статья Церковно-государственные взаимоотношения в русско-византийской традиции
История взаимоотношений государства, Церкви и институтов гражданского общества насчитывает не одну сотню лет. Наибольшую важность для предмета исследования представляют мировоззренческие модели, возникшие на православно-византийской почве.
Одним из неоспоримых достояний философской мысли Византии является выработанная в V-IX вв. концепция симфонии властей. Сущность данной идеи довольно проста и состоит во взаимоподдержке и соработничестве двух властей при условии чёткого размежевания сфер их компетенции. Духом симфонического сотрудничества властей пронизано буквально все византийское законодательство того времени. Кодекс Эпанагога идёт ещё дальше: «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа» [1, с.19]. Безусловно, данный принцип не всегда последовательно претворялся в жизни и, зачастую, искажался под влиянием концепции цезаропапизма, которая достигла своего апогея в иконоборческую эпоху VII-VIII вв, когда правители усваивали за собой статус Царя-Первосвященника [4, с. 257].
Для средневековой Руси была характерна взаимонезависимость двух институтов и стремление к последовательной реализации принципа симфонии. С XV в. под влиянием концепции «Москва – Третий Рим» Церковь в симфоническом ансамбле властей всё более уходит в тень царя–преемника ромейских базилевсов. Кульминацией этого процесса безусловно стало дело патриарха Никона и церковная реформа Петра I, явившая собой симбиоз протестантской концепции «государственной церковности», и элементов византийской симфонии. Эта реформа вызвала крайне неоднозначные оценки среди современников и историков, разделив их на два идеологических лагеря. Сторонники синодализации Церкви, в частности, В.С. Соловьев, полагали данный шаг царя оправданным в свете стремления к консолидации общества на пути реформ и очищения Церкви от «иерархического абсолютизма» [2, с. 414].
Противники же синодальной реформы, опираясь на каноническое право жестко критиковали Петра I. Проф. Голубинский открыто именовал реформу перенесением на русскую почву «государственного и бытового еретичества» [5, с. 113]. Лев Тихомиров не исключая саму возможность вмешательства монарха в церковные дела как внешнего арбитра, расценивает возведение этой практики в принцип, расценивая его как узурпацию [3, с. 292]. Авторитетный богослов о. Г. Флоровский порицает «Русскую Реформацию» за внесения семени раскола в само духовное бытие русского общества [5, с. 292].
История церковно-государственных отношений на Руси бесспорно имеет богатейшие традиции, уходящие корнями в самые ранние века сосуществования государства и Церкви, многочисленные перипетии которой оказали и продолжают оказывать влияние на общественную мысль и взаимоотношения этих институтов вплоть до настоящего дня.
Список используемых источников
- Сокольский В.В. О характере и значении Эпанагоги: Очерк по истории византийского права. – СПб.,1894. – С. 17 – 54
- Соловьев В.С. Несколько слов в защиту Петра Великого // Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. Т.1. – М., 1989. –С.414.
- Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. – М.: Издательство «ФИВ», 2012. – 808 с.
- Успенский Ф.И. История Византийской империи. Эпоха смут. – М.: Астрель, АСТ, 2011 – С. 257.
- Флоровский Г.В. Пути русского богословия. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. — 848 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Рубанова К. А. Церковно-государственные взаимоотношения в русско-византийской традиции // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/63034-tserkovno-gosudarstvennye-vzaimootnosheniya-v-russko-vizantijskoj-traditsii (дата обращения: 14.11.2024)- Анализ интернет-браузеров на основе принципов их функционирования
- Знаки препинания русского языка
- «Формирование навыков социального взаимодействия учащихся с РАС»
- Применение современных образовательных технологий в начальной школе
- От образа слова к нравственному совершенствованию
- Инновационные педагогические технологии преподавания математики
- Творческая деятельность детей в формате «здесь и сейчас»: методы и приёмы, способствующие развитию творческой одарённости в рамках предметной области «Филология». Из опыта работы
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 16585 пользователей.
Отзывы