Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Воспитательный потенциал семьи и школы как основных

институтов социализации и формирования личности младшего

школьника

Согласно общепринятому определению, воспитание представляет собой

целенаправленный процесс формирования личности с помощью

педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-

педагогическим идеалом. Воспитание также может пониматься как

специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие

воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее

формирование личности, нужной и полезной обществу.

Воспитание человека начинается с первых дней его жизни и продолжается

всю жизнь. Первыми и наиболее важными институтами воспитания ребенка

являются семья и школа.

Воспитательные возможности семьи были предметом изучения классиков

отечественной педагогики (Л. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, А. С.

Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.). Позднее в

педагогической науке этой проблемой занимались А. М. Низова, И. В.

Гребенников, С. Э. Карклина, Е. В. Бондаревская, К. Л. Биктамирова, Г. В.

Мухаметзянова, Н. Е. Щуркова и др.

Семья — первая педагогическая система, в которую попадает ребенок и в

которой постоянно находится. Воспитательный процесс в семье внешне

лишен той организованности и четкости, какой обладают другие социальные

институты с их воспитательными функциями, однако он осуществляется в

рамках ежедневного и систематического быта, реализуемого совместно

детьми и родителями. В семье переплетаются естественные биологические и

социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, так как

определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей

на самом раннем этапе их развития.

В. Г.Харчева отмечает, что семья как первичная социальная группа,

осуществляющая социализацию ребенка, — это своеобразное связующее

звено между ребенком и другими социальными микро- и макроструктурами

Она является до определенного времени почти единственным

интерпретатором ценностей, господствующих в различных социальных

структурах, с которыми в будущем столкнется растущий человек. Влияние

семьи, межличностные отношения в ней определяют уровень доверия

ребенка к информации, исходящей от членов семьи, которая служит для него

основным каналом коммуникации, подражания, ориентации и т. д.

В основе семейной социализации лежит одна из важнейших задач

воспитания — формирование ролевого поведения человека, которое

определяется в значительной степени поведением матери, отца, бабушки,

дедушки. Отношения ребенка и членов семьи могут характеризоваться

различными типами межличностных взаимодействий, которые отразятся на

отношениях ребенка с другими людьми.

Следовательно, можно говорить о том, что именно семья закладывает в

сознание ребенка первоначальные представления о взаимоотношениях

людей, нравственных нормах, об окружающем мире в целом.

С.Н.Дубинин выделяет следующие основные задачи семейного

воспитания:

-

создать максимальные условия для духовного и нравственного роста

ребенка;

-

обеспечить социально-экономическую и психологическую

защищенность ребенка в семье;

-

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей;

-

научить детей необходимым прикладным навыкам и умениям,

направленным на самообслуживание и помощь близким;

-

воспитать чувство собственного достоинства;

сформировать социальную активность ребенка и социальнуюустойчивость к

негативным влияниям среды

В.Я. Титаренко отмечает, что воспитательный потенциал семьи можно

представить как обусловленную общественными отношениями и социальной

средой степень развития ее возможностей в формировании личности,

реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и

собственно воспитательную среды [56]

Воспитательный потенциал семьи, определяя её педагогические

возможности, реализуется посредством ряда педагогических и социально-

психологических механизмов. К таким механизмам относятся:

-

инпринтинг - запечатление, фиксирование ребенком преимущественно

в младенческом возрасте, на рецепторном и подсознательном уровнях

особенностей воздействующих на него объектов прежде всего

родителей;

-

подражание - следование какому-либо предмету, образу, посредством

чего происходит чаще всего непроизвольное усвоение ребёнком

социального опыта;

-

экзистенциальный нажим - овладение языком и усвоение

поведенческих норм в процессе взаимодействия со значимым лицом;

-

идентификация - процесс отождествления ребёнком себя с родителями

или одним из них;

-

рефлексия - внутренний диалог, в котором подросток оценивает,

принимает или отвергает те или иные семейные ценности, нормы,

традиции.

Данные механизмы имеют разные степени интенсивности в разные

периоды жизни ребёнка в семье. Объединяет эти механизмы то, что

реализуются они во время межличностных взаимодействий детей и

родителей, их общении, взаимопомощи в различных видах деятельности.

Таких как бытовая, игровая, познавательная и прочие её виды. Результатом

проведения этих действий формируется определённый вид взаимодействий,

определяющий семейный воспитательный эффект, который создаётся из

взаимного влияния детей и родителей друг на друга.

Под воспитательным потенциалом семьи понимают различные условия и

средства, определяющие педагогические возможности семьи: материальные

и бытовые условия, численность и состав семьи, развитость семейного

коллектива и характер отношений между его членами. Воспитательный

потенциал семьи зависит от ее идейно-нравственного, эмоционально-

психологического и трудового настроя, жизненного опыта, образования и

профессиональных качеств родителей.

Воспитательный потенциал семьи обладает многокомпонентной

структурой, составляющие которой выступают предметом исследований

социологов, психологов, педагогов. Воспитательные возможности семьи

связывают с такими показателями, как: социокультурный статус членов

семьи; степень освоения родителями своих социально-педагогических ролей;

образ жизни семьи и ее общая духовная атмосфера; стиль отношений в семье,

в том числе характер отношений родителей и ребенка; родительская позиция;

ценностные ориентации родителей и общесемейные ценности.

Е. В. Бондаревская в числе важных составляющих воспитательного

потенциала семьи называет: личный пример родителей, их «общественное

лицо», авторитет, основанный на активной гражданской позиции; образ

жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения,

эмоционально-нравственный микроклимат, разумную организацию

свободного времени и досуга семьи

Несмотря на огромное воздействие семьи на ребенка, необходимо

отметить, что воспитательные возможности семьи ограничены, так как они

обычно не выходят за рамки индивидуальных возможностей

членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и

культурной подготовленности, условий жизни. Компенсировать данные

недостатки помогают другие институты воспитания, к которым относится

школа. Воспитание в рамках школы предстает как целенаправленное

формирование и развитие сознания и самосознания ребенка.

В законе «Об образовании в РФ» определено, что образовательное

учреждение осуществляет реализацию образовательных программ,

обеспечивает воспитание обучающихся.

В социально-педагогической литературе школа определяется как

общеобразовательное или учебно-воспитательное учреждение, в котором

изучаются основы научных знаний о человеке, природе, мире.

Цель школы как социального института - всесторонняя подготовка

человека к жизни в современном обществе, к осознанному самоопределению,

самореализации в профессиональной сфере. В школе осуществляется

обучение и воспитание подрастающего поколения. Социальные функции

школы определяются актуальностью образовательных потребностей

населения.

Проблема воспитания детей в школе во все времена являлась

предметом изучения многих педагогов и психологов. Несмотря на различие

подходов к ее рассмотрению, основной принцип воспитания остается

неизменным – стремление вырастить гармоничного, старательного,

уравновешенного, справедливого и доброго человека.

Школа, являясь институтом воспитания, является действенной из-за

того, что в ней ребенок проводит значительный отрезок времени от 6–7 до

16–17 лет и воспитательное воздействие на ребенка в школе оказывается

сразу разными по статусу людьми – учителями и сверстниками. Любой

человек, с которым ребенок общается в школе, вносит что-то новое в

сознание ребенка, и в этом смысле школа обладает широкими

возможностями для оказания различных воспитательных воздействия на

детей.

В школе воспитание реализуется и в процессе учебных предметов.

Например, естественнонаучные учебные дисциплины способствуют

формированию целостной картины мира, общего мировоззрения так же, как

и гуманитарные предметы. Литература, история, обществознание

преподносят детям живые примеры человеческого поведения,

взаимодействия, дают пищу для размышлений над мотивами и

последствиями различных человеческих поступков. Кроме того, воспитание в

школе реализуется через специальные мероприятия: классные часы,

внеклассные формы работы, экскурсии и т.п. Официально воспитательные

функции в школе возлагаются на классных руководителей, поэтому им

необходимо знать индивидуальные особенности учащихся вверенного им

класса, особенности класса как коллектива в развитии, особенности

семейного воспитания каждого ученика. Воспитательная работа классного

руководителя включает организацию внеурочной деятельности детей, работу

с учителями-предметниками, индивидуальную работу с каждым учащимся и

с коллективом в целом. В его задачи входят формирование позитивных

взаимоотношений между детьми, учеников с учителями, просвещение

учеников в области установления положительных взаимоотношений с

людьми.

В школе процесс воспитания осуществляется в неразрывной связи с

обучением. Можно выделить, по меньшей мере, четыре типа взаимосвязи

обучения и воспитания:

-

воспитание, неотрывное от обучения, в процессе которого оно

осуществляется (через содержание, формы, методы, средства

обучения);

-

воспитание в рамках образовательного процесса в определенном

учреждении вне обучения, но параллельно ему в соответствии с его

задачами (кружки, общественная работа, трудовое воспитание),

подкрепляя его эффект;

-

воспитание вне образовательного процесса, но в соответствии с его

целями и ценностями (семьей, общественными и религиозными

организациями);

-

воспитание вне образовательного процесса и каких-либо учреждений (в

неформальных компаниях, клубах), сопровождающееся стихийным

обучением и научением.

У школьного воспитания есть и слабые стороны. В первую очередь это

обезличенность и невысокие возможности индивидуального подхода. Для

педагогов в отличие от членов семьи все дети находятся в равном

положении, всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное

внимание. Данный недостаток корректируется хорошо продуманным

сочетанием и взаимодополнением семейного и школьного воспитания.

В.П. Сергеева отмечает, что воспитательный процесс в начальной школе

характеризуется рядом обстоятельств, обусловленных особенностями детей

данной возрастной группы

Во-первых, младший школьный возраст - чрезвычайно ответственный и

важный период в жизни ребенка. Из привычной обстановки он попадает в

новую среду, где ведущей становится учебная деятельность. В процессе этой

деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать

теоретическими знаниями. Адаптация к новым условиям, требованиям

предполагает наличие достаточных психических и физических ресурсов.

Поэтому одной из важнейших задач воспитательной деятельности педагога

начальной школы является создание благоприятной эмоциональной

обстановки в классе как условия развития личности каждого ребенка.

Во-вторых, в начальных классах педагог сталкивается со сложными

кризисами возрастного развития (кризис 7 лет и начало подросткового

кризиса). Критические возрастные периоды отличаются тем, что на

протяжении относительно короткого времени происходят выраженные

психологические сдвиги, изменения в личности ребенка. Основные

особенности таких периодов: неотчетливость начала и конца кризиса;

появление трудностей в воспитании детей. Исходя из этого, перед педагогом

стоит задача постоянного изучения детей, фиксации их психических

новообразований. Это позволяет прогнозировать очередной этап в развитии

личности младшего школьника и корректировать содержание и формы

воспитательной деятельности.

В-третьих, успешность реализации педагогом начальной школы своих

функций во многом зависит от организации эффективного взаимодействия с

семьей ребенка в целях становления, коррекции и поддержки первого

социального статуса ребенка - статуса ученика.

В-четвертых, педагог начальной школы не только сам обеспечивает

интеграцию обучающей и воспитывающей функций, выступая одновременно

и в роли учителя, и в роли классного руководителя (классного воспитателя),

но и координирует деятельность других педагогов (учителей-предметников,

педагогов дополнительного образования, воспитателей группы продленного

дня и др.).

Таким образом, от эффективности работы педагога как воспитателя

зависит успешность развития и жизнедеятельности ребенка в пространстве

школы, которая не возникает автоматически при встрече ребенка и

воспитывающего взрослого; она предполагает специально разработанную

программу педагогических действий.

Эффективность воспитания в педагогическом процессе начальной

школы зависит от осознания педагогами смысла своей деятельности, ее

целей, адекватного оценивания ее хода, конечного и промежуточного

результатов, своевременности конкретных действий.

К задачам воспитания младших школьников можно отнести:

-

становление активной нравственной позиции младших школьников;

-

развитие познавательных интересов, умения наблюдать, рассуждать,

обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира;

-

освоение знаний об окружающем мире, обществе, человеке;

-

воспитание патриотических чувств;

-

воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему

миру, обществу, человеку;

-

развитие потребности проявлять заботу о других;

-

развитие умения видеть красивое в природе, труде, искусстве, поступках

людей;

-

воспитание уважения к людям другой национальности.

Раздел: Профессиональные модули СПО
Автор:
МАОУ СОШ "ЦО№1" учитель начальных классов
Дата публикации: 24.11.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Промышленникова М. А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/125420-pedagogicheskie-usloviya-vzaimodejstviya-semi-i-shkoly-v-vospitanii-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию