Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД

Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД

В современном мире к образованию предъявляются особые требования. Сегодня конкурентоспособным на рынке труда станет тот выпускник, который отличается самостоятельностью и креативностью мышления, социальной и профессиональной мобильностью. Долгое время в образовании акцент делался на формировании системы предметных знаний и умений. Изменение требований к качеству подготовки выпускников привело к необходимости создания образовательных стандартов нового поколения (ФГОС).

Стандарты нового поколения ориентированы  на формирование у обучающихся  универсальных учебных действий (УУД) - совокупность способов учебной деятельности,  которые обеспечивают способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Оценивание сформированности УУД должно осуществляться комплексно, через все результаты оценивания освоения ООП: личностные, метапредметные и предметные.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока:

1) личностный - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2) регулятивный - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, к ним относятся:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • Планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • Коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • Оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

3) познавательный- включает анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы, а также постановку и решение проблемы.

4) коммуникативный- обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; грамотная устная речь, навыки смыслового чтения.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

 

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников основного общего образования в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

 

Инструментарий контроля:

задания для формирования УУД, тесты, анализ текста на уроках литературы и русского языка, листы самооценки, защита проектов, диагностические работы межпредметного характера, олимпиады, в том числе метапредметные, конкурсы.

Хочу подробнее остановиться именно на различных методах и приёмах формирования УУД

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Как правило, подобные ситуации готовят учащихся к восприятию нового материала. Например, ребята делят слова по частям речи: существительные, прилагательные, глаголы. А это? Остаётся деепричастие. Вот тут возникают разные точки зрения. Кто прав? Давайте разберёмся. Дети сами пытаются выразить свою точку зрения. Или при открытии детьми новых знаний. На доске записываются слова: кабарга, кабарговый, кабаржонок, кабарожка и выделяются суффиксы. Значение слова «кабарга» детям непонятно, но по суффиксам они понимают, что кабаржонок – это детеныш кабарги, кабарожка – это девочка, кабарговый – это мех или жир. Делается вывод о том, что суффикс – значимая часть слова, т. е имеющая значение.

Для формирования универсальных учебных действий  можно предложить учащимся следующие  методы и приёмы: творческие задания, а именно сочинения-миниатюры на разные темы по русскому языку, мини-проекты.

При  изучении темы «Фонетика», 5 класс.  Письменно объясните, для чего нужно знать алфавит. Трудно в 5 классе идёт работа по описанию картин. Необязательно, наверно, при работе с картиной предлагать учащимся описать её. Можно предложить метод словесного рисования. Например, рассмотрев картину И. И. Левитана «Золотая осень», обсудив её, предложить попробовать «войти»  в картину, почувствовать  чистый, прозрачный воздух осени, тихие переливы воды, шорох золотых листьев, прощальное пение улетающих птиц. Кратко опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло  у вас, когда вы оказались на берегу маленькой речушки.

При изучении темы «Устаревшие слова», 5 класс. Рассмотреть репродукцию картины  В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», ответить на предложенные учителем вопросы. Описать одежду героев, используя устаревшие слова сафьяновый, скатный  (жемчуг), парча, кафтан, кушак, яхонты, червлёный. По толковому словарю уточните лексическое значение данных слов.

При изучении темы «Словообразование имён прилагательных», 6 класс. В чём различия в значении однокоренных слов лесной и лесистый? Проверьте себя по толковому словарю. Рассмотрите репродукцию картины И.И. Левитана «Лесистый берег». Объясните, почему она так называется? Опишите, что вы видите на картине, какое настроение она у вас вызывает и почему? (Лесной –растущий в лесу, расположенный в лесу; лесистый – покрытый лесом)

При изучении темы «Синтаксический разбор словосочетаний», 8 класс. Составьте деловую инструкцию «Как правильно выполнить синтаксический разбор словосочетаний».

Мини-проекты:

Создание мини-проектов на уроках практикуется давно. Ребята с удовольствием составляют карточки, словарики, схемы, таблицы, кроссворды, тесты, рисуют иллюстрации. Так повторяется и обобщается  пройденный материал, а затем используется на уроках русского языка на протяжении нескольких лет. Ребята видят значимость своей работы. Они становятся не пассивными, а активными участниками образовательного процесса. Создавая такие проекты, ребята творчески осмысливают теоретический материал, учатся пользоваться приобретенными знаниями для выполнения познавательных и практических упражнений. Сотрудничество, сотворчество с учителем и сверстниками формирует коммуникативные, личностные качества обучающихся.

Тема: «Моя семья в Великой Отечественной войне», 6 класс

Проблема

Ребята плохо знают вклад своей семьи в великую победу

Почему?

Мало интересуются историей вклада семьи в  из-за отсутствия семейных традиций

Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные

Цель

Что сделать?

Изучить историю семьи

Как?

Расспросить родственников о семье

Изучить документы, семейные реликвии, фотографии

Планируемые результаты

Познавательные (знания об истории семьи, предках)

Личностные (воспитание патриотических, нравственных, духовных качеств личности)

Коммуникативные (развитие речи)

Конечный результат

Сочинения:

1 «Моя семья в Великой Отечественной войне»

2 Участие в конкурсе сочинений «Моя семья в Великой Отечественной войне» среди учащихся с ОВЗ

Результат – публикация в сборнике творческих работ ВОС

 

При изучении темы «Виды  предложений по цели высказывания», 5 класс. Замечательный поэт Григорий Остер является создателем оригинального жанра детской литературы – вредные советы. В них автор в шутливой форме говорит о том, как  не надо себя вести. Познакомьтесь со стихотворениями этой серии, а затем попробуйте придумать свой вредный совет. Используйте в своём тексте побудительные предложения. Или: составьте рецепт какого-нибудь блюда, используя побудительные предложения.

При изучении темы «Имя числительное», 6 класс. «Музей одного слова». Сначала охарактеризуйте морфологические признаки слова семь, его морфемное строение, лексическое значение. Запишите слова, которые образованы от данного слова. Затем расскажите о том, почему число 7 считается магическим и почему так часто используется в фольклорных текстах (загадках, пословицах, поговорках). Приведите примеры фразеологизмов  с этим словом. Результаты проведённого исследования можете оформить в виде альбома, тетради или презентации.

Подведение итогов урока этап урока, во время которого также  происходит формирование УУД, связанных с рефлексией, т е способностью оценивать собственные действия и умения. Используем лесенку достижений, светофор, мишень… Вопросы учащимся:

Что я нового узнал на уроке? (содержание урока)

Чему я научился на уроке? (способ действия)

С каким настроением я уйду с урока? (эмоциональное состояние)

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга.

Задания для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий (самое трудное для наших учащихся)

 

 

Приём  “Лови ошибку” (преднамеренная ошибка)

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется  на него время.

Пример.

Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

Кроме этого, существует огромное количество подобных заданий, которые требуют исключить неверное. Например, даны ряды слов или понятий, объединённых одной темой, а какой-либо ряд лишний, т.к. не отвечает заданной теме. Или, найди неверное утверждение среди верных. Или, какое слово в ряду не отвечает данному правилу и т.д.

Поиск информации в предложенных источниках:

в сети Интернет найдите отзыв на просмотренный фильм (после просмотра фильма «Т-34» 8 класс); проанализируйте отзыв, соответствует ли он алгоритму написания отзыва, сделайте вывод).

Задания для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий

 

  • «найди отличия»;
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • упорядочивание;
  • составление опорных схем;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм.

Приём  “Хорошо-плохо”

Ученики делятся на две группы. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Одни ищут только «плюсы» с позиции персонажа, а другие - «минусы» с позиции персонажа Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Очень интересными  для учащихся являются задания, связанные с другими  учебными предметами, осуществляющие межпредметную связь. Вот некоторые из них. Найдите в учебнике математики образец научного стиля речи. Выпишите из этого отрывка слова, которые являются терминами. Объясните их лексическое значение.

Из учебника географии выпишите по два предложения, грамматическая основа которых соответствует моделям: 1) сущ.(мест.)+глаг.; 2) сущ.(мест.)+прилаг.; 3) сущ.(мест.)+сущ.

Задания для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда, теста, ребуса, викторины и т. д.

Метод ассоциаций на уроках литературы (смысловое чтение текста)

Анализ стихотворения С. Есенина «Я покинул родимый дом…» 5 класс

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Вопрос: с чем ассоциируется Родина у  С. Есенина?

Рисуется схема со стрелками: «родимый дом», «золотая лягушка луны», «березняк над прудом», «яблонный цвет», и цвет седины у отца, «матери старой грусть», «голубая Русь». Почему не Россия, СССР, а Русь?

«Теплит матери старой грусть» Теплится может лампада, а здесь мать смотрит в окно и скучает по сыну. Почему нет чувств у отца? (Они – в седине, мужчины не плачут). А что сейчас у Есенина в жизни? (Пурга…Вырываясь из неё, он видит старый клён – символ Родины)

-Что для вас Родина? Снова рисуется схема. Ответы у каждого свои: дом, семья, природа, друзья, традиции, национальная культура …

Вывод по теме урока: главное, чтобы в сердце оставался твой дом. Это предать нельзя. В «пурге» можно выстоять только благодаря любви к близким, к Родине…

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (36.33 kB)
Автор:
Учитель русского языка и литературы ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №2"
Соавтор:
Дата публикации: 28.05.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Евлахова С. В. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/95285-metodika-i-instrumentarij-monitoringa-uspeshnosti-osvoeniya-i-primeneniya-obuchayushchimisya-uud (дата обращения: 23.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию