Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Формирование представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья

«Формирование представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья».

         На сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья постепенно учится понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.

         Следовательно, анализ особенностей представления наших детей об окружающем во многом основывается на данных возрастной психологии и дефектологии. Большое значение имеет олигофренопедагогика, которая опирается на знания о своеобразии психического развития при наличии раннего органического поражения центральной нервной системы.

         Приоритетной задачей олигофренопедагогики становится их социальное развитие в целом. В школьном возрасте создаются такие условия обучения и воспитания детей, которые способствуют:

         - возникновению желания познавать окружающий мир;

         - развитию их социального поведения;

         - расширение круга общения, овладению всеми возможными средствами коммуникации;

         - формирование культурно-гигиенических навыков, усвоение социальных норм и правил.

         Вышеперечисленные задачи мною были распределены по кварталам. Такой подход к планированию специально организованного коррекционного воздействия по формированию первоначальных представлений о себе у воспитанников обеспечивал последовательность и систематичность в моей работе и являлся неотъемлемой частью всего коррекционно-педагогического процесса, проводимого в школе-интернате.

         После завершения двухгодичного экспериментального обучения был проведён контрольный эксперимент с целью выявления усвоения испытуемыми разработанного программного содержания и определения эффективности предлагаемой методики.

         Результаты контрольного эксперимента показали более высокий уровень сформированности первоначальных представлений о себе у школьников экспериментальной группы.

         Сформированные представления о себе у воспитанников, прошедших экспериментальное обучение, оказали положительное влияние на становление взаимоотношений между детьми в классе, а также на отношения между детьми и родителями.

         Учитывая, что необходимо не только развить представления ребёнка о собственном Я, но и о Я другого человека, пробудить понимание других и соответствующее эмпатийное поведение, коррекционные занятия я считаю, необходимо сочетать с воспитанием взаимопомощи, благодарности, понимания. Они не понимают, за что нужно благодарить. Надо им объяснить, что помогающий дарит им своё трудовое доброе участие.

         Вначале хорошие поступки детей мотивируются стремлением заслужить похвалу, хорошее отношение взрослых, а затем – непосредственным переживанием удовлетворения от радости и благодарности товарищей, малышей. Это видно по их лицам, жестам, иногда даже стремлению обнять друг друга. Кроме того, сочувственное эмоциональное отношение взрослых передаётся детям и располагает их также к проявлению доброты, сочувствия и дружелюбия. Это отношение становится их собственным переживанием, а затем и более устойчивым чувством, которое входит в их поведение, а в последствии и в структуру личности.

         Для того, чтобы добиться социально позитивных поступков детей, осознавших своё Я, прежде всего, необходимо возбудить у детей доверие, расположение своим внимательным, иногда даже ласковым отношением. Хорошо организованная жизнь, чёткий распорядок, систематическая и неуклонная, но доброжелательная требовательность наиболее эффективны. В качестве успокоительной меры вначале применяется предложение посидеть на стульчике отдельно от других детей или кратковременный перевод ребёнка в другой класс.

         В зависимости от того или иного варианта поведения или ситуации бывают достаточными ласковый или строгий,  или укоризненный взгляд, или одобрительная улыбка, похвала или же вопрос о том, как надо себя вести, кто хорошо, кто плохо поступает или ведёт себя.

         По моему мнению педагог является эталоном для детей; и очень важно, чтобы своим эмоциональным, ласковым отношением к детям, своим примером он вызывал у них эмпатию к своим товарищам. Для наших детей важна похвала, одобрение за хороший поступок. Мало действенно простое запрещение. Важно эмоциональное разъяснение о последствиях неправильного поступка, плохо выполненного поручения.

         Очень важно вызвать сочувствие к товарищу, стремление помочь ему и учить помогать. Необходимо бывает разъяснить и то, почему надо благодарить не только за полученную вещь, но и за помощь.

         Следует побуждать ребёнка восполнить не только материальный ущерб его участием в исправлении вещи, но и моральный – утешить обиженного, попросить извинения, привлечь к общей игре.

         Важно выявлять сильные стороны у робких детей, помогать им своевременно, подбадривать.

         Постоянное наблюдение за детьми, выявление их особенностей, мотивов, причин того или иного поступка обеспечивает индивидуальный подход и успех педагогического воздействия. Для этого необходимо изучить раннее развитие и воспитание каждого ребёнка, его физическое и душевное состояние, планировать ближайшие и более отдалённые коррекционные задачи. Этому помогают практиковавшиеся в ряде специальных учреждениях поочерёдный глубокий анализ – характеристика детей, дневниковые записи, которые ведутся в нашей школе-интернат.

         Таким образом, предпосылками успешности коррекционной работы выступает несколько моментов.

         Во-первых, конструирование осуществляется в совместной деятельности со взрослым.

         Во-вторых, оно является практической деятельностью, которая более адекватна возможностям ребёнка с интеллектуального развития.

         В-третьих, учитываются индивидуальные особенности ПД ребёнка, что далеко не всегда возможно в условиях фронтальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим.

         Постоянное наблюдение за детьми, выявление их особенностей, мотивов, причин того или иного поступка обеспечивает индивидуальный подход и успех педагогического воздействия.

         Первоначальные представления о себе у наших детей развиваются неравномерно, скачкообразно, не дифференцируются и не обогащаются, что, в свою очередь, затрудняет ориентировку ребёнка в социальном окружении, в построении отношений с другими людьми.

         В целях проведения коррекционно-педагогической работы по формированию первоначальных представлений о себе для воспитанников были созданы следующие  педагогические условия:

  1. Установление эмоционально-личностного контакта каждого ребёнка со взрослым;
  2. Учёт уровня развития у каждого ребёнка способов усвоения общественного опыта;
  3. Обеспечение системой приёмов, направленных на приобретение каждым ребёнком социального и эмоционального опыта, зафиксированного в слове;
  4. Специально организованное обучение ребёнка в условиях ролевой игры в целях формирования механизма идентификации;
  5. Индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку;
  6. Систематичность и последовательность, повторяемость и концентрированность предложенного содержания программного материала, его связь с каждодневным опытом ребёнка;
  7. Поэтапное включение родителей или лиц, их заменяющих, во взаимодействие со своим ребёнком;
  8. Взаимодействие всех педагогов (воспитателей, учителя-дефектолога, инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя) по обеспечению социального развития;
  9. Включение социального развития детей в различные виды деятельности ( по эстетической, познавательной, изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные праздники, спортивные досуги, КТД, кружковые занятия: аппликация, лепка, флористика );
  10. Создание предметно-развивающей среды в классе.

Только серьёзное, глубокое наблюдение за каждым учеником, индивидуальная помощь каждому ребёнку, помогут добиться определённых результатов в вопросах социализации. С каждым годом задачи усложняются, добавляется новое представление, понимание жизни. Итогом всей работы с детьми является интеграция подростков в социум. Будущее наших детей зависит от родителей, учителей и всех людей, которые встретятся на их жизненном пути. Об этом очень точно сказал Аристотель:

«Жизнь человека зависит только от тех людей, которые дали ему жизнь, но его формирование зависит от мудрости и порядочности тех людей, которые встретились ему на жизненном пути…»

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (21.27 kB)
Автор:
учитель ГКОУКО " Сосенская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 03.03.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Гандюрина Н. А. Формирование представлений об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/92520-formirovanie-predstavlenij-ob-okruzhayushchem-mire-u-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 24.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию