статья Навыки 21 века на уроках литературы в 12 классе пенитенциарной системы обучения
Навыки 21 века – это, прежде всего, базовые грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, ИКТ-грамотность, культурная и гражданская грамотность. Центральную, обобщающую часть этих базовых грамотностей занимают компетенции, 4К: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация (сотрудничество).
Учебное занятие - это время и условия для освоения и теоретического обобщения предметного содержания, приобретения учебного опыта. Но в то же время на учебном занятии могут развиваться способности ученика самостоятельно приобретать и открывать знания, он учится работать в команде, управлять своим поведением и деятельностью. Такие навыки 21 века, как читательская грамотность, гражданская и культурная грамотность успешно формируются на уроках литературы.. Представим это конкретными примерами при изучении темы «Жизнь и творчество писателя – фронтовика В.Быкова. Повесть «Сотников», 12 класс пенитенциарной системы обучения.
Используемые технологии: смыслового чтения, критического мышления, проблемного обучения, ИКТ-технологии.
Основные средства: М\М, раздаточные листы, открытые учебные задачи, т.е. вопросы, не имеющие очевидных ответов, фрагменты фильма.
Формируются основные компетенции: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация (сотрудничество).
Обучение идёт через исследование: ученик (один или в группе) уточняет задачу, ищет информацию, представляет результат.
- На первом уроке отправляю обучающихся в самостоятельное исследование.
Ребята работают в группах. Используя информационный лист-раздатку, обучающиеся решают следующие учебные задачи: внимательно прочитать текст, разделить на смысловые части; выделить ключевые предложения, составить тезисы и записать их в тетрадь. Результаты работы каждая группа представляет устным ответом на контрольные вопросы, помещённые на экране. Таким образом, формируются предметные и метапредметные компетентности.
- Работу над повестью «Сотников» начинаю с пересказа сюжета, сопровождая пересказ показом ключевых фрагментов фильма Ларисы Шапитько «Восхождение», поставленного по данному произведению. Слушая учителя и просматривая фрагменты фильма, обучающиеся получают задания в группах. Вопросы формулирую таким образом, чтобы не было очевидных ответов (так называемые открытые учебные задачи)
Задание для всех групп. - Представьте сравнительную характеристику Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?
- Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?
- Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.
- По данному произведению В.Быкова создан фильм режиссёром Ларисой Шепитько, кадры из которого вы видели. Он называется "Восхождение".
Как вы думаете, почему авторы фильма решили изменить название произведения? Какое кажется вам более удачным «Сотников» или «Восхождение»?
1 группа:
- Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?
- Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?
2 группа:
- Почему струсивший Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?
- Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?
- Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.
3 группа:
- Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?
Можно ли его назвать закоренелым негодяем?
- Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.
Большое внимание уделяю работе с эпиграфом к уроку. К этому уроку их
два. «Что такое человек перед сокрушающей силой обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны до конца и предотвратить смерть невозможно» (В.Быков)
«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (Ф.М.Достоевский)
Учащиеся записывают слова эпиграфа в тетрадь, прошу вдуматься в каждое слово. Зачем? Чтобы каждый мог взглянуть на себя, решить вопрос: «А кто я? Что я собой представляю?» Таким образом, в ходе семинарского занятия
обучающиеся учатся давать сравнительную характеристику героям;
критически мыслить, отбирать и анализировать информацию, самостоятельно принимать решение, обучаются сотрудничеству.
В итоге учебного занятия задаю вопрос:
- современна ли вообще проблема верности и измены? А значит, и повесть Быкова? (Размышления обучающихся, мини-дискуссия).
Учитель. Вот что об этом говорил сам писатель:
"То, что происходило на войне, не утратило своего нравственного значения и сегодня. Конечно, метод охоты снайперов за вражескими солдатами вряд ли способен всерьёз заинтересовать кого-либо сегодня. Отошли в прошлое
многие другие качества, некогда важные для войны. Но вот любители подставить под удар другого, укрыться самому за чьей-то спиной не перевелись и поныне. Природа предательства во всех видах отталкивающа, предосудительна, какими бы мотивами это предательство ни руководствовалось и какие бы благие цели ни преследовало».
Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Почему?
Отредактированные ответы обучающихся:
-этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит» . Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества;
- подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой приз церкви был вручен автору «Сотникова» кроется в том, что религия всегда проповедует Идею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека;
- конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления.
Оценка выступлений и работы обучающихся на уроке.
(Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)
В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:
- Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.
В заключении хочется сказать, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами»
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Горбунова В. С. Навыки 21 века на уроках литературы в 12 классе пенитенциарной системы обучения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/103354-navyki-21-veka-na-urokakh-literatury-v-12-klasse-penitentsiarnoj-sistemy-obucheniya (дата обращения: 22.12.2024)- Работа с текстом как основной способ формирования навыков осознанного чтения и читательской грамотности обучающихся
- Формирование базовой математической грамотность на уроках математики в 5-6 классах у учащихся с ОВЗ
- Статья о самообразовании
- Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
- Система упражнений по подготовке учащихся 4 класса к ВПР по русскому языку
- Групповая работа на уроках математики
- Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики