?
Ключевым здесь является ответ на вопрос, испытает ли учащийся в результате работы с учебником чувство сопричастности с историей своей страны и народа.
В начале ХХI в. в нашей стране на государственном уровне были предприняты попытки актуализировать «политику памяти» с целью укрепления гражданской идентичности молодежи. В качестве ведущего инструмента реализации этой политики было избрано построение ценностно-ориентированной системы исторического образования.
Наиболее важной темой школьного курса истории в решении задач формирования патриотического самосознания учащихся является история Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., поскольку:
• именно в этот период были проявлены лучшие черты россиян, раскрыты возможности единения людей в многонациональном и поликонфессиональном государстве;
• решающая роль Советского Союза в разгроме фашистского блока и последовавшие за этим процессы усилили роль нашей страны в мировой истории;
• история Великой Отечественной войны является полем согласия и единства россиян разных поколений, этнического происхождения, политических взглядов.
Начинающийся учебный год определяется празднованием 75-летия победы под Москвой в 1941 году.
Количество часов на изучение Великой Отечественной войны в 11-м классе в традиционном варианте по меткому замечанию одного учителя, назван: «четыре года за четыре урока».
Возможности учителя
• в системе преподавания истории профильной школы социально-гуманитарной модели они есть; предусматривает дополнительный (третий час) в неделю на изучение истории в старшей школе. Поэтому часть годовых часов в 11-м классе целесообразно использовать на расширение рассматриваемой нами темы;
• квалифицированный учитель сможет либо изыскать дополнительные часы из имеющихся на изучение столь важной темы, которой является Великая Отечественная война, либо при желании может взять из предлагаемого планирования его ключевые позиции.
Проблемы преподавания и фальсификация истории Великой Отечественной войны в 9-11 классах
Структуру нравственности личности составляют знания, чувства, отношения и поведение. Все эти составные компоненты учитель обязан дать и сформировать в процессе обучения и воспитания.
Но на пути достижения поставленных целей и решения поставленных задач возникает множество проблем.
Можно выделить три группы проблем:
· Содержательные
· Организационные
· Воспитательные
Преподавая историю Великой Отечественной войны, учитель сталкивается с проблемой содержательного характера. Главным источником знаний для учащихся, бесспорно, является учебник, но его содержание может быть дополнено многими ранее неизвестными фактами и событиями. В сегодняшнем информационном обществе огромное количество ранее не известной нам информации, только надо уметь ею пользоваться, находить, систематизировать и анализировать, используя возможности сети ИНТЕРНЕТ, исторические документы. Особенно актуально это в последнее время, когда предпринимаются попытки переписать, исказить историю Великой Отечественной войны.
Искажение истории - основная тема в современной информационной войне. Попытки пересмотра событий и итогов Второй мировой войны проводятся на самом высоком уровне и приобретают все более активный и наступательный характер:
1. Заявления премьер-министра Украины Арсения Яценюка о том, что в 1941 году именно СССР напал на Германию и Украину.
2. Высказывания главы министерства иностранных дел Гжегожа Схетыны о том, что концлагерь Освенцим освободили украинские войска, а не части Красной Армии.
3. Заигрывание с нацизмом и попытки стереть постыдные факты из истории стали чаще всего приходить из Европы. Последний вопиющий пример этому - Латвия. На правах председательства в Евросоюзе, Рига запретила проведение в Париже выставки « Угнанное детство», посвященной малолетним узникам нацистского концлагеря Саласпилс, который по мнению латвийских властей был воспитательно-трудовым лагерем.
Здесь будет уместна цитата главного идеолога 3-го рейха Йозефа Геббельса: «Чем больше ложь, тем скорее в нее поверят». История Великой Отечественной войны фальсифицируется, переписывается, существует множество мифов о войне. События Великой Отечественной войны, как и вся история Советского Союза, многие годы не дают покоя фальсификаторам разных мастей... Фальсификация истории - это разновидность захватнической войны... Фальсификация истории Великой Отечественной войны - это ложь на уничтожение. Мое мнение и позиция как школьного учителя о фальсификации истории Отечественной войны:
1.Фальсификаторы всегда паразитируют на неосведомлённости людей по данному вопросу.
2.Знания по истории закладываются в школе в детском возрасте.
З.Фальсификация истории – определенный западный заказ.
Вернемся к преподаванию истории в школе, которая является краеугольным камнем в формировании мировоззрения и оценкой исторических ценностей молодыми людьми.
Чтобы говорить детям правду, ее надо знать, поэтому необходимо решить самые главные задачи: воссоздание исторической правды о Второй Мировой и Великой Отечественной войнах и борьба с фальсификацией истории. В процессе преподавания может возникнуть множество спорных вопросов и проблем:
· Можно ли было предотвратить трагическое начало Великой Отечественной войны.
· Оценка Сталина в годы войны (Сталин – герой или тиран, приведший страну к огромным жертвам)
· Украина – жертва борьбы за господство двух тоталитарных режимов: фашистской Германии и СССР
· Оценка полководцев и главным образом Жукова (Полководцев много, а выдающийся только один или Жестокий человек, проливший реки солдатской крови)
· Репрессии военной поры (необходимая мера для укрепления дисциплины и борьбы с мародерством или тирания диктатуры Сталина)
· Проблема патриотизма и героизма простого народа (подвиг во имя спасения Родины или Либо убьют как героя либо в плен)
· Поставки по Ленд-лизу (Если бы не Ленд-лиз, то Советский Союз не выстоял бы первые полгода и проиграл бы войну или Генерал Дж.Маршал «В критические дни решающую роль в предотвращении катастрофы сыграли не США, а русская армия, развеявшая миф о непобедимости фашистов»)
· Проблема сотрудничества с врагом (причины: вынужденная мера, испуг, насилие, потеря веры в возможность победить врага или люди, пострадавшие от террора Сталинских репрессий, от раскулачивания и гражданской войны)
· Партизанское движение (это блеф сталинской пропаганды, оно было затеяно ради рельсовой войны или это наш второй фронт, который с первых дней войны вносил достойный вклад в победу)
· Советское партизанское движение и ОУН-УПА – два течения в движении Сопротивления на Украине
· Преувеличение роли ОУН-УПА и преуменьшение роли советского партизанского движения
· Цена Победы (Может ли эта Победа быть Великой, если она достигнута такой ценой?) и др.
Одной из важных организационных проблем является нехватка времени, то есть количество часов, отведенных на изучение данной темы. Учитель, с точки зрения преподавания не совсем свободен, он вынужден придерживаться программы, согласно которой на изучение темы Великой Отечественной войны отводится очень мало часов. А ведь надо изучить темы:
· СССР накануне войны
· Основные фронты и сражения
· Оккупационный режим
· Советский тыл в годы войны
· Отношения с другими странами
· Наука и культура в годы войны
· Итоги войны и многое другое.
Очень трудно весь материал изучить на должном уровне. Можно, конечно, увеличить количество часов за счет других тем, но...
Кроме уроков истории учителя проводят:
- элективные курсы в 9- 11 классах , например, по программе«Актуальные вопросы изучения истории Второй Мировой и Великой Отечественной войн».
- внеурочная деятельность по ряду направлений,
- встречи с ветеранами, тружениками тыла,
- участвуют в различных тематических викторинах, акциях, квестах,
-выезжают на экскурсии, музейные уроки,
- особая помощь – это деятельность школьных музеев, краеведческих и других.
- сотрудничество с библиотеками
У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания. Наше общество ожидает, что учителя вложат в школьников не только знания, но и чувства, прежде всего патриотизма.
Для этого я использую различные формы проведения уроков и занятий, на которых ребята выполняют большой объем исследовательской работы и имеют возможность погрузиться в те события и те исторические ситуации, которые помогают разоблачению фальсификаций о войне, дают возможность в ходе дискуссий, споров и доказательств получить необходимые знания в полной мере отражающие действительность. Это такие формы, как:
· Урок «круглый стол». Материалы к заседанию круглого стола ребята готовят заранее, используя дополнительный материал, фотографии, документы и др.
· Урок «пресс-конференция», на которой могут присутствовать из числа учащихся «официальные государственные лица», «ученые историки», «бывшие партизаны и подпольщики».
· Урок-практикум, где на рассмотрение учеников предоставляется не только фактический материал, но и фрагменты из выступлений, писем, воспоминаний участников сражений, видных политиков и полководцев.
· Урок-симпозиум, где 2-3 лектора из хорошо подготовленных учеников знакомят ребят с какой-либо темой и высказывают свою точку зрения на существующие проблемы.
· Урок-презентация, где ребята демонстрируют фотодокументы, фрагменты видеофильмов, используя исторические карты, воспоминания военачальников.
· Именно такие уроки и занятия с гражданско-патриотической направленностью формируют у учащихся чувство гордости за принадлежность к великому народу и воспитывают чувство патриотизма.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Антонова С. Ю. К вопросу о преподавании истории Великой Отечественной войны // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/37381-statya (дата обращения: 14.11.2024)- Сабит Дунентаев
- Индивидуальная работа по социализации и профориентации учащихся старших классов коррекционных школ.
- Статья
- Поощрение и наказание как метод воспитания ребёнка в семье
- СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
- Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС
- Политический процесс в России
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 13784 пользователя.
Отзывы