Плоскостопие
РАЗВИТИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Максимова А. А.,
учитель биологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 93
им. Н.П. Жердева города Донецка»;
«В здоровом теле, здоровый дух», ─ именно так писал древнеримский поэт
Ювенал, апеллируя к умам своих соотечественников с мыслью о необходимости
гармонического развития, баланса телесного и духовного. В современных условиях
формирования и развития молодого государства вопросы здоровья подрастающего
поколения не менее важны, чем образование, морально-нравственное и патриотическое
воспитание молодёжи.
Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата являются серьезной
проблемой среди учащихся образовательных учреждений, которую к тому же не следует
недооценивать, ведь даже деформация свода стопы может нарушить биомеханику всей
конечности, что приводит к неверному распределению нагрузки на суставы и связки,
перенапряжению мышц при движении. Так провоцируется искривление позвоночника, а
подобная деформация в свою очередь сказывается на работе других систем организма,
например дыхательной. Опасность плоскостопия заключается в патологическом
нарушении амортизационных функций стопы. Отсутствие «рессорного» эффекта
провоцирует развитие артритов, артрозов. Снижение амортизационных функций стопы
чревато более серьезной патологией, такой как сколиоз, кифоз, деформация фаланг и
нижних конечностей.
Таким образом, одной из серьезных проблем здоровья опорно-двигательного
аппарата является деформация свода стоп. По данным ВОЗ около 80% всего населения
Земли имеет подобное нарушение [2]. Вышеизложенное, а также возможность
предупреждения развития серьёзных патологий среди учащихся, является
подтверждением актуальности избранной тематики исследования плоскостопия. Кроме
того в современности образ жизни человека меняется, становиться менее подвижным,
доля обуви средней и низкой ценовой категорий от производителей оставляющих без
внимания её ортопедические характеристики возросла в разы, а подобные изменения
непременно сказываются на развитии плоскостопия, проявления которого нуждается в
изучении с учетом этих новых факторов.
Не стоит оставлять без внимания и возможность дальнейшего использования
эмпирических данных исследования, при обобщающем изучении деформации стоп в
конкретном географическом регионе и среди определенных возрастных групп. Велика и
практическая значимость тематики исследования, ведь предварительное изучение лежит в
основе обеспечения профилактики возникновения деформации свода стопы у учащихся и
является необходимым условием сохранения их физического здоровья, комфортного
состояния психики, в целом будущей успешной профессиональной деятельности.
Исследование проводилось на основании собранных материалов о строении стопы
учащихся 9 - 11 классов с целью выявления причин, вызывающих деформирования свода
стопы среди учеников, а также для разработки рекомендаций по дальнейшей
профилактике сопутствующих заболеваний.
Для начала следует отметить, что плоскостопие – это деформация стопы, для
которой характерно опущение её продольного и поперечного сводов с утратой
пружинящей функции [1, с.19]. Определяют три степени плоскостопия [4, с.7]. При ходьбе
плоскостопие сопровождается болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе,
быстрым утомлением [1, с.20]. Для диагностики плоскостопия используются несколько
основных методик: плантография и подометрия . При проведении данного исследования
в качестве основной диагностической методики была избрана «плантография» по методу
И.М. Чижина в силу её наглядности и продуктивности при самодиагностике учащихся.
Указанная методика предполагает следующие этапы создания графического
отпечатка стоп и его анализа: 1) на пол кладется чистый лист бумаги; 2) стопы
смазываются жирным кремом или спиртовым раствором йода; 3) стопы опускаются на
чистый лист, при этом они располагаются вместе, при разогнутых коленных суставах,
ровной спине; 4) на полученном отпечатке карандашом проводится линия 1, которая
соединяет края углубления подошвы; 5) в месте наибольшего углубления проводится
перпендикуляр к линии 1; 6) после проведения линий на перпендикуляре к линии 1
измеряется ширина отпечатка стопы [3, с. 526]. Если ширина отпечатка самой узкой части
стопы составляет менее одной трети от всей длины перпендикуляра, то плоскостопия нет.
В случае, когда узкая часть стопы занимает более половины или большую часть
перпендикуляра, то необходимо незамедлительно обратиться к ортопеду.
В ходе исследования с учащимися старших классов было проведено
анкетирование. Результаты проведенного анкетирования показали, что:
98% старшеклассников проинформированы о плоскостопии;
не более 30% опрошенных осведомлены о возможных последствиях
прогрессирования этой патологии;
менее 50% подростков знают способы профилактики деформации свода стопы;
1 % старшеклассников знает о наличии плоскостопия, знают способы профилактики,
лечения плоскостопия.
В результате проведенной плантографии удалось выяснить, что среди учащихся 9
-11 классов 94 % (81 ученик) не имеют проблем со сводом стопы, у 6 % (5 учеников)
наблюдается плоскостопие. Более детальные данные приведены в таблице 1
Таблица 1 Процентное и количественное соотношение учащихся с
отсутствием деформаций стопы и плоскостопием по классам.
Результат
Классы
Общее
9 класс
10 класс
11 класс
кол-во
учеников
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
человек
человек
человек
Стопы без
38
95%
22
96%
21
91
81
деформации
%
Плоскостопие
2
5%
1
4%
2
9%
5
Обобщая данные исследования, можно выделить ряд причин, условий и факторов
на фоне которых произошло возникновение плоскостопия у учащихся:
при ношении неправильной и неудобной обуви;
при наличии избыточного веса;
возникло и прогрессирует на фоне нарушений осанки;
развивается из-за низкого или чрезмерного уровня физической нагрузки на стопы;
у девушек подросткового возраста возникло из-за частого использования в
повседневной жизни обуви на высоких каблуках.
Результаты опроса респондентов с деформацией свода стопы показали проявления
у них следующих симптомов: 1) быстрая утомляемость при ходьбе; 2) возникновение
болезненных ощущений в ногах, особенно по вечерам; 3) нарушение походки и осанки; 4)
обувь стаптывается с внутренней стороны; 5) периодически возникают головные боли.
По результатам исследования были сформированы следующие основныее
рекомендации для предотвращения и профилактики плоскостопия: посещение врача-
ортопеда при возникновении указанных симптомов и болезненных ощущений;
тщательный подбор обуви; контроль за осанкой (удерживание прямой спины) и походкой
(без разведения носков); прогулки босыми ногами по траве, камням или крупному песку;
выполнение супинационных упражнений, лечебной гимнастики, посещение сеансов
массажа; контроль массы тела и физических нагрузок на ноги [1, с.84-85; 2; 4, с.26-28].
Таким образом, в результате проведенной работы можно сделать определенные
выводы. Плоскостопие является серьезным заболеванием, которому подвержено хоть и не
большое количество участников исследования, однако предрасположенность к
формированию и быстрому прогрессированию деформации стопы иметься у
внушительного количества учащихся. Последнее весьма тревожно, ведь больше половины
респондентов не занимаются профилактикой плоскостопия, а около 50% не знают о её
возможных способах. Около 70% респондентов не знает об опасности перетекания
плоскостопия в более серьезные патологии, и даже не все старшеклассники понимают, что
такое деформация свода стопы.
Важно отметить, что с помощью метода И.М. Чижина, каждый подросток может
определить наличие плоскостопия у себя, своих близких, что увеличивает у них
заинтересованность в процессе контроля своего здоровья. У большинства учеников
дефекты стоп развиваются на фоне нарушений осанки, низкого или чрезмерного уровня
физической нагрузки на нижние конечности, ношения неправильной и неудобной обуви.
Часть старшеклассников, ознакомившись с выделенными в результате
исследования причинами возникновения, симптомами, а также болезненными
проявлениями плоскостопия у их школьных товарищей, отметили наличие некоторых из
факторов риска у себя, что в целом вызвало обеспокоенность и желание предотвратить
возникновение заболевания с помощью выделенных рекомендаций.
Список источников и литературы
1 Васильева А.В. Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения. / Под. ред.
А.С. Кушмылева. ─ СПб.: «Крылов», 2011 ─ 160 с.
2 Проблемы со стопами и их влияние на организм человека / [Электронный ресурс]. ─
Режим доступа: http://mosapteki.ru/material/-12131 (дата обращения: 20.11.2019)
3 Прокопьев Н.Я., Романова С.В. Спорт и плоскостопие // Молодой ученый. ─ 2016 ─
№ 12 ─ С.525-529
4 Чоговадзе А.В. Физическая культура как метод профилактики и лечения плоскостопия
у школьников. ─ М.: «МЕДГИЗ», 1962 ─ 112 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Максимова А. А. Плоскостопие // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/proekty/file/77489-ploskostopie (дата обращения: 21.11.2024)- Характеристика современного учреждения дополнительного образования детей как открытой социально-педагогической системы
- Мой любимый питомец
- Особенности социально-реабилитационной работы с малоимущими семьями с детьми
- Общие сведения о населении Белгородской области. Макет рабочей тетради по географии краеведческой направленности
- Учимся шить
- Виды одежды. Одежда по назначению
- Как правильно разжигать костер