статья Проблемы физического образования в современной школе
Проблемы физического образования в современной школе
«Образование – величайшее из земных
благ, если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно
бесполезно».
Р. Киплинг
Главной целью общего образования сегодня становится формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование такой личности предполагает создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности и систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере науки, культуры, техники, технологии и экономики. Необходимым условием на данном этапе развития общества становится также развитие непрерывной системы образования, обеспечивающей преемственность уровней и ступеней образования и позволяющей осуществлять формирование системы научных знаний и умений применять их в различных видах практической деятельности.
Необходимость поиска новых подходов к организации образовательного процесса в современной школе привела к модернизации образования. Модернизация образования означает его изменение в соответствии с требованиями современности. Таким требованием сегодня является ориентация обучения на максимальный учет возрастных и индивидуальных способностей каждого ученика.
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе имеет важное значение в подготовке учащихся к жизни в современном мире техники, а также в формировании их общего мировоззрения. Но в процессе преподавания физики можно выделить основные проблемы:
1. Нередки случаи, когда школьники не достигают успехов в учебе из-за отсутствия не способностей, а интереса к изучаемому предмету. Так что прежде всего следует пробудить у них интерес к физике.
Одним из прогрессивных подходов к решению данной проблемы является внедрение метапредметных связей в образовательный процесс, применений которых обеспечивает единство подходов учителей разных предметов к достижению общих целей. Использование метапредметных связей обогащает возможности базисного учебного плана, не приводя к перегрузке учащихся. Например, изучение давления в жидкостях и газах находит применение при изучении воздушной оболочки Земли по географии, процессов дыхания, фотосинтеза, тургора и осмотического давления по биологии. Таким образом, через эти примеры, мы видим, выражается необходимость формирования у учащихся универсального знания опирающегося на метапредметные связи.
Также еще одним фактором повышения интереса у учащихся к изучаемому предмету может стать использование на уроке различных информационных технологий. Сочетание традиционных демонстраций и интерактивных моделей, проведение виртуальных лабораторных работ, создание учебных презентаций, использование возможностей интерактивной доски позволяют наглядно, быстро и эффективно не только изучать новые темы, но и закреплять их здесь же на уроке. Информационные технологии отличаются от педагогических (традиционных) именно тем, что в их основе не организация учебного процесса, а смысловое оформление материала. То есть их конечная цель – перейти от заучивания к пониманию.
2. Сокращение числа часов на преподавание основ естественнонаучных дисциплин привело к тому, что оказалось практически невозможным на базовом уровне должным образом изложить ряд тем учебных программ курса физики. Если такая ситуация в практике преподавания будет продолжаться дальше, то о каком-либо приобретении необходимого уровня знаний учащимися в области естественнонаучных дисциплин, и физики особенно, говорить будет поздно.
Одним из способов решения данной проблемы может быть развитие индивидуализации учебной деятельности учащихся, основанной на тесном сотрудничестве учителя и ученика. Примером может служить учебная работа учащихся по договору с учителем. Его можно рекомендовать для работы с учащимися старших классов. При заключении договора ученик берет на себя обязательства за определенный срок изучить самостоятельно определенную часть программного материала. План деятельности составляется учителем совместно с учеником. Он состоит из обязательной части и частей по выбору и включает список вопросов, подлежащих усвоению, анализу, и список экспериментальных исследований, а также перечень рекомендуемой литературы. В процессе работы учащийся может расширить круг рассматриваемых им вопросов более углубленно, чем предполагалось в начале, изучить отдельные вопросы. Учитель обязуется консультировать ученика, помогать в подборе оборудования для экспериментальных исследований, снабжать по возможности учебными пособиями. Выполнение каждого вида работ, предусмотренных договором, оценивается определенным числом баллов Окончательная оценка выставляется учителем после обсуждения итогов с учеником и учетом его мнения, на основе предварительно принятой системы соответствия набранных баллов определенной отметке.
3. Выявить одаренных детей, содействовать развитию их способностей, нравственного и духовного потенциала, творческой индивидуальности – важнейшая задача, на решении которой базируется формирование интеллектуальной элиты общества. А это один из приоритетов образовательной политики России.
Работу с одаренными учениками необходимо вести во всех общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, цель преподавания физики в современной школе - это развитие у учащихся способности наблюдать и размышлять, а также зарождение интереса к проблемам окружающего мира и к их решению. Физика должна научить их вести наблюдения, классифицировать, связывать между собой явления и давать им объяснения.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Краснодубская О. В. Проблемы физического образования в современной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/39657-problemy-fizicheskogo-obrazovaniya-v-sovremennoj-shkole (дата обращения: 23.12.2024)- Техника безопасности в школе: правила поведения в кабинете химии, биологии, географии
- ГИПОДИНАМИЯ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА
- Формирование орфографической зоркости
- АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
- Фотография как способ заработка
- Система работы классного руководителя с семьёй в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей
- ОҚУ ҮРДІСІНДЕГІ ИННОВАЦИЯНЫ ҚОЛДАНУ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ