статья Исторические корни и понятие народной сказки
Исторические корни народной сказки
На счет появления сказки существует несколько разных взглядов. Например, А. Весельский считает, что происхождение сказки чисто литературное, так как литературная сказка известна людям еще с древности.
Другая версия – сказки взяли начало в условиях жреческо-шаманского сословия, члены которого специально кодировали информацию в виде сказок и преданий, доступных для непосвященных членов сословия. Как одна из догадок, сказочные сюжеты могли использоваться для объяснения детям ритуальных обрядов, так как они могли наблюдать их своими глазами, но не всегда понимали смысл.
Одной из самых популярных версий, считается версия о том, что сказка возникла на основе мифов. Но разница в том, что сказки в отличие от мифов, используются в воспитательных целях, передают нравственные ценности. Они многообразны, многоаспектны, в то время как миф однозначен по смыслу.
Происхождение сказки в мировой культуре не может иметь только один вариант происхождения.
Понятие сказки
Несмотря на то, что всем нам с детства знакомо слово «сказка» очень сложно дать ей четкое определение. Множество ученых обходились без определения понятия «сказка», но были и такие кто изложил свое понимание этого слова.
На определении понятия «сказка» подробно останавливался советский филолог В.Я. Пропп, ссылаясь на исследования других ученых. Он показывает, что в большинстве культур не отводится место этому понятию.
Главным признаком сказки Пропп выделял установку на вымысел, т.е. несоответствие сюжета окружающей действительности.
Если попробовать обратиться к определениям других ученых, то выясним, как трактуется сказка в науке. Вот несколько определений сказки из разных источников:
- «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» (Даль, 1994, Т.4, с.170).
- «Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» (Ожегов, 1986, с.625).
- «Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (Литературный энциклопедический словарь, 1988,с. 383).
Проанализировав данные определения, мы можем сделать вывод о том, что не смотря на то, что сформулированы они по-разному, главная мысль почти одинакова. Во всех представленных определениях есть ключевое слово, которое как считал Пропп, отражает суть сказки. Это слово вымысел. Несомненно, в этом заключается отличие сказки от литературного повествования.
Следующий признак сказки можно выделить из определений ученых И. Больте и Г. Поливке и А. И. Никифорова.
Определение И. Больте и Г. Поливке заключается в том, что сказка – это рассказ, основанный на поэтической фантазии, в особенности из волшебного мира, что это история, не связанная с условиями действительной жизни, которую во всех слоях общества слушают с удовольствием, даже если ее находят невероятной или недостоверной.
Определение Никифорова звучит так: «сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно – стилистическим построением».
Из двух предложенных определений мы можем утвердить еще один признак сказки – развлекательный характер. В.Я. Пропп заметил, что данный признак так же был указан В.Г. Белинским, и он установлен правильно.
Из определения Никифорова мы также можем обратить внимание на словосочетание «специальное композиционно – стилистическое построение». Сказка отличается специфической для нее поэтикой. Именно этот признак и есть решающий в определении сказки.
Пропп также отмечал в определении Никифорова еще один признак сказки – устность. Сказки – это повествовательный жанр, т.е. рассказ о каких-то событиях, передаваемые устным путем из поколения в поколение.
Таким образом, мы рассмотрели исторические корни сказки и определения понятия сказка с позиций разных ученых, выявили основные признаки сказки и пришли к тому, что самого главного и правильного определения, в котором были бы выражены все критерии сказки – нет. Все ученые внесли свой вклад в развитие литературы и дали возможность для ее дальнейшего изучения.
Атлас сказочного мира – М.: Генезис, 2011. – 320 с. – (Сказкотерапия: теория и практика) - с. 12.
Атлас сказочного мира – М.: Генезис, 2011. – 320 с. – (Сказкотерапия: теория и практика) – с. 101.
Атлас сказочного мира – М.: Генезис, 2011. – 320 с. – (Сказкотерапия: теория и практика) – с. 102.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Попова Л. О. Исторические корни и понятие народной сказки // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/79617-istoricheskie-korni-i-ponyatie-narodnoj-skazki (дата обращения: 21.11.2024)- Методические рекомендации по формированию правильной осанки у дошкольников
- Особенности самостоятельности младших школьников
- Преемственность в преподавании математики при переходе из основной школы в среднее звено
- Развитие познавательных умений и навыков при обучении исследовательской деятельности посредством краеведения
- Педагогический потенциал школьной библиотеки
- Формирование основ правовой культуры в процессе организации внеурочных занятий в 4Б классе
- Практические задачи по математике в классах с ЗПР
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6330 пользователей.
Отзывы