статья Система дополнительного образования в России
В стремительно меняющемся обществе послесоветского времени возникла потребность введения нового направления образования – дополнительного. Система дополнительного образования могла предоставить детям дополнительные условия для развития и совершенствования их способностей, интересов.
Система дополнительного образования включает следующие направления:
- Спортивно-оздоровительное.
- Естественно-научное.
- Культурологическое.
- Художественно-прикладное.
- Музыкально-исполнительское.
- Военно-патриотическое.
- Краеведческое.
- Математическое.
- Информационные технологии.
- Развивающее проектирование.
Все выше перечисленные направления дополнительного образования решают общие задачи, среди которых: развитие творческих способностей детей; создание условий для самореализации и всестороннего развития личности.
Главное требование для осуществления дополнительного образования является обязательное наличие образовательной программы, где определены образовательные цели, задачи, предполагаемые результаты образовательной деятельности.
Образовательный процесс здесь осуществляется в свободное время учащихся, является добровольным и с учетом интересов детей. Важно, чтобы конструирование программы осуществлялось по методике творческого сотрудничества педагога и ребенка. При этом, изменяется структура образовательного процесса, а именно создается система стимуляции самого широкого спектра взаимодействий. (увлекает общее дело, проявляется гордость за себя и пр.).
Все программы учреждений дополнительного образования детей делятся на образовательные и обеспечивающие деятельность и развитие учреждения (программа отдела, программа развития учреждения и пр.). В настоящее время происходит стандартизация системы дополнительного образования - переход в статус образовательных учреждений. Это, в свою очередь, предъявляет определенные требования к содержанию программ, организации педагогического процесса и т.д.
Стандартом в дополнительном образовании является образовательная программа. Это система методик, объединенных целью, задачами, включающая содержание, формы, методы организации образовательного процесса. Процесс педагогического творчества не является законченным. Всегда будет продолжаться творческий поиск педагогов, постоянно будут меняться интересы детей. Будет меняться и содержание программ.
Каждое учреждение в системе дополнительного образования определяет свою педагогическую систему. При этом учитываются традиции своей культуры. Педагогическая система включает отделы учреждения, где тоже есть программы. Содержание образовательного процесса учреждения осуществляется через множество отдельных образовательных процессов, где педагоги, дети и родители самостоятельно определяют цели, задачи, содержание и методику своего взаимодействия.
Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Педагогам и родителям следует помнить, что оптимальный период для занятий - детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации, для формирования определенного, соответствующего нормам общества, индивидуально- психологического склада личности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Романова О. А. Система дополнительного образования в России // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/53015-sistema-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 23.12.2024)- Философия Льва Николаевича Толстого
- Использование активных методов обучения в процессе развития связной речи дошкольников
- Обогащение словарного запаса детей с ОВЗ, как средство формирования их речевой компетентности
- ДЕҢГЕЙЛІК МЕҢГЕРУДЕ ДИАЛОГТЫҚ СӨЙЛЕУ МӘСЕЛЕСІ
- Современные технологии обучения английскому языку через информационные технологии организации образовательного процесса
- Не трудно видеть, что игра в мяч может развивать свойства души и тела до той высокой степени, к достижению которой стремятся люди
- Использование метода интеллект-карт на уроках физики