Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Метапредметные задания как средство формирования универсальных учебных навыков

Метапредметные задания как средство формирования универсальных учебных навыков

(обобщение опыта)

Учитель математики

Сечко В.Г.

МОУ СОШ №1

г.Питкяранта

«Я слышу- я забыаю, я вижу- я запоминаю, я делаю- я понимаю».

 Древняя китайская мудрость.

       Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

      Ответ на этот вопрос дает великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: « Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний. Похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

      Сам того не подозревая в 19 веке К.Д. Ушинский обращал внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения.

Нужна ли вам в повседневной жизни математика? Где вы используете математические знания?

    Математика позволяет планировать семейный бюджет, правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнеров и предложений. Проводить несложные инженерные и технические расчеты для практических задач.

  И мы сталкиваемся с проблемой, а как же доказать ученику, что математику нужно изучать не ради знания, а то что она нужна ему для жизни. На мой взгляд, чудодейственной скрипкой или клеем соединения практики и теории является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания.

   В руках учителя математики богатый материал для развития метапредметных умений обучающихся- это математические задачи. Ведь решение задач способствует формированию важнейших качеств умений личности ребенка, необходимых ему для жизни.

   В своей практики я уже давно применяю метапредметные задания для формирования универсальных учебных навыков. Толчком к этому стал один случай в моей учительской практики. Изучая стереометрию в старшей школе. По мере знакомства с типами пространственных фигур, я попросила детей изготовить модели различных пространственных фигур и найти площадь поверхности и объем полученных фигур. Но к моему сожалению, большинство моих учеников не смогли найти их, несмотря на изученные формулы.  Это послужило толчком к тому, что бы я, по возможности. При изучении каждой темы задавала учащимся вопрос: «А где в жизни вы можете применить эти знания?»

   Работая дальше я стала подбирать задачи практической направленности, стала применять нестандартные уроки, например уроки- экскурсии. Примером такого урока могу привести пример урока по теме «Подобные треугольники». Обучающиеся самостоятельно делали измерения, а затем проводят расчеты и оформляют это все в виде мини- проекта расчетов высоты столба или ширины реки. Но –это геометрия…она, как наука и возникла сама по себе из жизненных требований…

   А как быть с алгеброй? Вот здесь я стала использовать задачи  практическим содержанием, содержащие в себе какую- либо дополнительную информацию или как правильно называют- метапредметные.

    Включая метапредметные задания в уроки педагог решает задачу, усвоения обучающимися учебного материала или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Приведу примеры метапредметных заданий.

  1. Математика и физика

Математика очень тесно переплетается с физикой, задачи по физике часто решаются алгебраическими методами, а векторная алгебра является одним из основных методов физики. В заданиях ГИА очень много задач физического содержания, решить которые можно лишь в том случае, если сама жизненная необходимость подталкивает учителей математики к более частому и полному использованию физических знаний на своих уроках. Например:

Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=-2+4t+3t2 . Найти ее скорость и ускорение в момент времени t=2c. (х-координата точки в метрах, t-время в секундах)

(9 класс)

  1. Математика и кулинария

Например: чтобы приготовить омлет на 2 яйца берут 20 г молока, 20 г сливочного масла. Какое количество продуктов необходимо, чтобы приготовить омлет из 5 яиц.

С ребятами мы составляли мини- проекты, которые проходят под лозунгом «Наши семейные традиции» при изучении темы «Прямая и обратная пропорциональная зависимости» в 6 классе.

  1. Математика и медицина

Казалось бы вещи не сочетаемые. Но и здесь можно привести обучающимся пример: Больному прописан курс лекарства, которое нужно пить по 0,5г три раза в день в течении трех недель. В одной упаковке содержится 10 таблеток по 0,5г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс?

Или можно разработать мини- проект, основой которого будет задача: Прививку от гриппа в этом году поставили 80% обучающихся в нашей школе. Сколько школьников поставили прививку против гриппа, если в школе 470 обучающихся?

  1. Математика и история

Например: Во время Великой отечественной войны погибло примерно 27млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?(Тема «Проценты»,6 клас)

  1. Математика и биология

Нельзя представить себе учителя, который не заботился о здоровье детей. Вот и я, в меру своих возможностей, стараюсь ориентировать своих учеников на ведение здорового образа жизни. Этому способствуют следующие задания, интегрирующие знания биологии:Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика. В общем, люди, которые курят сокращают себе жизнь на 12 %, что составляет 8,4 года. Какова средняя продолжительность жизни в России?

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу. Что для формирования метапредметнх универсальных учебных действий очень огромную роль играют уроки с применением интегрированной технологии. Очень любят дети уроки, в которых совмещаются несовместимые на первый взгляд предметы: математика и русский язык, математика и литература, математика и физическая культура. Примером такого урока могу привести разработку урока «Квадратные неравенства», интегрированный урок математики и физической культуры, связанного с олимпиадой Сочи-2014.

   При переходе образовательного процесса на стандарты второго поколения, большие затруднения возникают у педагога при составлении комплексных проверочных работ. Для их составления необходимы задания практической направленности, поэтому я начала составлять методическую копилку заданий для формирования метапредметных универсальных учебных действий.

Использование метапредметных связей на уроках мтематики, показывают, что повышается познавательный интерес обучающихся, а как следствие познавательная активность и познавательная деятельность учеников.

    В заключении следует отметить. Что учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением как умением учиться. Это и есть главное направление деятельности учителя.

  А применение метапредметных заданий и дает нам ответ на вопрос, как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму. Структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (17.89 kB)
Автор:
МОУ СОШ № 1 г. Питкяранта, учитель математики
Дата публикации: 30.03.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сечко В. Г. Метапредметные задания как средство формирования универсальных учебных навыков // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/56476-metapredmetnye-zadaniya-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnykh-uchebnykh-navykov (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию