статья Формирование УУД на интегрированном уроке русского языка и литературы
План выступления:
- Про семинар и погружение
- Возможности формирования УУД на интегрированных уроках
- Урок и формирование УУД на нём.
1. Погружение – это специальная организация концентрации внимания и усилий (исследовательской направленности) группы людей на проблеме, решение которой достигается посредством интеграции индивидуальной и коллективной форм работы на основе внутренних мотивационных состояниях.
Технология погружения это один из способов реализации компетентностного подхода.
Система «погружений» создает условия для максимального включения школьников и педагогов в продуктивную деятельность, что способствует самоопределению и саморазвитию учащихся, становлению их ключевых компетенций и нравственной основы.
2. Современное образование переживает период перехода к деятельностному обучению, в процессе которого формируется личность, способная к самореализации и самоопределению. В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребёнка к получению знаний.
Наиболее эффективной формой проведения урока, на наш взгляд, является интеграция.
Идея интегрированного обучения заключена в высказывании Яна Амоса Коменского «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Использование межпредметных связей в системе дифференцированного, попредметного обучения способствует активизации познавательной деятельности школьников.
Учебную деятельность в соответствии с новыми стандартами учащиеся осуществляют с помощью универсальных учебных действий (УУД).
Мы пришли к выводу, что именно интегрированный урок даёт возможность не только сформировать у учащихся нужные УУД, но раскрывает перед ними объёмную картину мира. Интеграция предметов в рамках школьной программы позволяет ребёнку увидеть, что всё в мире взаимосвязано, что нет ни одной области науки, взаимоисключающей другую. Ребёнку важно понять, что знания и умения, полученные на одном предмете, обязательно найдут практическое применение в области других наук.
При этом формируются следующие виды УУД:
Познавательные УУД
- Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями.
- Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.
- Выдвигают гипотезы и их обосновывают.
Регулятивные УУД
- Планирование, контроль.
Коммуникативные
- Умеют слушать и слышать друг друга.
- Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.
- Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
- Учатся владеть монологической и диалогической речью.
Личностные УУД
- Ценностный компонент.
- Эмоциональный компонент.
- Поведенческий компонент.
Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно- познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской).
Конечный результат технологии интегрированного урока Знания приобретают качества системности. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
3. Обратимся к конкретному примеру интеграции на уроке по рассказу Юрия Коваля.
Уже на этапе мотивации с целью интеграции литературы и музыки, было предложено прослушать запись со звуками водной стихии на фоне классической композиции Петра Ильича Чайковского «Времена года - Октябрь: Осенняя песнь».
Ещё Лев Толстой замечал, что «(музыкальное искусство) по своему свойству имеет непосредственное физиологическое воздействие на нервы» (Л. Толстой. Литература, искусство. Цель слушания - расширение переживаний и формирование мировоззрения школьника. Это одна из методик музыкотерапии.
После прослушивания обучающимся было предложено отразить впечатления от услышанного во внешней речи, что нацелено на формирование личностных УУД. А именно:
- самообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личный моральный выбор.
Музыка является средством пропедевтики, лечения и реабилитации соматических и психических заболеваний детей, помогает снять стресс (Г.Ю. Маляренко, М.В. Хватова, В.М. Бехтерев, И.М. Догель). Тем важнее было использовать ее именно на этапе мотивации.
Данный этап работал на формирование познавательных УУД: умение решать проблемы или задачи, Установление отношений между услышанным музыкальным отрывком и вопросом или заданием, Проведение сравнения между вопросом или заданием и услышанным музыкальным материалом.
На этапе целеполагания, когда обучающиеся определяют тему и цели урока, в бОльшей степени формируются регулятивные УУД. Например, К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
На этапе пробного учебного действия формировалось наибольшее количество УУД. При работе с пометами, которые ученики сделали самостоятельно (! – важно для понимания идеи рассказа; "+" – мне это знакомо, "-" – это требует дополнительного объяснения), и когда ребята составляли кластер ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ В РАССКАЗЕ по сделанным пометам.
Так, познавательные УУД и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников: Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний ков информации для поиска нового знания;
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений.
Регулятивные УУД: - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
- Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.
Личностные УУД: Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
- При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
- Учиться критично относиться к собственному мнению.
На этапе построения проекта предлагалась групповая форма работы, проявилась наибольшая интеграция русского языка и литературы. Так, разным группам нужно было раскрасить разными цветами эпитеты, олицетворения и слова с корнем вод-.
Здесь приоритет отдавался, в основном, коммуникативным УУД: Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
В заключительной части урока детьми проводился эксперимент, где предлагалось выпить немного воды, так, как это делает героиня рассказа, т.е. с закрытыми глазами. Цель эксперимента – поиск ответа на вопрос о целительных свойствах воды.
На данном этапе формировались познавательные (устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, относить объекты к известным понятиям. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов), регулятивные (проверять озвученные истины путем эксперимента) и личностные (учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями; сопереживания в радостях и в бедах героям литературного произведения) УУД.
В заключение следует заметить, всё – таки основным средством формирования УУД является учебное задание (например, постановка проблемного вопроса) и учебная ситуация. С помощью интеграции возможна такая организация учебной деятельности, которая инициирует самостоятельную деятельность учащихся.
Особенно продуктивным интегрированное обучение становится через погружение.
ВЫВОДЫ: Результаты проявляются в развитии креативного мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно- познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской).
Конечный результат технологии интегрированного урока при погружении - Знания приобретают качества системности. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся. Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.
- Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. Ростов- на-Дону: «Учитель», 2003.
- Бакулина Ю. Б. Музыкотерапия на уроках русского языка и литературы [Текст] / Ю. Б. Бакулина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 395-396.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ольхова С. А. Формирование УУД на интегрированном уроке русского языка и литературы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/794-formirovanie-uud-na-integrirovannom-uroke-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 14.11.2024)- Зейінің психологиялық мәні
- Совершенствование педагогического мастерства учителя математики в условиях внедрения ФГОС как фактор повышения качества математического образования
- СПОРТИВНОЕ ПИТАНИЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ВРЕД
- Система работы по развитию художественной одаренности детей в условиях введения ФГОС
- Из опыта работы по формированию личности гражданина в современном обществе
- МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ
- Снятие психо-эмоционального напряжения у выпускников в период прохождения государственной (итоговой) аттестации