Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Плоскостопие

РАЗВИТИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

 Максимова А. А.,

учитель биологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 93

им. Н.П. Жердева города Донецка»;

«В здоровом теле, здоровый дух», ─ именно так писал древнеримский поэт

Ювенал, апеллируя к умам своих соотечественников с мыслью о необходимости

гармонического развития, баланса телесного и духовного. В современных условиях

формирования и развития молодого государства вопросы здоровья подрастающего

поколения не менее важны, чем образование, морально-нравственное и патриотическое

воспитание молодёжи.

Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата являются серьезной

проблемой среди учащихся образовательных учреждений, которую к тому же не следует

недооценивать, ведь даже деформация свода стопы может нарушить биомеханику всей

конечности, что приводит к неверному распределению нагрузки на суставы и связки,

перенапряжению мышц при движении. Так провоцируется искривление позвоночника, а

подобная деформация в свою очередь сказывается на работе других систем организма,

например дыхательной. Опасность плоскостопия заключается в патологическом

нарушении амортизационных функций стопы. Отсутствие «рессорного» эффекта

провоцирует развитие артритов, артрозов. Снижение амортизационных функций стопы

чревато более серьезной патологией, такой как сколиоз, кифоз, деформация фаланг и

нижних конечностей.

Таким образом, одной из серьезных проблем здоровья опорно-двигательного

аппарата является деформация свода стоп. По данным ВОЗ около 80% всего населения

Земли имеет подобное нарушение [2]. Вышеизложенное, а также возможность

предупреждения развития серьёзных патологий среди учащихся, является

подтверждением актуальности избранной тематики исследования плоскостопия. Кроме

того в современности образ жизни человека меняется, становиться менее подвижным,

доля обуви средней и низкой ценовой категорий от производителей оставляющих без

внимания её ортопедические характеристики возросла в разы, а подобные изменения

непременно сказываются на развитии плоскостопия, проявления которого нуждается в

изучении с учетом этих новых факторов.

Не стоит оставлять без внимания и возможность дальнейшего использования

эмпирических данных исследования, при обобщающем изучении деформации стоп в

конкретном географическом регионе и среди определенных возрастных групп. Велика и

практическая значимость тематики исследования, ведь предварительное изучение лежит в

основе обеспечения профилактики возникновения деформации свода стопы у учащихся и

является необходимым условием сохранения их физического здоровья, комфортного

состояния психики, в целом будущей успешной профессиональной деятельности.

Исследование проводилось на основании собранных материалов о строении стопы

учащихся 9 - 11 классов с целью выявления причин, вызывающих деформирования свода

стопы среди учеников, а также для разработки рекомендаций по дальнейшей

профилактике сопутствующих заболеваний.

Для начала следует отметить, что плоскостопие – это деформация стопы, для

которой характерно опущение её продольного и поперечного сводов с утратой

пружинящей функции [1, с.19]. Определяют три степени плоскостопия [4, с.7]. При ходьбе

плоскостопие сопровождается болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе,

быстрым утомлением [1, с.20]. Для диагностики плоскостопия используются несколько

основных методик: плантография и подометрия . При проведении данного исследования

в качестве основной диагностической методики была избрана «плантография» по методу

И.М. Чижина в силу её наглядности и продуктивности при самодиагностике учащихся.

Указанная методика предполагает следующие этапы создания графического

отпечатка стоп и его анализа: 1) на пол кладется чистый лист бумаги; 2) стопы

смазываются жирным кремом или спиртовым раствором йода; 3) стопы опускаются на

чистый лист, при этом они располагаются вместе, при разогнутых коленных суставах,

ровной спине; 4) на полученном отпечатке карандашом проводится линия 1, которая

соединяет края углубления подошвы; 5) в месте наибольшего углубления проводится

перпендикуляр к линии 1; 6) после проведения линий на перпендикуляре к линии 1

измеряется ширина отпечатка стопы [3, с. 526]. Если ширина отпечатка самой узкой части

стопы составляет менее одной трети от всей длины перпендикуляра, то плоскостопия нет.

В случае, когда узкая часть стопы занимает более половины или большую часть

перпендикуляра, то необходимо незамедлительно обратиться к ортопеду.

В ходе исследования с учащимися старших классов было проведено

анкетирование. Результаты проведенного анкетирования показали, что:

98% старшеклассников проинформированы о плоскостопии;

не более 30% опрошенных осведомлены о возможных последствиях

прогрессирования этой патологии;

менее 50% подростков знают способы профилактики деформации свода стопы;

1 % старшеклассников знает о наличии плоскостопия, знают способы профилактики,

лечения плоскостопия.

В результате проведенной плантографии удалось выяснить, что среди учащихся 9

-11 классов 94 % (81 ученик) не имеют проблем со сводом стопы, у 6 % (5 учеников)

наблюдается плоскостопие. Более детальные данные приведены в таблице 1

Таблица 1 Процентное и количественное соотношение учащихся с

отсутствием деформаций стопы и плоскостопием по классам.

Результат

Классы

Общее

9 класс

10 класс

11 класс

кол-во

учеников

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

человек

человек

человек

Стопы без

38

95%

22

96%

21

91

81

деформации

%

Плоскостопие

2

5%

1

4%

2

9%

5

Обобщая данные исследования, можно выделить ряд причин, условий и факторов

на фоне которых произошло возникновение плоскостопия у учащихся:

при ношении неправильной и неудобной обуви;

при наличии избыточного веса;

возникло и прогрессирует на фоне нарушений осанки;

развивается из-за низкого или чрезмерного уровня физической нагрузки на стопы;

у девушек подросткового возраста возникло из-за частого использования в

повседневной жизни обуви на высоких каблуках.

Результаты опроса респондентов с деформацией свода стопы показали проявления

у них следующих симптомов: 1) быстрая утомляемость при ходьбе; 2) возникновение

болезненных ощущений в ногах, особенно по вечерам; 3) нарушение походки и осанки; 4)

обувь стаптывается с внутренней стороны; 5) периодически возникают головные боли.

По результатам исследования были сформированы следующие основныее

рекомендации для предотвращения и профилактики плоскостопия: посещение врача-

ортопеда при возникновении указанных симптомов и болезненных ощущений;

тщательный подбор обуви; контроль за осанкой (удерживание прямой спины) и походкой

(без разведения носков); прогулки босыми ногами по траве, камням или крупному песку;

выполнение супинационных упражнений, лечебной гимнастики, посещение сеансов

массажа; контроль массы тела и физических нагрузок на ноги [1, с.84-85; 2; 4, с.26-28].

Таким образом, в результате проведенной работы можно сделать определенные

выводы. Плоскостопие является серьезным заболеванием, которому подвержено хоть и не

большое количество участников исследования, однако предрасположенность к

формированию и быстрому прогрессированию деформации стопы иметься у

внушительного количества учащихся. Последнее весьма тревожно, ведь больше половины

респондентов не занимаются профилактикой плоскостопия, а около 50% не знают о её

возможных способах. Около 70% респондентов не знает об опасности перетекания

плоскостопия в более серьезные патологии, и даже не все старшеклассники понимают, что

такое деформация свода стопы.

Важно отметить, что с помощью метода И.М. Чижина, каждый подросток может

определить наличие плоскостопия у себя, своих близких, что увеличивает у них

заинтересованность в процессе контроля своего здоровья. У большинства учеников

дефекты стоп развиваются на фоне нарушений осанки, низкого или чрезмерного уровня

физической нагрузки на нижние конечности, ношения неправильной и неудобной обуви.

Часть старшеклассников, ознакомившись с выделенными в результате

исследования причинами возникновения, симптомами, а также болезненными

проявлениями плоскостопия у их школьных товарищей, отметили наличие некоторых из

факторов риска у себя, что в целом вызвало обеспокоенность и желание предотвратить

возникновение заболевания с помощью выделенных рекомендаций.

Список источников и литературы

1 Васильева А.В. Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения. / Под. ред.

А.С. Кушмылева. ─ СПб.: «Крылов», 2011 ─ 160 с.

2 Проблемы со стопами и их влияние на организм человека / [Электронный ресурс]. ─

Режим доступа: http://mosapteki.ru/material/-12131 (дата обращения: 20.11.2019)

3 Прокопьев Н.Я., Романова С.В. Спорт и плоскостопие // Молодой ученый. ─ 2016 ─

№ 12 ─ С.525-529

4 Чоговадзе А.В. Физическая культура как метод профилактики и лечения плоскостопия

у школьников. ─ М.: «МЕДГИЗ», 1962 ─ 112 с.

Раздел: Образовательные проекты
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать проект (23.10 kB)
Автор:
учитель биологии, МОУ "Школа №93 им. Н.П.Жердева г.Донецка"
Дата публикации: 27.11.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Максимова А. А. Плоскостопие // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/proekty/file/77489-ploskostopie (дата обращения: 26.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию