Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Формирование представлений о математике как науке, полезной в повседневной жизни

     Цели обучения математике в колледже определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
     Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека , с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
   Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственном применением математики ( экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое).
   Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставить следующие цели обучения математике в колледже:
 -   овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
-    интеллектуальное развитие студентов, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
-   формирование представлений о математике, как науке, полезной в повседневной жизни.
    Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей студентов. Преподавателю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач.
    Одной из целей математического образования всегда было « овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности». Какие же практические знания должна давать математика современному человеку? Какие задачи могут стать перед  бывшим студентом? Разобраться в статической информации, оформить кредит и собственность на землю, вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи и расходы на ремонтные работы по дому. Список можно продолжить.
    Как это можно делать на уроках математики, как готовить студентов к предстоящим взрослым заботам? 
    Да, некоторые свойства геометрических фигур были открыты при решении практических задач. В древнегреческих папирусах  встречается и правильная формула для площади треугольника, и формула для площади круга, и многое другое про геометрические фигуры и тела. 
   Из теорем о подобии Фалес извлек и практическое следствие: вычислил высоту египетских пирамид. Дождавшись часа, когда тень от шеста сравняется с его длиной, он измерил тень от пирамиды. Примерно таким же способом человек измерил высоты всех гор и перевалов. С помощью геометрии была измерена вообще вся наша земля. Активнейшее участие в этом измерении принял великий Гаусс.
   Добиться успешного овладения обучающимися курса геометрии можно лишь при условии, что ученики на каждом шагу убеждаются в необходимости знания свойств геометрических понятий, которые применимы к разрешению многочисленных и разнообразных задач, возникающих в повседневной жизни, в технике, в естествознании.
   Работая в старших классах, мы сталкиваемся с несколькими проблемами.
Первая проблема—неумение видеть объемные предметы и выполнять необходимые рисунки к задачам.
Вторая проблема—отсутствие навыков в выполнении разверток.
Третья проблема—неумение учащихся представлять предлагаемые им детали как совокупность геометрических тел.
    И наконец---стереометрия, которая в 1-курсе  носит больше академический характер, чем практический, что никак не способствует усвоению материала учебниками. Чтобы разрешить эту проблему, нужно стараться сохранить моделирование на уроках стереометрии.
    Например, очень полезны лабораторные работы во 2-ом курсе по теме «Вычисление площади поверхности и объема многогранника». Каждый студент получает модель многогранника ( призму, пирамиду правильную или неправильную, полную, усеченную) и карточку с заданием:
 -укажите видовые признаки данного многогранника, его название ( размеры сторон и углов основания, вид граней, взаимное положение граней и основания).
 -дайте формулировку определения данного многогранника.
-сделайте чертежи данного многогранника и его развертки.
-постройте диагональное сечение многогранника.
-измерьте и постройте отдельные элементы многогранника, по которым можно определить углы.

-проведите необходимые измерения и вычислите площадь полной поверхности, площадь диагонального сечения.
-проверьте, верна ли для вашего многогранника теорема Эйлера: « Число ребер многогранника на два меньше суммы его вершин и граней».
   Для формирования умений и навыков, необходимых в практической деятельности, учащихся параллельно с усвоением теоретического материала должны научиться производить измерения, пользоваться справочниками, таблицами, вычислительной техникой, выполнять хозяйственные расчеты, применять математические знания к решению практических задач, связать изученный материал с окружающей жизнью, с практикой. При изучении темы « Объем и площадь поверхности призмы» можно дать домашние мини- сочинения « Призмы в нашей квартире». Например: Пришла домой и ищу призму. Вот рядом со мной стенка, а ведь это самый настоящий параллелепипед. На столе буханка хлеба, это четырехугольная призма, лежащая на боку, а основание у нее трапеция. И полка с книгами, и каждая толстая книга на полке-той же геометрической формы. А вот карандаш- это уже шестиугольная правильная призма. Рядом лежит ластик , котором я стираю свои карандашные ошибки- наклонная четырехугольная призма.
    Аквариум, пенал, чемодан тоже ведь призмы. В доме много прекрасных призм: торт, купленный мамой, «Кубик Рубика», брикет мороженого пломбира. Но самые прекрасные и нужные призмы в любой квартире это телевизор, компьютер, видеомагнитофон и кассеты к нему.    
«Призмы, которые встретились мне во время прогулки».
  Дорогие студенты! Приглашаю вас  совершить прогулку по нашей родной улице. Вот прямо перед нами центральная районная больница, имеющая форму прямоугольного параллелепипеда, а напротив аптека и тоже такой же формы.
  Навстречу мне идет молодой мужчина, в руках у него черный прямоугольный параллелепипед –дипломат. А рядом грузят на машину 
   Красивую белую четырехугольную призму-холодильник.
    Пора возвращаться домой. Во дворе у нас тоже много призм: наша баня состоит из двух призм: четырехугольной и треугольной а конура нашего Шарика- треугольная призма
Можно дать лабораторно-практическую работу:

  1. 1. Рассчитать массу эмульсионной краски, необходимой для побелки класса.
    2.Рассчитать массу краски для покраски панелей, столов, стульев.
    3.Составить смету для покраски пола, доски, дверей.
    4.Составить смету для ремонта одной комнаты
    Обучение нужно строить, связывая его с жизнью, предлагать ученикам задачи, с которыми они уже встречались в своей повседневной жизни, но самостоятельно не могли найти их решение.
       Обучение математике слишком часто начинается со словесных объяснений, а не с практических действий. Снять эту блокировку и наполнить обучение положительными эмоциями – задача современного преподавателя.
Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (15.42 kB)
Автор:
Преподаватель математики, КГУ Балхашский технический колледж имени «Халық қаһарманы РК» Ракымжана Кошкарбаева
Дата публикации: 31.05.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Нугманова Н. Т. Формирование представлений о математике как науке, полезной в повседневной жизни // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/59022-formirovanie-predstavlenij-o-matematike-kak-nauke-poleznoj-v-povsednevnoj-zhizni (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию