статья РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ ФЕЛЬДШЕРОВ И ПОВАРОВ
РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ ФЕЛЬДШЕРОВ И ПОВАРОВ.
Химия — важно звено в подготовке ветеринарных фельдшеров и поваров в профессиональной образовательной организации. Одним из средств реализации связей химии с общепрофессиональными дисциплинами и междисциплинарными курсами является использование на занятиях профессионально ориентированных задач. В статье рассматривается сущность понятия «профессионально ориентированная химическая задача», сформулированы функции профессионально ориентированных задач, заостряется внимание на использовании таких задач при обучении химии будущих ветеринарных фельдшеров и поваров. Сегодня общество предъявляет повышенные требования к специалисту в области ветеринарии и поварского дела. Знание химии может помочь поварам в приготовлении их шедевров. При приготовлении пищи происходит ряд химических реакций, о которых повару необходимо знать, для получения качественных блюд. Основными компонентами пищи человека являются белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Большинство их претерпевает химические превращения при кулинарной обработке, определяя структуру и вкусовые качества будущего съедобного шедевра. Проявление химии в технологии приготовления пищи Ферментативный гидролиз. (Пищеварительные ферменты) Ферменты используют для созревания мяса, улучшения его консистенции, для приготовления мясных паштетов, в хлебопекарном и кондитерском производстве. Ветеринарный фельдшер для оказания максимально гуманной помощи животным должен уметь решать задачи профессиональной деятельности, используя в том числе знания в области химии. Большинство физиологических процессов, протекающих в организме наших четвероногих питомцев, имеют химические закономерности. Базовыми для диагностических и лечебных методов современной ветеринарии являются многие химические принципы, особенно использование химических явлений и процессов в ветеринарной практике. В настоящее время ветеринарный фельдшер обязан применять химические знания в своей профессиональной деятельности для осуществления зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий при работе с сельскохозяйственными животными [1]. Традиционно считается, что формирование ветеринарного фельдшера как специалиста в профессиональной образовательной организации (далее — ПОО) происходит при изучении дисциплин профессионального цикла. Этому этапу предшествует период изучения общеобразовательных дисциплин — физики, химии, математики и т. д. Вместе с тем химия на первом куре в ПОО выступает как особая образовательная дисциплина, так как закладывает фундамент для освоения некоторых общепрофессиональных дисциплин (анатомия и физиология животных, основы микробиологии, основы зоотехнии, ветеринарная фармакология и т. д.) и междсциплинарных курсов (МДК 01.01 «Методика проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий», МДК 02.01 «Методика диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных», МДК 03.01 «Методика ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения»). Изучение обучающимися химии в ПОО предполагает достижение следующих целей: – овладение знаниями по химии, важнейшими химическими теориями, понятиями, законами как формирование звена естественно-научной картины мира; – использование полученных знаний для толкования разных химических явлений и свойств веществ, оценивание роли химии в развитии современных технологий в области ветеринарии; – применение полученных компетенций для решения практических задач в профессиональной деятельности. Таким образом, химия, включенная в учебный план обучения ветеринарных фельдшеров в ПОО, имеет ярко выраженный профессионально ориентированный характер. Вместе с тем традиционная практика обучения химии в ПОО приводит к тому, что многие обучающиеся не осознают значимости получаемых знаний, не видят связи между химической 52 Инновационное развитие профессионального образования дисциплиной и другими предметами. Одним из средств реализации межпредметных связей химии с общепрофессиональными дисциплинами и МДК является использование на занятиях профессионально ориентированных задач. В психолого-педагогической литературе используются разные понятия: «контекстная задача», «ситуационная задача», «задача с практическим содержанием», «практико-ориентированная задача». Принципиального различия в этих понятиях и их определениях мы не обнаружили. [2]. Мы будем понимать под профессионально ориентированной химической задачей такую задачу, содержание которой связано с процессами и объектами будущей профессиональной деятельности ветеринарного фельдшера, причем ее решение при использовании химического аппарата будет способствовать осмысленному применению знаний по химии в процессе изучения профессиональных дисциплин и МДК, а также формированию профессиональной компетентности будущего специалиста в области ветеринарии. В профессионально ориентированных задачах по химии не только отражаются межпредметные связи с ветеринарией, но и выявляются утилитарные аспекты научных знаний в профессиональной деятельности ветеринарного фельдшера. Исследуя профессионально ориентированные химические задачи как разноаспектное явление в профессионально направленном обучении химии будущих ветеринарных фельдшеров, мы определили следующие функции профессионально ориентированных задач: − формирование профессиональной мотивации; − определение и актуализирование механизмов интеграции химических и профессиональных знаний; − овладение навыками рефлексии и самоконтроля поведения; − развитие творческого мышления студентов [3]. Однако на практике мы видим, что преподаватели химии в ПОО неактивно используют такого рода задачи по следующим причинам: 1) профессионально ориентированные задачи и задания по ветеринарному профилю практически отсутствуют в учебниках и учебно-методических пособиях по общей и органической химии, а у имеющихся часто очень высокий уровень сложности, что осложняет работу со слабо подготовленными обучающимися; 2) не хватает времени для их включения в учебный процесс; 3) традиционная практика преподавания курса химии в ПОО не позволяет преподавателям гибко реагировать на инновации и включать в учебный процесс профессионально ориентированные задачи [4]. 1. Для лечения и профилактики расстройства пищеварительной системы (диспепсии) применяют йодкрахмальный препарат, который можно приготовить в домашней обстановке; для этого необходимо 10 г крахмала смешать с 50 мл холодной воды и затем влить в 450 мл кипящей воды, охладить, после чего добавить 10 мл 5%-й спиртовой настойки йода. Полученный раствор имеет интенсивно синий цвет, в нем йод демонстрирует активный антибактериальный эффект, не раздражая при этом слизистые оболочки пищеварительных органов животных. Необходимо рассчитать дозировку настойки йода и крахмала для проведения 12-дневного профилактического курса пяти подсвинков с учетом ежедневной дозы препарата — 10 мл на одну голову. 2. Теленок отравился щелочью, поэтому ему необходимо провести промывание желудка. Определите массу воды, которая потребуется для проведения данной процедуры, если при этом надлежит напоить теленка 1 л теплой воды, затем вызвать у него рвоту, потом дать ему выпить столько же раствора уксусной кислоты 53 Образовательные технологии: наука и практика с массовой долей ее 2 %, а после перечисленного произвести дополнительно два промывания чистой теплой водой по 1 л каждое. Сделайте вывод. 3. 5%-й спиртовой раствор борной кислоты используется у животных для лечения отитов (воспаление среднего уха). Определите долю воды в 5%-м спиртовом растворе борной кислоты, если использован 96%-й раствор спирта [4]. Предложенные задачи можно использовать как при проведении учебных занятий, так и при организации внеурочной работы, а также для дополнительных занятий со студентами, углубленно изучающими химию. Реализация профессионально ориентированных задач в курсе химии не только устанавливает связи с общепрофессиональными дисциплинами и МДК, но и позволяет аккумулировать химические знания в одно целое, способствует формированию профессиональных компетенций, моделированию профессиональной деятельности будущего ветеринарного фельдшера.
Библиографический список
1. Соколова, М. Г. Занимательные задачи и упражнения по химии с профессионально ориентированным содержанием [Текст] : сборник для подготовки специалистов по специальности «Ветеринарный фельдшер» в ссузах / М. Г. Соколова, Н. Р. Мякишева. — Челябинск, 2010. — 26 с. 2. Кендиван, О. Д.-С. Практико-ориентированные задания [Текст] / О. Д.-С. Кендиван // Химия в школе. — 2008. — № 8. — С. 43–47.
3. Зубова, Е. А. Формирование творческой активности будущих инженеров в процессе обучения математике на основе исследования и решения профессионально ориентированных задач [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Е. А. Зубова. — Ярославль, 2008. — 189 с.
4. Соколова, М. Г. Использование профессионально ориентированных задач и заданий в обучении химии будущих ветеринарных фельдшеров в ПОО [Электронный ресурс] / М. Г. Соколова.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Фикиева О. М. РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ ФЕЛЬДШЕРОВ И ПОВАРОВ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/98146-reshenie-professionalno-orientirovannykh-zadach-v-obuchenii-khimii-budushchikh-veterinarnykh-feldsherov-i-povarov (дата обращения: 21.11.2024)- Комплексный подход в подготовке обучающихся к итоговой аттестации по математике
- Повороты на месте, движение строевым и походным шагом, повороты в движении
- Групповая деятельность на уроках в начальных классах
- Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
- Особенности патриотического воспитания в условиях современной школы
- Проблемы преподавания информатики для детей с ограниченными возможностями здоровья в средней общеобразовательной школе
- О магнитном поле сотовых телефонов
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3075 пользователей.
Отзывы