Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ ЕГО СОЦИУМЕ

Д.В.Петроченков

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ ЕГО СОЦИУМЕ

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми зависит от умения общаться. Поэтому общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

Коммуникативная компетентность педагога в дополнительном образовании включает в себя письменную и устную речь, владение иностранными языками, владение информац. технологиями , эффективными методами и приемами межличностного общения, соблюдение  правил культуры речи и речевого этикета. Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в учреждении дополнительного образования, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития подростков. Коммуникативный компонент педагогического общения также во многом обусловлен характером взаимоотношения ролей участников диалога. На ранних этапах педагогического взаимодействия ребёнок ещё не обладает необходимым потенциалом равноправного участника обмена информацией, т.к. не имеет достаточных для этого знаний. Педагог выступает носителем человеческого опыта,

который воплощён в заложенных в образовательную программу знаниях. Это, однако, не означает, что педагогическая коммуникация даже на ранних этапах является односторонним процессом. В современных условиях оказывается недостаточным простое сообщение  обучающимся  информации.                         Необходимо активизировать их собственные усилия по усвоению знаний. Особую важность при этом приобретают т.н. активные методы обучения, стимулирующие самостоятельное нахождение учащимися необходимой информации и её последующее использование применительно к разнообразным условиям. По мере овладения всё большим массивом данных и формирования способности оперировать ими, учащийся становится равноправным участником учебного диалога, вносящим значительный вклад в коммуникативный обмен.

Для достижения коммуникативных целей мы пользуемся определенными приемами, которые (в зависимости от уровня рассмотрения) называют коммуникативными стратегиями, коммуникативными тактиками и коммуникативными навыками.

Коммуникативной целью называют стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Коммуникативная стратегия (КС)– это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели.

Стратегия – общая рамка, канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах.                   Мы каждый день используем определенную стратегию приветствия для разных людей и для разных целей коммуникации с этими людьми.

 Коммуникативная тактика(КТ) -совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная тактика – более мелкий масштаб рассмотрения по сравнению с коммуникативной стратегией(КС).

Коммуникативное намерение (задача) – тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма педагога, особенно в учреждении дополнительного образования,, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.

Коммуникативные умения учителя состоит из нескольких блоков:

- социально-психологический;

- нравственно-этический;

- эстетический;

- технологический.

К социально-психологическому блоку относится умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезетнационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать, понимать своеобразие каждого ребенка и группы, её статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъективных отношений, использовать психологические средства - вербальные, невербальные, психологические механизмы коммуникативного воздействия - внушения, убеждения…

В структуру нравственно – этического блока входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики, утверждать личностное достоинство каждого ребенка. Организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым школьником, инициировать благоприятный нравственный климат общения.

В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным. Приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного.

В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно - воспитательные средства, методы, приемы, стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт. Органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

Специфическим личностным качеством педагога дополнительного образования   в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere – привлекать, притягивать)  педагога  как предпосылка переживания радости общения с детьми.

На пути взаимопонимания лежат барьеры общения, из-за которых люди не могут раскрыться, понять друг друга. Под барьерами общения подразумевают те немногочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им.

Личностные барьеры педагогического общения бывают:

  • Стереотипы мышления – устойчивое, упрощенное мнение о людях ( педагогах, воспитанниках и ситуациях).
  • Предвзятость – внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам.
  • Неправильное отношение друг к другу
  • Отсутствие внимания и интереса к другому
  • Пренебрежение фактами
  • Барьер страха
  • Барьер страдания
  • Барьер плохого настроения
  • Барьер презрения
  • Барьер недостаточного понимания важности общения
  • Барьер речи

В общении рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • проявлять искренний интерес и внимание к коллегам;
  • быть приветливым, внимательным, создавать благоприятную атмосферу;
  • как можно чаще в разговоре произносить имя собеседника;
  • уметь терпеливо слушать другого, проявляя сопереживание;
  • никогда не унижать человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре;
  • хвалить другого человека, подчеркивать его значимость и компетентность;
  • обращать внимание людей на их ошибки в косвенной форме;
  • прежде чем критиковать другого, сказать о своих ошибках;
  • задавать вопросы вместо того, чтобы давать приказания;
  • хвалить человека за каждый его даже скромный успех и быть при этом искренним;
  • делать так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

И в завершении приведу  в пример метафору общения:

«Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу».

Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.

Уверенность и спокойствие в коммуникативном (речевом) поведении педагога в различных ситуациях профессионального общения – важное условие плодотворного сотрудничества и успешного взаимодействия. Педагог должен показать свою компетентность и  заинтересованность в успешном развитии ребёнка, в общении с его родителями и коллегами,а также показать, что он видит вокруг себя партнёров и единомышленников.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

  Памятка для педагога доп.образования в  общении                                с родителями:

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние собеседника.
  3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить их к себе.
  4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ОЦЕНКА УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ

(Тест В.Ф.Ряховского)

         Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека, педагога . Отвечать на вопросы следует, используя три варианта ответов – «да», «иногда», «нет».

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «иногда», «нет».

суждения

баллы

1

Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

 

2

Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком либо совещании, собрании или тому подомном мероприятии?

 

3

Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

 

4

Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

 

5

Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

 

6

Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

 

7

Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

 

8

Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

 

9

В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

 

10

Оказавшись один на один с незнакомым человеком вы, не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

 

11

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она не была (в магазине, библиотеке, кассе, кинотеатре). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост, и будете томиться в ожидании?

 

12

Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

 

13

У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

 

14

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в разговор

 

15

Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

 

16

Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

 

17

Итого

 

Оценка ответов:

«да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относятся.

 

Классификатор теста.

30-31 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как от этого больше всего страдаете Вы сами. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Вы знаете эту особенность и бываете недовольны собой.

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми.

9-13 очков. Вы весьма общительны. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах. Бывает, вспыльчивы, но быстро отходите.

4-8 очков. Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие эо всех дискуссиях. Охотно берете слово по лю-бому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете довести его до конца.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблеме, в которой совершенно не компетентны. Вольно или не вольно часто бываете причиной конфликтов. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (32.85 kB)
Автор:
педагог дополнительного образования МУДО СЮТ г.Копейска
Дата публикации: 01.11.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Петроченков Д. В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ ЕГО СОЦИУМЕ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/49125-formirovanie-kommunikativnykh-kompetentsij-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-okruzhayushchem-ego-sotsiume (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию