Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Арт-педагогические технологии и культурные практики – новый подход к образовательной деятельности

Арт-педагогические технологии и культурные практики – новый подход к образовательной деятельности.

В своей работе с ребятами я часто использую арт-педагогические технологии и культурные практики - это новый подход к образовательной деятельности.

При проектировании деятельности детей я использую методы и технологии, ориентированные на становление системы ценностей детей, на развитие эмоциональной сферы и способности к саморегуляции.

И для этого создаётся безопасное ресурсное творческое пространство, такая среда, в которой процессы обучения и воспитания становятся позитивными и мотивированными.

Если коротко.

/Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает, что обучение эффективно, если человек имеет внутреннюю мотивацию, личную заинтересованность в предмете.

Как этого достичь? Надо перед ребёнком поставить задачу(проблему), которая пробуждает интерес человека к самому себе так, чтобы она (проблема) стала личностно значимой. Только тогда мы получаем результат, который всегда превосходит ожидания. Для организации такого обучения сегодня необходимы не только педагогический опыт, но и психолого-педагогическая компетентность/

Возвращаемся к детям.

В процессе собственной творческой деятельности, а также в процессе фасилитированного взаимодействия при совместном исследовании произведений искусства выявляются возможности духовно-нравственного и личностного развития участников обучения. Важным является обнаружение склонностей ребенка (для личностно-ориентированного подхода).

Мы с ребятами на занятиях слушаем и рисуем музыку (недавно наши китайские коллеги приходили ко мне на один из таких уроков). Мы рассматриваем картины, анализируем, обсуждаем появляющиеся мысли и чувства. Боремся с клиповым сознанием, развиваем эмпатию, воображение, внимательность, образное мышление, учимся проговаривать свои мысли и цельно воспринимать мир.

Арт-педагогический подход предполагает активизацию и левого, и правого полушария мозга.

Правое полушарие отвечает за полноту восприятия мира и включает в разработку маловероятные связи, позволяющие взглянуть на вещи, явления и события под новым, необычным углом зрения.

Овладение художественными умениями и навыками, закрепление их в практической деятельности за счет образовательных методик, включает работу левого полушария.

Интеграция работы правого и левого полушарий позволяет личности гармонично существовать в социуме, осваивая его ценности и действуя на их основе, успешно выстраивая отношения с самим собой, другими людьми, окружающим миром, способствует раскрытию и реализации творческих способностей при решении образовательных и жизненных задач.

Вероятно, нужно пояснить значение словосочетания фасилитированное взаимодействие: воспитывающий взрослый не навязывает свою точку зрения, но позволяет воспитанникам вырабатывать свое собственное отношение к вещам и явлениям в процессе исследовательской деятельности.

Мы все очень разные и воспринимаем всё по-разному, учимся слышать и понимать друг друга.

Искусство, являясь каналом передачи культурного опыта, представляет собой важнейшее средство воспитания. Оно аккумулирует и транслирует общечеловеческие ценности, а его язык содержит универсальные коды, с помощью которых можно расшифровывать тексты культуры.   

Открыть в себе умение видеть, анализировать, может быть, удивляться и вдохновляться можно, познавая мир через образ. Этому мы учимся во время фасилитированных дискуссий.

Зрительное восприятие является важнейшим каналом получения знаний о мире – 80% информации человек получает через глаза. Кроме того, большинство людей ассоциируют слово «искусство» именно с произведениями изобразительного искусства (хотя искусство -  это и музыка, и театр, и литература, и хореография).

Я предлагаю рассмотреть картину (ни название, ни художника я не называю; делаю это в финале дискуссии). Я задаю вопросы, ребята по очереди отвечают. У каждого появляется возможность высказать своё мнение.

  • · Итак, что Вы видите на картине?
  • · Что происходит на картине?
  • · Что ещё вы видите? Кто видит что-то такое, о чём ещё никто не говорил?
  • · Можно ли подробнее рассказать об этом? Что вы здесь видите такого, что позволяет вам так говорить?
  • · Как вы думаете, кто этот человек? Как это изображено?
  • · Что мы можем сказать о нём?
  • · Где это происходит? Когда это происходит?
  • · Что ещё мы можем сказать о времени, когда это происходит?  
  • · Что, по вашему мнению, это может означать? Что хотел сказать художник?

 Подобное общение с произведениями искусства, объектами культурного наследия, культурными явлениями на основе собственного отношения к ним, а не чужого авторитетного мнения, способствует воспитанию и развитию личности, стоящей на позициях активного освоения мира, не боящейся вырабатывать свою позицию, принимать ответственные решения и аргументировать их.

 Происходит включение личностных смыслов, эмоционального сопереживания в процессе восприятия произведений искусства, создается особая коммуникативная среда, в которой каждый может получить ответы на важные для себя вопросы при исследовании произведений искусства. Каждый участник может вынести на обсуждение свою мысль, быть выслушанным и принятым окружающими.

В ходе процесса высказывание одного ребёнка направляет внимание и служит стимулом для мыслей других детей.

Картина постепенно складывается в восприятии ребёнка в единый образ.

Со временем дети начинают осознавать, что существует много различных мнений и оценок по поводу одного и того же предмета или явления (т.е. существует многовариантность восприятия). Выстраиваются культурные взаимосвязи (например, я понял, почему это важно, что это значит для других и с чем это связано).

Подобные культурные практики помогают пробудить в участниках мотивацию к дальнейшему познанию искусства, и, с помощью искусства, самого себя и окружающего мира.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (22.87 kB)
Автор:
Учитель ИЗО, ДПИ и технологии, педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии №166, г.Санкт-Петербург
Дата публикации: 19.06.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Семенякина Н. Е. Арт-педагогические технологии и культурные практики – новый подход к образовательной деятельности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/72682-art-pedagogicheskie-tekhnologii-i-kulturnye-praktiki-novyj-podkhod-k-obrazovatelnoj-deyatelnosti (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Заказать рецензию на публикацию