конспект урока Формирование естественнонаучной грамотности во внеурочной деятельности по биологии
Формирование функциональной естественнонаучной грамотности во внеурочной деятельности по биологии
Эпиграф. Ян Амос Коменский: «Для жизни, а не для школы мы учимся». Данные слова, как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности.
Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально-грамотных людей.
В современном, быстро мелькающем мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности сделал Российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Антонов: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности».
Функциональная грамотность – понятие метапредметное, поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.
Современное понятие функциональной грамотности включает в себя: навыки чтения и письма, а также естественнонаучную грамотность, ИКТ-грамотность, математическую, финансовую, культурную и гражданскую грамотность.
От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, быть креативным. Приобрести все эти навыки (грамотности) могут помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптировать лидерские качества.
В связи с этим, формирование функциональной грамотности обучающихся – одна их основных задач современного образования на всех его уровнях, так как уровень ее сформированности – показатель качества образования.
Функциональная грамотность показывает, насколько человек может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитывают следующие умения учащихся:
- использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
- выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
- выявлять особенности естественнонаучного исследования;
- делать выводы на основе полученных данных;
- формулировать ответ в понятной для всех форме;
- уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
- уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;
- понимать методы научных исследований;
- выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
Перечисленные выше умения уточняют понятие «естественнонаучной грамотности».
Биологические знания – это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не каждый из наших учеников станет биологом, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, заботиться в собственном здоровье и здоровье окружающих. Наша задача – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные элементы знаний в целостную систему, найти подход, который «зацепит» не только ум, но и душу ученика, поможет понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни.
Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили, поэтому наша задача – не дать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать. Для этого надо разбудить в каждом природную любознательность, сформировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность. Научить анализировать информацию, критически ее оценивать, систематизировать, обобщать, творчески перерабатывать.
Как учитель биологии стремлюсь формировать у своих учеников естественнонаучную грамотность. Необходимо научить их эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.
Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной естественнонаучной грамотности школьников, является решение практико-ориентированных задач.
Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связаны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Цель этих задач – формирование умений действовать в социально значимой ситуации.
Практико-ориентированные задания позволяют формировать естественнонаучные компетенции, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета.
Практико – ориентированные задания использую и во внеурочной деятельности. Запросы обучающихся, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задачи учителя-предметника.
Одним из приемов такого стойкого поддержания интереса могут служить социально значимые практико-ориентированные задания различной степени сложности.
Организация внеурочной деятельности реализуется через различные формы: участие в конкурсах, проведение опытов, экскурсий, экспериментов. Во внеурочное время мы с ребятами высаживаем цветы, ухаживаем, поливаем. В то же время наблюдаем за развитием растений.
Одной из формируемых компетенций станет способность применять имеющиеся знания в конкретных ситуациях, это реализуется во время экскурсий.
Ниже можно скачать сертификат участника.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Макарова Т. В. Формирование естественнонаучной грамотности во внеурочной деятельности по биологии // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/year19/y/file/126557-formirovanie-estestvennonauchnoj-gramotnosti-vo-vneurochnoj-deyatelnosti-po-biologii (дата обращения: 16.04.2025)- Кулинария. Основы рационального питания
- Этикетные слова
- Кактус
- Осеннее дерево. Нетрадиционное рисование
- Путешествие в страну Здоровья
- Слово во фразеологических оборотах
- Красота музыки И.Штрауса