статья Инклюзивная практика как инновационная педагогическая деятельность в ДОУ
Инклюзивная практика как инновационная педагогическая деятельность в ДОУ
Сегодня в мире признаётся абсолютная ценность каждого члена общества и необходимость максимального использования возможностей вне зависимости от индивидуальных особенностей и ограничений. И потому внедрение инклюзивных практик в жизнь образовательной организации на уровне дошкольного образования приобретает особую значимость.
В современной образовательной ситуации мы сталкиваемся с самыми разнообразными стартовыми условиями инклюзивного образования. Создаются вариативные формы инклюзивной практики в дошкольном образовании: группы компенсирующего и комбинированного вида, инклюзивные группы; дошкольные отделения, в которых созданы службы лекотеки, службы ранней помощи, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания «Особый ребёнок», центры игровой поддержки развития и т.д. Таким образом, расширяются возможности выбора для семей, в которых растут дети с особыми образовательными потребностями.
При реализации инклюзивных практик на уровне дошкольного образования на первый план выходят следующие вопросы:
- Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны её освоить?
- Что необходимо при построении индивидуального плана развития ребёнка и при планировании работы в группе?
- Каким образом организовать социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?
Сегодня образовательная организация должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребёнка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, которая подстраивается под индивидуальные образовательные потребности детей. При этом используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.
Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).
Инклюзия – двунаправленный процесс, предполагающий взаимную адаптацию и готовность коллектива принять «особого» ребёнка. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности педагогов массовых групп к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.
Можно назвать ряд основных трудностей, с которыми встречаются педагоги, реализующие инклюзивные практики:
- незнание особенностей сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе,
- дифференциация дидактического сопровождения,
- выбор методов и приёмов работы с детьми, имеющими различные нарушения развития,
- сотрудничество и партнерство с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей.
В последние годы в наш детский сад для детей с ОВЗ стали поступать дети с более серьезными нарушениями имеющие инвалидность.
Задачей всех педагогов детского сада, в том числе и учителя-логопеда, является полноценное обучение детей с тяжелыми зрительными и речевыми нарушениями в условиях группы.
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.
Для более эффективной работы используем «Алгоритм действий с детьми с ОВЗ, посещающих ДОУ».
- Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса.
- Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ (ПМПК ДОУ). Заключение договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями). Первичные встречи, беседы, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствии с диагнозом в организации питания, организации режимных моментов в детском саду и дома.
- Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ. Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания, видов помощи с учетом имеющихся нарушений у ребенка с ОВЗ.
- Создание условий для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в учреждении.
- Реализация образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
- Проведение промежуточного мониторинга, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности.
- Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка.
- Итоговый мониторинг различных сфер развития ребенка с ОВЗ.
- Итоговая встреча с родителями (законными представителями, определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты, консультации).
Некоторые дети с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации и модификации, изменение заданий или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний и умений ребенка с ОВЗ. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации включаются в индивидуальную корреционно - развивающую программу ребенка с ОВЗ.
Самое главное, развитие детей всегда должно проходить на позитивной ноте: «Все равно ты молодец! Потому что…».
В результате реализации комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях образовательной инклюзии у детей при переходе в школу сформирована аналитико-синтетическая деятельность, произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация. Мы уверенны, что наши воспитанники безболезненно войдут в незнакомый социум, и будут чувствовать себя в нем комфортно. Считаем, что такая работа необходима.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Назарова О. Н. Инклюзивная практика как инновационная педагогическая деятельность в ДОУ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/99258-inklyuzivnaya-praktika-kak-innovatsionnaya-pedagogicheskaya-deyatelnost-v-dou (дата обращения: 14.11.2024)- Особенности развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ
- Характеристика учителя химии
- Воспитание нравственных качеств обучающихся во внеклассной работе
- Ұстазы жақсының ұстамы жақсы
- Развитие кратковременной памяти детей младшего школьного возраста
- Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
- Развитие научно-технического творчества детей в общеобразовательном учреждении (из опыта работы) - СОШ п. Сосновка