статья Особенности современного и традиционного уроков
Одной из приоритетных задач учителя математики является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осмыслении учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемого предмета. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Учитель, пробуждая интерес к математике, укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давая остановиться в своем развитии более способным детям, учить воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Педагог должен проводить работу по развитию логического мышления обучающихся, учитывая возраст и психологию ребенка. Необходимо, чтобы у ребенка постоянно работала мысль, а знания были приобретены не памятью, а усилием своей мысли. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.
Чтобы возбудить интерес к занятиям математикой надо постараться не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. Традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством. Однообразие урока, когда на нём в течение нескольких лет повторяются в неизменном порядке: проверка домашнего задания, опрос, сообщение нового материала, его закрепление и снова – домашнее задание, постепенно вызывает у учеников скуку, притупляет их внимание. Можно избежать этого, создав оптимальные условия обучающимся в соответствии с их возможностями обучения. Такие условия достигаются определённым соотношением на уроке форм учебной работы.
При проведении традиционного урока, как правило, учитель объясняет материал у доски, используя подручные средства: такие как мел, специальный циркуль и линейку. При этом в силу необходимости изображения части объясняемого материала на доске, учитель не имеет возможности контролировать степень его усвоения со стороны учеников (кто-то не успел провести окружность, установить нужный раствор циркуля, описать построение и т.д.). Также очень сложно следить за поведением обучающихся и отслеживать воспитательный процесс в целом.
С введением в образовательную деятельность современных технических средств, позволяющих наглядно демонстрировать объясняемый материал (презентации уроков, специальные обучающие видеоматериалы), учитель имеет возможность не только контролировать учебный и воспитательный процессы, а также оказывать помощь большинству обучающихся в пояснении сложных аспектов нового материала. На экране отображаются пошаговые манипуляции циркулем и линейкой для построения заданных величин. Не отвлекаясь от объяснения нового материала, можно в индивидуальной форме проработать с каждым учеником все нюансы геометрических построений. Необходимо отметить, что наглядная демонстрация позволяет ученикам более эффективно усвоить новый урок. Для закрепления материала можно использовать игровую форму урока (развивающее мероприятие «Своя игра», где каждый играющий имеет право выбрать для себя уровень сложности математических заданий.) Для школьников, отсутствующих на уроке по той или иной причине, представляется возможным полностью компенсировать пропущенное занятие, так как им может быть отправлен файл с презентацией, объяснением и пояснением наиболее сложных моментов данного урока, что невозможно при проведении урока в традиционной форме.
Важным фактором в образовательном процессе является взаимодействие учителя с родителями обучающихся. При проведении современного урока, обмен информацией с родителями осуществляется мгновенно при помощи электронного журнала. Итог: в процессе ведения современного урока появляются большие возможности для соблюдения основ педагогики: образования, воспитания, обучения и развития обучающихся. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.
К недостаткам современного урока можно отнести лишь недостаточную квалификацию и уровень владения компьютерными технологиями со стороны учителей, ранее использующих исключительно традиционную форму преподавания. Так же качество материала зачастую зависит от уровня оснащенности учебного заведения (наличие видеопроектора или смарт-доски, аудиосистемы, современных компьютеров у учителя и обучающихся).
Нестандартные уроки – это время познавательной активности все[ обучающихся, когда каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, разработка системы конкретных целей обучения. И тогда, какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал представлен наглядно в форме современного урока!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Доманевский И. С. Особенности современного и традиционного уроков // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/66316-osobennosti-sovremennogo-i-traditsionnogo-urokov (дата обращения: 21.11.2024)- Формирование жизненных компетенций младших школьников с РАС
- НОВЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
- Если Вашего ребенка обижают ровесники…
- Личность педагога в свете ФГОС
- Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья
- Развитие навыков общения у детей с нарушением интеллекта
- Из опыта работы по реализации ФГОС в средней школе