Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи по развитию мелкой моторики

Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи по развитию мелкой моторики

Воспитатель МДОУ

«ЦРР-д/с № 7» г. Магнитогорска

Ковалик О.А.

 

 

У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина. Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

В научной литературе существует точка зрения, что «...управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи, особенно в сенситивные периоды созревания речевых областей мозга, то есть до 3-х лет. Движения стимулируют созревание центральной нервной системы, в частности, созревание двигательного анализатора. В свою очередь, прогресс в развитии двигательного анализатора, являющегося аппаратом межанализаторного синтеза, сказывается на общем прогрессе функций мозга ребенка».

Необходимо помнить, что «...у детей с ОНР к началу работы с ними многое для развития речи уже упущено. Стимуляция их мозга, в частности, через движения руки, позитивным образом сказывается не только на подготовке руки к письму в школе, но и на развитии речи, а, следовательно, и на общем их психическом развитии».

Для развития движений руки детей используются как традиционные для массовых садов формы работы на занятиях продуктивными видами деятельности (упражнения по обведению контуров геометрических фигур, зарисовке их в заданном пространстве, штриховке контурных рисунков, изображающих различные предметы и так далее), так и специальною систему занятий, рекомендованную и разработанную У.В. Ульенковой, по развитию мелкой моторики руки.

Эта система занятий включает в себя два направления работы.

Первое - развитие движений пальцев руки ребенка в процессе овладения рисовальными действиями.

Второе - подготовка руки ребенка непосредственно к школьному письму через систему специальных упражнений.

Первое направление

Первый этап. Основная педагогическая задача этого этапа: подготовка руки ребенка к точным, энергичным движениям. Она решается:

  • через систему коротких специальных занятий и упражнений, проводимых как с целой группой детей, так и индивидуально;
  • через проведение физкультминуток перед занятием на развитие быстроты               действия              руки,            отдельных пальцев по словесному сигналу педагога;
  • через упражнения на развитие точности движений (раскрасить осенние листья, небо, землю);
  • через упражнения на выкладывание фигур (их деталей и целых форм) по образцу и словесной инструкции педагога при ограничении времени и др.

Второй этап. Педагог учит детей штриховке простым и цветным карандашом. Для того чтобы дети чаще тянулись к этим занятиям, работали с. желанием и стремились к хорошему результату, отмечает У. В. Ульенкова, в группе отводится специальное место, где ребенок может выбрать себе работу по душе, но с обязательной штриховкой. Это может быть

а) штриховка готовых «заготовок» (сначала наиболее легкой для
штриховки формы прямоугольной,

затем более трудной - круглой, овальной); затем работа с книжкой-раскраской, в которой качество штриховки определяет качество изображения самого предмета - его цвета, формы;

б) та же штриховка, но с целью отработки силы нажима пальцев на карандаш.

Третий этап работы включает в себя серию упражнений на формирование у детей навыков рисования предметов в динамике. Эти упражнения организовываются в занимательной для детей форме. Каждое имеет свое название: «Дует ветер», «Идет дождь» и так далее.

Все занятия и упражнения направлены не только на развитие руки ребенка, но и на формирование у него внимательности, наблюдательности, уточнения знаний об окружающем. Эти упражнения готовят к переходу на следующую ступень рисования - по собственному замыслу.

Все занятия и упражнения направлены не только на развитие руки ребенка, но и на формирование у него внимательности, наблюдательности, уточнения знаний об окружающем. Эти упражнения готовят к переходу на следующую ступень рисования - по собственному замыслу.

Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию у них различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к рисованию (в трактовке Л. А. Венгера, Т. С. Комаровой, 1976).

 

 

Второе направление

Его цель - подготовка руки ребенка к письму в школе. Работа проводилась после ознакомления детей с тетрадью в одну линейку по следующим основным темам:

  • рисование простым карандашом горизонтальных линий (по линейке, под линейкой, между линейками),
  • рисование предметов с помощью прямых линий (лесенок, елочек и так далее);
  • контурное рисование предметов с помощью прямых и овальных линий, штриховка контуров фруктов, ягод;
  • рисование орнамента с помощью волнистых линий, рисование Цельной волнистой линии, цельной дуг подобной линии с петлями, орнамента из двойных петель и так далее.

В конце года в тетради с разлиновкой в редкую сетку дети пишут палочки, крючки, длинные палочки с петлей внизу (использованы некоторые А.И. Воскресенской, 1965). Эти занятия У.В. Ульенкова рекомендует проводить в течение учебного года 1-2 раза в неделю, продолжительностью 10-15 минут.

Из-за отставания в развитии всех видов и функций речи дети испытывают огромные затруднения в вербальном программировании предстоящих действий. Чтобы восполнить этот пробел в развитии детей, необходимо стараться, чтобы любые сведения, получаемые ими об окружающем, любые производимые действия и операции они могли бы выразить в слове, о любом предстоящем действии могли бы рассказать.                ,

Работа по развитию мелкой моторики рук является составной частью занятий всех педагогов воспитателей, дефектологов, логопедов, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, педагогов дополнительного образования. В методическом кабинете необходимо иметь различные методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук по всем возрастным группам. Целесообразно ввести в штатное расписание дошкольного учреждения педагога допол­нительного обучения для работы с детьми в мастерской «Умелые ручки». Занятия в мастерской, проводимые квалифицированным педагогом, помогают детям преодолеть неловкость пальцев рук.

В дополнение методики, рекомендованной У.В. Ульенковой, все педагоги должны освоить упражнения и игры для развития и совершенствования ручкой моторики детей. В учебный план были включены специальные занятия по развитию моторики в младших и средних группах, в старших же и подготовительных группах игровые упражнения на развитие моторики являются частью всех занятий.

Коррекционная работа должна строиться с учётом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников с ОНР носит системный комплексный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта.

Работа по развитию тонкой моторики может осуществляться как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Предлагаемая система упражнений разделена на блоки. Только после полноценного овладения одним блоком можно переходить к следующему.

Первый блок.

Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта

В начале ребёнка необходимо обучить приёмам самомассажа рук.  Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три   раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с лёгкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.

  • Пунктиры. И.п. - подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
  • Пила. И.п. - левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
  • Утюжок. И.п. - то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
  • «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.

После выполнения самомассажа можно приступать к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

  1. «Горячо - тепло - холодно». Ребёнок должен на ощупь сравнить степень нагрева предметов (грелка - лёд - мягкая игрушка -металлическая ложка ...).
  2. «Найди, из чего сделано?». Ребёнок вначале ощупывает три-пять игрушек с    различной    фактурной     поверхностью, затем     кусочки материалов, из которых они сделаны. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.
  3. «Пальчиковый бассейн». В большую коробку с бортиками высотой 7-8 см насыпать горох (фасоль, гречневую крупу, рис..) и поместить несколько предметов, различных по форме и величине и знакомых ребёнку. Ребёнок должен опустить кисти рук в «бассейн», найти предметы, ощупать и узнать их.
 

Второй блок.

Развитие кинетического компонента двигательного акта

Движения кистями рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно.

  1. Катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью.
  2. Сжимать резиновые игрушки, клизму (можно наполненную
    водой), направляя воздушную струю в ту или другую сторону.
  3. Ударять по подвешенному к потолку воздушному шару кулаком, ладонью, указательным пальцем.

Движения пальцами рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, зачем другой рукой, потом двумя руками одновременно.

  1. «Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони; производятся движения указательным пальцем по кругу (жук летит). Аналогичное упражнение проводится другими пальцами.
  2. «Змея». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, указательным пальцем производятся движения, имитирующие змею. Аналогичное упражнение проводится с другими пальцами.

Дополнительно могут использоваться перебирание круп, пуговиц, бусинок и т.д., шнуровка, работа с пластилином, глиной, ножницами, оригами.

Упражнения, выполняемые двумя руками совместно. 1.  «Ковшик». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы прижаты к ладоням.

  1. «Пароход». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы оттопырены вверх (труба парохода).

Третий блок. Развитие динамической координации движений

Движения выполняются сначала поочередно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.

  1. 1. «Кулачок». Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца.
  2. «Здравствуй, пальчик». Локти опираются на стол, все пальцы поочередно прикасаются к большим подушечкам (здороваются).

Четвертый блок. Развитие реципрокной координации движений

  1. «Стул». Локти опираются на стол. Левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно сжаты. Правая рука согнута, и кулак приставлен к нижней части ладони левой руки, затем положение рук меняется.
  2. «Стол». Левая рука согнута, пальцы собраны в кулак, ладонь ребром стоит на столе. Правая рука выпрямлена, накрывает сверху левую. Затем положение рук меняется.
  3. «Указатель». Локоть левой руки опирается на стол, ладонь повернута к себе, пальцы сложены в кулак, большой палец отставлен в сторону. Правая рука выпрямлена, ладонь вниз, пальцы плотно прижаты. Пальцы правой руки прикасаются в горизонтальном положении к основанию мизинца левой руки. Затем положение рук меняется.
  4. «Птенцы». Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх. Правой рукой обхватываем пальцы левой. Затем положение рук меняется.

        Список литературы:

  1. Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия.
  2. Методические рекомендации по развитию познавательных способностей у детей с ОНР.

Ковалик Ольга Анатольевна

Воспитатель МДОУ «Црр-Д/с №7»

Тел. 89049763669

Тел.раб.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (61.00 kB)
Автор:
Воспитатель МДОУ «ЦРР - Д/с № 7» города Магнитогорска
Дата публикации: 28.04.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ковалик О. А. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи по развитию мелкой моторики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/70643-korrektsionnaya-rabota-s-detmi-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi-po-razvitiyu-melkoj-motoriki (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию