статья Взаимодействие семьи и школы как условие социализации младших школьников
Е.В. Мироненко УДК: 373.2
Взаимодействие семьи и школы как условие социализации младших школьников.
Е.В. Мироненко
Московский городской педагогический университет Москва
Аннотация
Данная статья посвящена взаимодействию семьи и школы как условию, которое будет способствовать процессу социализации младших школьников. Одной из актуальных проблем педагогики остается проблема социализации младших школьников. В образовательных учреждениях отсутствует технология педагогической поддержки процесса социализации, что ведет к негативным последствиям.
Ключевые слова: социализация, семья, школа, младший школьник, воспитание.
В современном образовании проблема социализации школьников постепенно выходит на первый план[1,c. 266]. Социализация — это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения[3, с. 254]. В условиях социально-экономического кризиса, семья переживает трудности в полноценной реализации культуры человеческих отношений, которые выражаются в активной адаптации к условиям современного рынка и в возможности моделирования своего жизненного пути.
Воспитание — главное условие социализации и одновременно неотъемлемая часть этого процесса. Под этим углом зрения оно рассматривается как целенаправленная и контролируемая социализация. Посредством воспитания регулируются темпы и глубина социализации — преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия, социализации придается гуманистическая ориентация[3, с. 254]. Воспитание возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.
Социализация начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Школа является вторым по значимости (после семьи) институтом социализации[2, c. 17].
Первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека – это семья, это первая ступенька социализации и развития самосознания личности. Семья остается важнейшим институтом социализации и воспитании ребенка. Забота родителей о развитии детей в соответствии с индивидуальным своеобразием их возможностей должно содействовать тому, чтобы каждый ребенок смог наиболее полно реализовать свои способности. Некоторые из родителей не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий.
Педагогическая культура родителей – одно из самых важных условий духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Образ семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного образа жизни обучающегося. Следовательно, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников[4, c. 20].
К сожалению, многим родителям, не достает педагогических и психологических знаний, воспитательных умений, а не редко и правильного понимания возможности семейного воспитания. Многие родители самоустраняются от решения вопросов воспитания.
Эстафету по решению этих вопросов принимает школа. Успешное взаимодействие и сотрудничество семьи и школы в деле сопровождения и поддержки развития индивидуальности ребенка значительно ускоряет процесс социализации.
Эффективность социализации оценивается не по тому, насколько успешно обеспечено воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а по тому, насколько успешно готов ребенок к самостоятельной трудовой (учебной) деятельности, к постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений.
Семья формирует личность ребенка в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на ребенка в определенных аспектах через семью. Именно поэтому надо скорректировать деятельность учителей, родителей в воспитании детей. Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребенка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты.
Ни у какого не вызывает сомнения, что тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы являются залогом успешной социализации личности. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать, то, что получает формирующаяся личность от родителей. Школа должна педагогически обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Школа и семья - союзники. Через работу с родителями (обращение к семейным традициям, привлечение родителей к совместной деятельности, включение их в процесс сотворчества с педагогами) повышается педагогическая культура семьи, эффективно используется ее огромный воспитательный потенциал. Наблюдения показывают, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
В школах надо создавать условия для совместной деятельности учителей, детей и их родителей. Это дни открытых дверей, дни здоровья, кружки, которые проводят родители, часы общения, организация летнего отдыха с привлечением родителей, экскурсии. Большое внимание надо уделять работе с неблагополучными семьями (родительские собрания, беседы, психолого- педагогическая помощь детям и их родителям, взаимодействие с органами соц. защиты населения, привлечение родителей к участию в общешкольных ярмарках, конкурсах и т. д.).
Уже ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником знаний о воспитании детей, когда только он мог подсказать родителям: как понять своих детей, как разобраться в мотивах их поступков, как им поступить, если ребенок плохо учится.
Сегодня многое из этого можно найти в педагогических газетах, журналах, книгах по проблемам воспитания, в интернете. Все это так. Но все же никакая журнальная статья и книга не могут оказать конкретную практическую помощь родителям ученика, дать логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления. На это способен только учитель.
Библиографический список
- Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]. М., 2000. – С. 384
- Изотова Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и её влияние на социализацию младших школьников[Текст].//Психология и школа. – 2010. - №1. – С. 24 – 39
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов[Текст]: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. – С.254
- Примерная программа воспитания и социализации учащихся. Начальное общее образование[Текст]. Москва, 2009. – С. 26
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мироненко Е. В. Взаимодействие семьи и школы как условие социализации младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/59334-statya (дата обращения: 14.11.2024)- Профилактика жестокого обращения с детьми
- Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
- Девиантное поведение: сущность, причины, формы проявления в школьном возрасте
- Профориентационная работа в школе и факторы её эффективности
- Роль инновационной деятельности в работе современного мастера производственного обучения
- Его Победа
- Эффективная форма взаимодействия семьи и школы
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5999 пользователей.
Отзывы