статья Образовательные ресурсы дистанционного обучения. Обмен опытом
Дистанционное обучение выступает сегодня одним из перспективных направлений как совершенствования профессионального мастерства специалистов системы среднего образования, так и один из факторов повышения качества образования. Дистанционная форма обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система помогает предупредить распространение вирусной инфекции COVID-19, а так же продолжить обучение в дистанционном формате.
Особенности дистанционного обучения
Гибкость
Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров, практических занятий. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
Модульность
В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность
Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».
Дальнодействие
Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Асинхронность
Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
Охват
Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.
Рентабельность
Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.
Преподаватель
Речь идет о новой роли преподавателя (в СДО - тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.
Обучающийся
Точнее, новая роль обучающегося, или, как более принято в системе ДО, слушателя. Для того, чтобы проходить ДО, от него требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие, ответственность.
В СДО используются, преимущественно, новые информационные технологии (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.)
Преимущества дистанционного обучения
Как отмечают авторы статей, бесспорными преимуществами дистанционного обучения являются:
Применение дистанционных форм ориентирует студента на самообразование. Среди мотивов, определяющих выбор преподавателем дистанционного обучения на основе телекоммуникаций, одно из первых мест занимает желание следовать за студентом, сопровождать его в образовательном процессе. Преподаватель – наставник. Студент – исследователь, проектировщик познания, автор образовательного маршрута. Образовательная активность личности преподавателя является показателем его творческой самореализации, инициирует работу в сети. Сетевое взаимодействие позволяет формировать культуру общения участников образовательного процесса.
В то же время важно отметить ряд проблем, затрудняющих внедрение дистанционного обучения в систему повышения квалификации педагогических работников:
дистанционное обучение характеризуется использованием комплекса специфических методов, средств и форм обучения. Прежде всего, к ним относятся информационные и коммуникационные технологии. Поэтому главным условием использования дистанционного обучения в системе повышения квалификации является владение преподавателями навыками работы с компьютером, новыми информационными и телекоммуникационными технологиями;
Виды дистанционного обучения
Интернет-технология (сетевая технология) – это ДОТ, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов.
Телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технология – это ДОТ, основанная на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой и доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обучения.
Педагогические технологии дистанционного обучения – педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств.
Информационные технологии дистанционного обучения – технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения.
Электронный банк знаний – совокупность электронных баз данных учебного назначения, связанных системой автоматизированного документооборота и управления учебным процессом.
Интерактивный мультимедиа курс – учебный материал, представленный в виде гипертекстовой структуры с мультимедиа приложениями, обеспеченный системой навигации по курсу и управления различными его компонентами.
Формы организации дистанционных занятий
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернета.
Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе преподавателя, учебника и студента. Это взаимодействие преподавателя и студентов. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка преподавателей-координаторов. В дистанционном обучении предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими обучающимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.
Факторы и примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высокопрофессионального и просто здорового общества.
В ГПОУ «БМУ» широкое распространение, среди преподавателей и студентов, прияли такие формы дистанционного обучения, как Zoom (видеоконференции, где можно наблюдать целую группу студентов, завать вопросы, разбирать трудные вопросы по у учебному материалу),
ВИДЕУРОКИ
Преимущества сайта
Возможность наглядно увидеть объяснение преподавателя, как будто бы он объясняет материал у доски и использует все наглядные инструменты и демонстрационные материалы.
Объяснение можно прослушать не один, а несколько раз, если с первого раза оно показалось не понятным.
Если после просмотра объяснения остались вопросы, то их можно задать в комментариях к любому из занятий и получить оперативный ответ автора или иного посетителя проекта.
Преподаватель может использовать видеоуроки и другие материалы для подготовки и проведения урока.
Преподаватель может публиковать свои материалы для студентов (презентации, лекции, тесты, где сразу же можно увидеть оценку и количество раз ответов на него), получать сертификаты и удостоверения за свои работы.
Преимуществ данного способа предоставления учебного материала довольно много. Но основными являются наглядность предоставляемого материала и более высокая скорость его усвоения.
Viber и WhatsApp также позволяют создавать группы из нескольких человек, делать фотографии, рассылки одновременно.
Подходит к концу период, когда большая часть из нас, хотим мы того или нет, осваивала дистанционную учебу и работу. Это время, когда сложности на преподавателей и студентов сыпались на голову, как из рога изобилия. Тем не менее мы многому научились: освоили новые программы, выявили и применили новые способы общения с коллегами и студентами. Самый главный вывод, которые многие для себя вынесли, что онлайн-обучение — это гораздо более сложный процесс, чем передача информации онлайн. Кроме того, стало понятным, что дистанционное обучение невозможно без IT-инфраструктуры и обеспеченности компьютерами и гаджетами большей части студентов.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Начинова В. М. Образовательные ресурсы дистанционного обучения. Обмен опытом // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/99124-obrazovatelnye-resursy-distantsionnogo-obucheniya-obmen-opytom (дата обращения: 24.11.2024)- Учебно - исследовательская и проектная деятельность как одно из средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
- Развитие вычислительных навыков в основной школе
- Типовые задания по формированию УУД на уроках математики в старшей школе
- Формы организации научно-исследовательской деятельности младших школьников
- Статья ко Дню Первого Президента Республики Казахстан
- Ауғанстан - жүректегі жара
- Формирование патриотизма и гражданственности на уроках физической культуры и во внеурочное время у старших школьников