статья Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи по развитию мелкой моторики
Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи по развитию мелкой моторики
Воспитатель МДОУ
«ЦРР-д/с № 7» г. Магнитогорска
Ковалик О.А.
У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина. Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
В научной литературе существует точка зрения, что «...управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи, особенно в сенситивные периоды созревания речевых областей мозга, то есть до 3-х лет. Движения стимулируют созревание центральной нервной системы, в частности, созревание двигательного анализатора. В свою очередь, прогресс в развитии двигательного анализатора, являющегося аппаратом межанализаторного синтеза, сказывается на общем прогрессе функций мозга ребенка».
Необходимо помнить, что «...у детей с ОНР к началу работы с ними многое для развития речи уже упущено. Стимуляция их мозга, в частности, через движения руки, позитивным образом сказывается не только на подготовке руки к письму в школе, но и на развитии речи, а, следовательно, и на общем их психическом развитии».
Для развития движений руки детей используются как традиционные для массовых садов формы работы на занятиях продуктивными видами деятельности (упражнения по обведению контуров геометрических фигур, зарисовке их в заданном пространстве, штриховке контурных рисунков, изображающих различные предметы и так далее), так и специальною систему занятий, рекомендованную и разработанную У.В. Ульенковой, по развитию мелкой моторики руки.
Эта система занятий включает в себя два направления работы.
Первое - развитие движений пальцев руки ребенка в процессе овладения рисовальными действиями.
Второе - подготовка руки ребенка непосредственно к школьному письму через систему специальных упражнений.
Первое направление
Первый этап. Основная педагогическая задача этого этапа: подготовка руки ребенка к точным, энергичным движениям. Она решается:
- через систему коротких специальных занятий и упражнений, проводимых как с целой группой детей, так и индивидуально;
- через проведение физкультминуток перед занятием на развитие быстроты действия руки, отдельных пальцев по словесному сигналу педагога;
- через упражнения на развитие точности движений (раскрасить осенние листья, небо, землю);
- через упражнения на выкладывание фигур (их деталей и целых форм) по образцу и словесной инструкции педагога при ограничении времени и др.
Второй этап. Педагог учит детей штриховке простым и цветным карандашом. Для того чтобы дети чаще тянулись к этим занятиям, работали с. желанием и стремились к хорошему результату, отмечает У. В. Ульенкова, в группе отводится специальное место, где ребенок может выбрать себе работу по душе, но с обязательной штриховкой. Это может быть
а) штриховка готовых «заготовок» (сначала наиболее легкой для
штриховки формы прямоугольной,
затем более трудной - круглой, овальной); затем работа с книжкой-раскраской, в которой качество штриховки определяет качество изображения самого предмета - его цвета, формы;
б) та же штриховка, но с целью отработки силы нажима пальцев на карандаш.
Третий этап работы включает в себя серию упражнений на формирование у детей навыков рисования предметов в динамике. Эти упражнения организовываются в занимательной для детей форме. Каждое имеет свое название: «Дует ветер», «Идет дождь» и так далее.
Все занятия и упражнения направлены не только на развитие руки ребенка, но и на формирование у него внимательности, наблюдательности, уточнения знаний об окружающем. Эти упражнения готовят к переходу на следующую ступень рисования - по собственному замыслу.
Все занятия и упражнения направлены не только на развитие руки ребенка, но и на формирование у него внимательности, наблюдательности, уточнения знаний об окружающем. Эти упражнения готовят к переходу на следующую ступень рисования - по собственному замыслу.
Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию у них различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к рисованию (в трактовке Л. А. Венгера, Т. С. Комаровой, 1976).
Второе направление
Его цель - подготовка руки ребенка к письму в школе. Работа проводилась после ознакомления детей с тетрадью в одну линейку по следующим основным темам:
- рисование простым карандашом горизонтальных линий (по линейке, под линейкой, между линейками),
- рисование предметов с помощью прямых линий (лесенок, елочек и так далее);
- контурное рисование предметов с помощью прямых и овальных линий, штриховка контуров фруктов, ягод;
- рисование орнамента с помощью волнистых линий, рисование Цельной волнистой линии, цельной дуг подобной линии с петлями, орнамента из двойных петель и так далее.
В конце года в тетради с разлиновкой в редкую сетку дети пишут палочки, крючки, длинные палочки с петлей внизу (использованы некоторые А.И. Воскресенской, 1965). Эти занятия У.В. Ульенкова рекомендует проводить в течение учебного года 1-2 раза в неделю, продолжительностью 10-15 минут.
Из-за отставания в развитии всех видов и функций речи дети испытывают огромные затруднения в вербальном программировании предстоящих действий. Чтобы восполнить этот пробел в развитии детей, необходимо стараться, чтобы любые сведения, получаемые ими об окружающем, любые производимые действия и операции они могли бы выразить в слове, о любом предстоящем действии могли бы рассказать. ,
Работа по развитию мелкой моторики рук является составной частью занятий всех педагогов воспитателей, дефектологов, логопедов, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, педагогов дополнительного образования. В методическом кабинете необходимо иметь различные методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук по всем возрастным группам. Целесообразно ввести в штатное расписание дошкольного учреждения педагога дополнительного обучения для работы с детьми в мастерской «Умелые ручки». Занятия в мастерской, проводимые квалифицированным педагогом, помогают детям преодолеть неловкость пальцев рук.
В дополнение методики, рекомендованной У.В. Ульенковой, все педагоги должны освоить упражнения и игры для развития и совершенствования ручкой моторики детей. В учебный план были включены специальные занятия по развитию моторики в младших и средних группах, в старших же и подготовительных группах игровые упражнения на развитие моторики являются частью всех занятий.
Коррекционная работа должна строиться с учётом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников с ОНР носит системный комплексный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта.
Работа по развитию тонкой моторики может осуществляться как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Предлагаемая система упражнений разделена на блоки. Только после полноценного овладения одним блоком можно переходить к следующему.
Первый блок.
Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта
В начале ребёнка необходимо обучить приёмам самомассажа рук. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с лёгкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.
- Пунктиры. И.п. - подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
- Пила. И.п. - левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
- Утюжок. И.п. - то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
- «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.
После выполнения самомассажа можно приступать к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.
- «Горячо - тепло - холодно». Ребёнок должен на ощупь сравнить степень нагрева предметов (грелка - лёд - мягкая игрушка -металлическая ложка ...).
- «Найди, из чего сделано?». Ребёнок вначале ощупывает три-пять игрушек с различной фактурной поверхностью, затем кусочки материалов, из которых они сделаны. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.
- «Пальчиковый бассейн». В большую коробку с бортиками высотой 7-8 см насыпать горох (фасоль, гречневую крупу, рис..) и поместить несколько предметов, различных по форме и величине и знакомых ребёнку. Ребёнок должен опустить кисти рук в «бассейн», найти предметы, ощупать и узнать их.
Второй блок.
Развитие кинетического компонента двигательного акта
Движения кистями рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно.
- Катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью.
- Сжимать резиновые игрушки, клизму (можно наполненную
водой), направляя воздушную струю в ту или другую сторону. - Ударять по подвешенному к потолку воздушному шару кулаком, ладонью, указательным пальцем.
Движения пальцами рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, зачем другой рукой, потом двумя руками одновременно.
- «Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони; производятся движения указательным пальцем по кругу (жук летит). Аналогичное упражнение проводится другими пальцами.
- «Змея». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, указательным пальцем производятся движения, имитирующие змею. Аналогичное упражнение проводится с другими пальцами.
Дополнительно могут использоваться перебирание круп, пуговиц, бусинок и т.д., шнуровка, работа с пластилином, глиной, ножницами, оригами.
Упражнения, выполняемые двумя руками совместно. 1. «Ковшик». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы прижаты к ладоням.
- «Пароход». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы оттопырены вверх (труба парохода).
Третий блок. Развитие динамической координации движений
Движения выполняются сначала поочередно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.
- 1. «Кулачок». Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочередно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца.
- «Здравствуй, пальчик». Локти опираются на стол, все пальцы поочередно прикасаются к большим подушечкам (здороваются).
Четвертый блок. Развитие реципрокной координации движений
- «Стул». Локти опираются на стол. Левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно сжаты. Правая рука согнута, и кулак приставлен к нижней части ладони левой руки, затем положение рук меняется.
- «Стол». Левая рука согнута, пальцы собраны в кулак, ладонь ребром стоит на столе. Правая рука выпрямлена, накрывает сверху левую. Затем положение рук меняется.
- «Указатель». Локоть левой руки опирается на стол, ладонь повернута к себе, пальцы сложены в кулак, большой палец отставлен в сторону. Правая рука выпрямлена, ладонь вниз, пальцы плотно прижаты. Пальцы правой руки прикасаются в горизонтальном положении к основанию мизинца левой руки. Затем положение рук меняется.
- «Птенцы». Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх. Правой рукой обхватываем пальцы левой. Затем положение рук меняется.
Список литературы:
- Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия.
- Методические рекомендации по развитию познавательных способностей у детей с ОНР.
Ковалик Ольга Анатольевна
Воспитатель МДОУ «Црр-Д/с №7»
Тел. 89049763669
Тел.раб.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ковалик О. А. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи по развитию мелкой моторики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/70643-korrektsionnaya-rabota-s-detmi-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi-po-razvitiyu-melkoj-motoriki (дата обращения: 22.12.2024)- Формирование у учащихся ориентации на успех на уроках математики
- Формирование гражданско-патриотических чувств у современных школьников в процессе ознакомления с природой родного края
- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
- Формирование географических знаний на уроках окружающего мира
- Структура системы оценки достижений планируемых результатов ООП НОО
- Игровая деятельность как средство формирования речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка
- Инклюзивное обучение иностранным языкам
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 8213 пользователей.
Отзывы