статья Опыт междисциплинарной интеграции
Опыт междисциплинарной интеграции учебных предметов
естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов
Попкова Лилия Викторовна,
заместитель директора по учебной работе,
ГУО «Княжицкая средняя школа», Могилевский район, Республика Беларусь;
моб.тел.:80291650793, e-mail: POPKOVA.LIL@YANDEX.BY
Мотивированная, образованная, активная молодежь – это, по сути, стратегический ресурс развития страны. Ведь от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее государства, прогресс или деградация общества.
Выпускнику школы важно получить ориентиры, указывающие на то, что и как нужно делать не только для решения учебной, но и конкретной практической задачи. Многие из них, неплохо владея информацией и имея опыт решения проблем в условиях учебной ситуации, не умеют самоопределяться в сложных жизненных ситуациях и в недостаточной степени владеют специальными умениями и навыками, необходимыми для успешного разрешения возникающих при интеграции в поликультурное общество проблем.
Владея обрывочными знаниями в рамках одного учебного предмета, учащиеся оказываются неспособными перенести эти знания в другой предмет, установить связь между понятиями, законами, методами для решения более широкой проблемы. Поэтому одним из направлений развития современного образования становится его переориентация на междисциплинарность.
В междисциплинарном обучении важен процесс интеграции как средства интенсификации урока, высокой формы воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.
Межпредметные связи создают благоприятную почву для интеграции знаний. Основной задачей интегративного подхода в школе является подготовка учащихся к жизни во «взрослом мире», показ многообразия духовной сферы, удовлетворения познавательных и нравственных потребностей на основе координации содержания, конкретизации задач через комплексное взаимодействие предметов. Такой подход помогает через установление междисциплинарных связей, например, истории и литературы раскрыть литературно-исторические образы, междисциплинарные связи физики, химии и математики могут показывать процессы, описанные в условиях задач и т.д. Постоянное использование таких связей позволяет разнообразить методы и приемы обучения, создает возможность более широкого применения наглядности и дидактического материала. При этом правильное установление междисциплинарных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся и творческого мышления, для активизации процесса обучения и усиления его практической направленности, что пригодится в повседневной жизни.
Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д.
Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и приводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения им определяется. Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер.
Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей:
первый - начальный или подготовительный, приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе;
второй - основной, представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе.
Подготовительный этап обеспечивает общую ориентацию учащихся в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале ее изучения ведется работа, которая подводит учащихся к осознанию интегративного характера содержания темы, к необходимости при раскрытии ее ведущих положений использовать знания из других предметов, а также к пониманию того, как должна быть организована для этого работа. В результате учитель вместе с учениками определяет перспективный план изучения темы на широкой междисциплинарной основе.
На втором этапе, в соответствии с разработанным учителем совместно с учащимися планом изучения темы, строится следующий, основной этап по непосредственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит учителя перед необходимостью все более проникать в содержание ведущих идей других учебных предметов, обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи между учителями. В результате работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, экскурсий, письменных проверочных работ, различных конференций. Такая совместная работа невозможна без длительной подготовки учащихся по поиску внутрипредметных и межпредметных связей на конкретном уроке. Для обучения учащихся установлению межпредметных связей необходимо сотрудничество учителей, если содержание учебных предметов объемно и проблемно.
Особый интерес педагогов нашей школы вызывают интегрированные уроки. Они, как и уроки с межпредметными связями, требуют большой подготовительной работы и мастерства, вместе с тем, помогают развивать это мастерство на высоком уровне. Особенно внимательно педагоги относятся к отбору содержания таких уроков, если предполагается интеграция содержания. Дидактический принцип предметности определяет характер и тип взаимосвязи учебных предметов. Содержание предметов целенаправленно формирует у учащихся понятия и представления, имеющие межпредметную структуру.
Интегрированный урок – это междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом, на теории познания. Цель интегрированных уроков – обучение учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных дисциплин при решении новых вопросов и задач.
Педагоги в своей практике проводят интегрированные уроки-тандемы двух видов. В первом случае время, отводимое на каждый предмет, строго регламентируется. Урок, проводимый по одной теме, делится на две части, одну из которых ведет учитель начальных классов, а вторую – педагог-предметник социально-гуманитарного цикла. Несмотря на общую цель урока, перед каждым из педагогов стоят собственные задачи, диктуемые спецификой предмета. Вторым видом интегрированного урока является сюжетный урок, при проведении которого каждый учитель сам планирует, сколько минут и какое время следует отвести каждому предмету. Причем предметы чередуются, повторяются, не нарушая целостности сюжета. Педагоги дополняют друг друга, ведут диалог как с классом, так и между собой, создавая на уроке доверительную, доброжелательную атмосферу, показывая учащимся пример взаимного сотрудничества на основе понимания и взаимоуважения. Таким образом, только единый сюжет объединяет оба предмета, едины также воспитательная и развивающая цели, что позволяет ребенку наиболее полно осваивать окружающий мир.
Формированию синтезирующего мышления школьников способствуют межпредметные связи при изучении предметов естественнонаучного цикла (физики, химии, математики, биологии, информатики). Применение лекционно-семинарской системы при изучении ряда тем предметов естественнонаучного цикла позволяет излагать учебный материал крупными блоками. Это способствует тому, что учащиеся самостоятельно работают над закреплением и углублением теоретического материала, изложенного на лекции. Проводимые семинарские занятия, направленные на повторение, углубление и обобщение пройденного материала, по своим дидактическим целям также служат приобретению новых знаний, обучению самостоятельному применению знаний в нестандартных ситуациях.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство образовательного процесса, способствует реализации компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов в обучении.
Список используемых источников
- Зверев, И.Д., Максимова, В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М., 1981.
- Кошкина, И.В., Целимбровская, Г.Б. Интеграция в начальной школе // Начальная школа. – 2003.- №10. – с.82-85.
3. Максимова, В.Н., Груздева, Н.В. Межпредметные связи в обучении .- М.: Просвещение, 1987.
4. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.
// Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.
5. «Естествознание в школе. – 2004.- №4. Интеграция школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов: необходимость и возможность, А.В.Теремов.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Попкова Л. В. Опыт междисциплинарной интеграции // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/96498-opyt-mezhdistsiplinarnoj-integratsii (дата обращения: 21.11.2024)- Типы политических конфликтов
- Искусство интерпретации
- Становление института уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в России
- Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Духовно - нравственное воспитание
- Реализация социально-педагогического проекта
- WEB-КВЕСТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4006 пользователей.
Отзывы