конспект урока «Биология – наука о жизни»
Биология 9 класс
План урока №1
Тема
«Биология – наука о жизни..»
1. Цели урока
Показать актуальность биологических знаний, выявить значения общей биологии и ее место в системе биологических знаний
2. Оборудование
Таблицы с изображением различных форм жизни
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б) Введение
Биология-наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи многообразие. Биология относится к естественным наукам
Термин «биология» -Т.Рузом 1797
Общепринятым он стал 1802 – Ж.Б. Ламарк
В) Биология –это комплексная наука
1. ботаника -микология-бриология-геоботаника-палеоботаника
2. зоология -ихтиология-орнитология-этология
3.морфология
4.физиология
5. анатомия
6.цитология
7. гистология
8.генетика
9. микробиология
10. экология
Г) Пограничные науки
1. биофизика
2. биохимия
3. биотехнология
4. ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
5.Домашнее задание: Прочитать §1
Биология 9 класс
План урока №2
Тема
«Методы исследования в биологии»
1. Цели урока
Познакомить учащихся с методами исследования в биологии, рассмотреть последовательность проведения эксперимента, выявить, в чем заключается отличие гипотезы от закона или теории
2. Новые понятия
Научное исследование, научный факт, наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, теория
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Проверка знаний учащихся
Б) Изучение нового материала
Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира.
Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
-наблюдение
-сравнение
-эксперимент
-сравнительный метод
-описательный и исторический метод
МЕТОДЫ БИОЛОГИИ
Наблюдение Эксперимент
Проверенные результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов
Научный факт
Описательный метод-заключается в описании объектов и явлений
Исторический метод-сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами
Инструментальный метод-использование для изучения природных объектов инструментов и оборудования
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Проводится наблюдение над объектом или явлением
На основе полученных данных выдвигается гипотеза
Проводится научный эксперимент
Проверенная входе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом
4.Домашнее задание: Прочитать §2
Биология 9 класс
План урока №3
Тема
«Сущность жизни и свойства живого»
1. Цели урока
Показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, показать гармоничность всего живого и его целесообразность.
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б) Жизнь-это
1.Особая форма жизни белковых тел.
2.Самоподдержание, самовоспроизведение и саморазвитие больших систем, элементарно состоящих из сложных органических молекул.
3.Способ существования белковых тел ,существенным моментом которого является обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается жизнь, приводит к разложению белков (Энгельс)
В) Самостоятельное задание для учащихся по§ 3
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
СВОЙСТВО | ПРОЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВА |
Единый хим. состав и принцип строения |
|
Все живые орг-мы открытые системы |
|
Обмен веществ с окружающей средой |
|
Живые организмы развиваются |
|
Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей среды |
|
Все живое размножается |
|
Наследственность и изменчивость |
|
Приспособление к определенной среде обитания |
|
3. Закрепление изученного материала
4.Домашнее задание: Прочитать §3, ответить на вопросы 1-2 на стр.9 учебника
Биология 9 класс
План урока №4
Тема
«Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.»
1. Цели урока
Выявить уровни организации живого; дать понятие об органических веществах, найти взаимосвязь между полимерами и мономерами
2. Оборудование
Таблицы «Уровни организации жизни»
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б) Изучение нового материала
Уровни организации живой природы.
Запись на доске и в тетради
№ | Уровни организации | Биологическая система | Элементы, образующие систему |
1 | Молекулярный | Органоиды | Атомы и молекулы |
2 | Клеточный | Клетка (организм) | Органоиды |
3 | Тканевой | Ткань | Клетки |
4 | Органный | Орган | Ткань |
5 | Организменный | Организм | Системы органов |
6 | Популяционно-видовой | Популяция | Особи |
7 | Биогеоценотический (экосистемный) | Биогеоценоз (экосистема) | Популяции |
8 | Биосферный | Биосфера | Биогеоценозы (экосистемы) |
В) Новая тема – органические вещества
Основой всех орг. в-в служит углевод.
Органические вещества-соединения содержащие углевод(кроме карбонатов). Между атомами углерода возникают одинарные или двойные связи, на основе которых формируются углеродные цепочки.
Углеродные цепочки могут быть:
Линейные
Разветвленные
Циклические
Г) Новая тема – ПОЛИМЕРЫ И МОНОМЕРЫ
ПОЛИМЕРЫ-СОСТОЯТ ИЗ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ЧАСТИЦ МОНОМЕРОВ
РЕГУЛЯРНЫЕ БИОПОЛИМЕРЫ-СОСТОЯТ ИЗ ОДИНАКОВЫХ МОНОМЕРОВ
-А-А-А-А-А-А-А-А-
-А-Б-А-Б-А-Б-А-Б-
НЕРЕГУЛЯРНЫЕ –СОСТОЯТ ИЗ РАЗНЫХ МОНОМЕРОВ
-А-Б-Б-Б-В-А-А-А-Б-Б-В-
БИОПОЛИМЕРЫ-природные высокомолекулярные соединения(белки, НК, жиры, сахариды и их производные, служащие структурными частями живых организмов и играющие важную роль в процессах жизнедеятельности.
Д) Закрепление пройденного материала
4.Домашнее задание: Прочитать §1.1
Биология 9 класс
План урока №5
Тема
«Углеводы.»
- Цели урока
Изучить особенности строения орг. в-в на примере углеводов, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов.
2. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Проверка знаний (биологический диктант)
Б) Новая тема – углеводы или сахариды
Являются одной из основных групп орг. в-в. они входят в состав всех живых организмов.
Общая формула Сn(Н2О)m
Заполнить таб. используя текст учебника §1.2
№ | Тип углеводов | Название в-в | Свойства | Структурная формула | |
1 | Моносахариды | Глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза | |||
2 | Дисахариды | Сахароза, мальтоза, лактоза | |||
3 | Полисахариды | Крахмал, гликоген, клетчатка, хитин, целлюлоза. | |||
Функции углеводов | |||||
Энергетическая | Строительная | ||||
Г) Закрепление пройденного материала
4.Домашнее задание: Прочитать §1.2
Биология 9 класс
План урока №6
Тема
«Липиды.»
1. Цели урока
Изучить особенности строения орг. в-в на примере липидов, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов.
2. Оборудование
Таблицы «жиры»
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Проверка знаний
Б) Новая тема – Липиды
Общая характеристика
Липиды –группа жироподобных веществ, не растворимых в воде. Состоят из высокомолекулярных жирных кислот и трехатомного спирта глицерина.
В) Функции жиров
1. источник энергии для организма
2. защитная
3. строительная
4. регуляторная
Г) Закрепление пройденного материала
Беседа с учащимися
4.Домашнее задание: Прочитать §1.3
Биология 9 класс
План урока №7
Тема
«Состав и строение белков.
Функции белков»
1. Цели урока
Рассмотреть особенности строения белковых молекул, познакомиться с функциями белков в организме, продолжить формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника.
2. Оборудование
Таблицы «строение белка». «функции белков».
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Проверка знаний
Б) Новая тема
Белки или протеины –сложные орг. в-ва, представляющие собой гигантские полимерные молекулы, мономерами которых являются аминокислоты.
Общая формула аминокислот
H2N – CH – COOH карбоксильная группа
R
радикал
аминогруппа
Между соседними аминокислотами возникает пептидная связь, на основе которой образуется соединение – полипептид
В) Структура молекулы белка
1. первичная
2. вторичная
3. третичная
4. четвертичная
Г) Денатурация и ренатурация белка
Д) Виды белков
Белки
Глобулярные Фибриллярные
Антитела, гормоны коллаген, кератин кожи,
Ферменты эластин
Простые Сложные
Е) С/р . выписать в тетрадь «функции белков»
Ж) Закрепление пройденного материала
4.Домашнее задание: Прочитать §1.4, 1.5
Биология 9 класс
План урока №8
Тема
Тип «Нуклеиновые кислоты.»
1. Цели урока
Познакомить учащихся с особенностями строения молекул ДНК и РНК, выявить основные различия и общие элементы в строении ДНК и РНК, рассмотреть виды РНК и их значение для организма.
2. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б) Нуклеиновые кислоты.
Характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК и РНК (различных типов РНК); обосновывать значение НК в организме. Провести сравнение молекулы ДНК и РНК. Объяснять принадлежность НК к биомолекулам.
Схема строения нуклеотида
Азотистое основание углевод
А, Т, Г, Ц дезоксирибоза или остаток фосфорной
А=Т, Г- Ц рибоза кислоты
В) Специфические свойства ДНК
Репликация – процесс удвоения ДНК
Г) Закрепление пройденного материала
Составит цепь ДНК по фрагменту одной из цепи
ГГГЦААТТЦ
Достройте к данному участку ДНК участок иРНК
Г-А-Ц-Т-А-Ц-А-А-Г-
4.Домашнее задание: Прочитать §1.6, сообщения учащихся о витаминах (открытие, роль)
Биология 9 класс
План урока № 9
Тема
«АТФ и другие органические соединения клетки.»
1. Цели урока
Познакомить учащихся с особенностями строения АТФ , доказать, что АТФ является универсальным источником энергии для организмов; рассмотреть строение биологических катализаторов – ферментов, выявить какую роль играют ферменты в клетке.
2. Оборудование
Таблицы «Ферменты». «АТФ»
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б) Аденозинтрифосфат – это нуклеотид который играет исключительно важную роль в обмене энергии и веществ в организмах и известен в первую очередь как универсальный источник энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах.
АТФ был открыт в 1929 г. Карлом Ломанном, а в 1941г. Фриц Липман показал, что АТФ является основным переносчиком энергии в клетке
Структура АТФ
Аденин рибоза три остатка
фосфорной
кислоты, соединенные
макроэргической
связью
АТФ+Н2О АДФ+Н3РО4+энергия 40 кДж/моль
АДФ+Н2О АМФ+Н3РО4+энергия 40 кДж/моль
В организме энергия синтезируется из АДФ с использование энергии окисляющихся в-в.
АДФ+Н3РО4+энергия АТФ+Н2О
Витамины – группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы.
Гиповитаминоз –недостаток витаминов
Авитаминоз – полное отсутствие витаминов
Гипервитаминоз –избыток витаминов
Витамины
Жирорастворимые –А,D,E,K,F | Водорастворимые – В,С,РР и др. |
В) Закрепление пройденного материала
4. Домашнее задание: Прочитать §1.7
Биология 9 класс
План урока № 10
Тема
«Биологические катализаторы. »
- Цели урока
Рассмотреть строение биологических катализаторов – ферментов, выявить какую роль играют ферменты в клетке.
2. Оборудование
Таблица «Ферменты»
3. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
Б)
Катализ – явление ускорения реакции без изменения ее общего результата. |
Катализаторы – вещества, изменяющие скорость химической реакции, |
Ферменты – биологические катализаторы |
Фермент = белок + кофермент (небелковое соединение) |
Механизм работы фермента
(механизм «ключ – замок»)
фермент | субстрат | Комплекс «фермент- субстрат» | фермент | продукты |
В). Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:
1. Как устроена молекула АТФ?
2. Какое значение играет АТФ в организме?
3. Как образуется АТФ?
4. Что такое макроэргическая связь?
5. Что нового вы узнали о витаминах?
6. Зачем нужны витамины в организме?
7. Что такое катализ?
8. Как называются биологические катализаторы?
9. Какой механизм работы фермента вы знаете?
Домашнее задание: § 1.7–1.8 (повторить § 1.4–1.6).
Биология 9 класс
План урока № 11
Тема
«Вирусы.»
1. Цели урока
Познакомить учащихся с неклеточной формой жизни – вирусами, рассмотреть основные признаки вирусов, особенности их размножения; повторить и обобщить материал, изученный в разделе «Молекулярный уровень».
Элементы содержания: вирусы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы «Вирус табачной мозаики», «Цикл развития вируса», «Вирусы».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся.
III. Изучение нового материала.
Вирус (от лат. яд) – микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. Вирусы являются облигатными паразитами – они не способны размножаться вне клетки. В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами, или фагами). Вирусы обладают наследственностью и изменчивостью.
Вирусы представляют собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключённые в защитную белковую оболочку (капсид). Вирусы содержат только один тип нуклеиновой кислоты: либо ДНК, либо РНК.
Вирусы являются одной из самых распространённых форм существования органической материи на планете по численности: воды Мирового океана содержат колоссальное количество бактериофагов – около 1011 частиц на миллилитр воды.
Основные признаки вирусов
1. Мельчайшие размеры (проходят через бактериальные фильтры и не видны в оптический микроскоп).
2. Строгий паразитизм в клетках живого организма.
3. Отсутствие собственного обмена веществ.
4. Неклеточная форма строения.
Размножение вирусов
1-я фаза – прикрепление вирусных частиц к клетке хозяина.
2-я фаза – проникновение вируса внутрь клетки.
3-я фаза – внутриклеточное размножение вируса.
4-я фаза – выход новых вирусных частиц из клетки.
Цил развития вируса
IV. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:
1. Охарактеризуйте особенности строения вирусов.
2. Объясните, на основании чего вирусы относят к живым организмам.
3. Объясните, почему вирусы называют внутриклеточными парази-тами.
Домашнее задание: § 1.9; заполните таблицу, используя дополнительный материал.
Заболевания, вызываемые вирусами
Организмы | Заболевание |
Растения | |
Животные | |
Человек |
Биология 9 класс
План урока № 12
Тема
Обобщение знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».
1. Цели урока
Знать особенности многомолекулярных комплексных систем, их свойства, значение.
Давать определение терминам. Называть многомолекулярные комплексные системы; перечислять их свойства и значение.
Характеризовать особенности строения и функционирования многомолекулярных комплексных систем, объясняя их свойства, значение.
2. Ход урока
А) Организационный момент
Записать тему на доске,
Отметить отсутствующих
ХОД УРОКА
Тест по теме
«Молекулярный уровень»
Вариант I
1. Какое из названных химических соединений не является биополимером?
а) Белок;
б) глюкоза;
в) дезоксирибонуклеиновая кислота;
г) целлюлоза.
2. Изменяемыми частями аминокислоты являются:
а) аминогруппа и карбоксильная группа;
б) радикал;
в) карбоксильная группа;
г) радикал и карбоксильная группа.
3. В процессе биохимических реакций ферменты:
а) ускоряют реакции, а сами при этом не изменяются;
б) ускоряют реакции и изменяются в результате реакции;
в) замедляют реакции, не изменяясь;
г) замедляют реакции, изменяясь.
4. Мономерами ДНК и РНК являются:
а) азотистые основания;
б) дезоксирибоза и рибоза;
в) азотистые основания и фосфатные группы;
г) нуклеотиды.
5. Вторичная структура белка поддерживается:
а) пептидными связями;
б) водородными связями;
в) дисульфидными связями;
г) связями между радикалами кислот;
г) всеми перечисленными видами связи.
6. К полимерам относятся:
а) крахмал, белок, целлюлоза;
б) белок, гликоген, жир;
в) целлюлоза, сахароза, крахмал;
г) рибоза, белок, жир.
7. Из аминокислотных остатков построены молекулы:
а) углеводов;
б) белков;
в) липидов;
г) жиров.
8. К моносахаридам относятся:
а) лактоза, глюкоза;
б) дезоксирибоза, сахароза;
в) глюкоза, фруктоза;
г) гликоген, мальтоза.
9. Какую функцию выполняет рибосомальная РНК?
а) Формирует рибосомы;
б) снятие и перенос информации с ДНК;
в) перенос аминокислоты на рибосомы;
г) все перечисленные функции.
10. Соединение двух цепей ДНК в спираль осуществляют связи:
а) ионные;
б) водородные;
в) гидрофобные;
г) электростатические.
Задание 1. Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующий состав: ТТААГГГЦЦАТА.
В соответствии с принципом комплементарности достройте фрагмент второй цепи ДНК.
Задание 2. Достройте к данному участку ДНК участок иРНК.
ЦЦГТТАЦГААТЦ
Вариант II
1. Какое из веществ хорошо растворяется в воде?
а) Клетчатка;
б) белок;
в) глюкоза;
г) липиды.
2. Молекулы белков отличаются друг от друга:
а) последовательностью чередования аминокислот;
б) количеством аминокислот в молекуле;
в) формой третичной структуры;
г) всеми указанными особенностями.
3. В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК:
а) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин;
б) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза;
в) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин;
г) фосфорная кислота, рибоза, гуанин.
4. Мономерами нуклеиновых кислот являются:
а) азотистые основания;
б) рибоза или дезоксирибоза;
в) дезоксирибоза и фосфатные группы;
г) нуклеотиды.
5. Аминокислоты в молекуле белка соединены посредством:
а) ионной связи;
б) пептидной связи;
в) водородной связи;
г) связи между радикалами кислот.
6. Какую функцию выполняет транспортная РНК?
а) Перенос аминокислоты на рибосомы;
б) снятие и перенос информации с ДНК;
в) формирует рибосомы;
г) все перечисленные функции.
7. Ферменты – это биокатализаторы, состоящие:
а) из белков;
б) липидов;
в) нуклеотидов;
г) жиров.
8. К полисахаридам относятся:
а) крахмал, рибоза;
б) гликоген, глюкоза;
в) целлюлоза, крахмал;
г) крахмал, сахароза.
9. Углерод как элемент входит в состав:
а) белков и углеводов;
б) углеводов и липидов;
в) углеводов и нуклеиновых кислот;
г) всех органических соединений клетки.
10. Клетка содержит ДНК:
а) в ядре и митохондриях:
б) ядре, цитоплазме и различных органоидах;
в) ядре, митохондриях и цитоплазме;
г) ядре, митохондриях и хлоропластах.
Задание 1. Фрагмент одной из цепей ДНК имеет следующий состав: ТАЦЦЦГААТТАЦ.
В соответствии с принципом комплементарности достройте фрагмент второй цепи ДНК.
Задание 2. Достройте к данному участку ДНК участок иРНК.
ААТЦЦАТГГЦАТ
4. Домашнее задание: С.40, содержание главы; повторить материал о строение клетки.
Биология 9 класс
План урока № 13
Тема
Основные положения клеточной теории.
Цели урока
Сформировать понятие о науке цитологии; познакомить с историей изучения клетки и клеточной теорией; показать многообразие клеток; научить сравнивать растительные и животные клетки и делать выводы на основе сравнения.
Элементы содержания: клетка растительная и животная, клеточная теория, ядро, цитология.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Прокариотические организмы», «Эукариотические организмы».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Клетка – это элементарная единица живого на Земле, лежащая в основе строения, размножения и развития всех организмов |
Наука, изучающая клетки, называется цитологией. Цитология исследует состав, строение, функции клеток у многоклеточных и одноклеточных организмов.
История изучения клетки
Наука, исследующая клетку, ведет свою историю с середины XIX в., но корни ее уходят в XVII в. Развитие знаний о клетке во многом связано с усовершенствованием технических устройств, позволяющих ее рассмотреть и изучить.
Первым таким устройством был простейший микроскоп, который появился в конце XVI столетия в Голландии. Микроскоп состоял из трубы, прикрепленной к подставке и имеющей два увеличительных стекла. Английский физик и ботаник Роберт Гук впервые применил микроскоп для исследования растительных и животных тканей. Изучая срез, приготовленный из пробки и сердцевины бузины, Р. Гук заметил, что в состав их входит множество очень мелких образований, похожих по форме на ячейки пчелиных сот. Он дал им название «клетки».
Голландский исследователь А. ван Левенгук усовершенствовал микроскоп, что позволило ему увидеть живые клетки при увеличении в 270 раз. Он первым наблюдал простейших, эритроциты и сперматозоиды.
А в 1838 г., обобщая имевшиеся к тому времени сведения о клетке, немецкий ботаник М.-Я. Шлейден поставил вопрос о возникновении клеток в организме. Немецкий физиолог и цитолог Т. Шванн, основываясь на работах Шлейдена, в 1839 г. изложил основы клеточной теории:
1) Все ткани состоят из клеток.
2) Клетки растений и животных имеют общий принцип строения, так как образуются одинаковым способом.
3) Все клетки самостоятельны, а любой организм – это совокупность отдельных групп клеток.
С введением в цитологию современных физических и химических методов исследования стало возможным изучить структуру и функционирование различных компонентов клетки и дополнить клеточную теорию новыми положениями.
Задание: используя текст § 2.1, выпишите основные положения клеточной теории.
Основные положения клеточной теории
Клетка – это элементарная живая система, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития прокариот и эукариот. Вне клетки жизни нет.
Новые клетки возникают только путем деления ранее существующих клеток.
Клетки всех организмов сходны по строению и химическому
составу.
Рост и развитие многоклеточного организма – следствие роста и размножения одной или нескольких исходных клеток.
Клеточное строение организмов – свидетельство того, что все живое на Земле имеет единое происхождение.
III. Закрепление изученного материала.
Вопрос:
– Как вы думаете, какое значение имело формулирование клеточной теории для развития биологии? (Дать письменный ответ.)
Домашнее задание: § 2.1.
Биология 9 класс
План урока № 14
Тема
«Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.
Ядро. Хромосомный набор клетки.»
- Цели урока
Дать учащимся общие сведения о клетках, рассмотреть строение клеточной мембраны и ее значение в жизни клетки; познакомить с явлениями пиноцитоза и фагоцитоза. Изучить строение ядра в связи с выполняемыми им функциями; показать многообразие форм и размеров ядра, рассмотреть строение ядра, выявить его функции, роль в клетке; познакомить учащихся с особенностями хромосомного набора клетки.
Элементы содержания: цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Строение мембраны».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся.
1. Биологический диктант (ответы записываются на карточках).
1) Назовите ученого, который первым увидел ячеистое строение тканей растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками». (Р. Гук.)
2) Назовите ученого, который, обобщив знания о строении клеток животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию.
(Т. Шванн.)
3) Назовите ученого, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты. (А. Левенгук.)
4) «Сходство строения и химического состава» – это одно из положений ___________ теории. (Клеточной.)
5) Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о ________ . (Единстве органического мира.)
6) Изучением строения и функций клетки занимается наука _________. (Цитология.)
7) Клетка является структурной и функциональной единицей живого, так как ____________ . (Все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.)
III. Изучение нового материала.
Клетки различаются по своей структуре, форме и функциям. Среди них есть свободноживущие клетки, которые ведут себя как самостоятельные организмы: добывают пищу, размножаются, передвигаются в окружающей среде. У многоклеточных организмов клетки являются составными элементами, из которых образованы ткани и органы. Разные клетки в организме выполняют различные функции. Клетки одного типа, сходные по строению, объединенные межклеточным веществом и предназначенные для выполнения определенных (специализированных) функций в организме, образуют ткани.
Несмотря на большое разнообразие форм, клетки разных типов обладают сходством в главных структурных и функциональных особенностях. При этом процессы жизнедеятельности (дыхание, биосинтез, обмен веществ) идут в клетках независимо от того, являются ли они одноклеточными организмами или составными частями многоклеточного организма.
Любая эукариотическая клетка имеет очень сложное строение. Содержимое клетки, а также многих внутриклеточных структур ограничивают биологические мембраны.
Цитоплазматическая (или клеточная) мембрана
Функции мембраны:
1. Отделяет содержимое клетки от внешней среды.
2. Защищает содержимое клетки.
3. Поддерживает форму клетки (органоидов).
4. Осуществляет взаимодействие клетки с внешней средой и с соседними клетками.
5. Избирательно проводит в клетку питательные вещества и выводит из клетки продукты обмена.
Строение клеточной мембраны
Главные химические компоненты, образующие цитоплазматическую мембрану, – белки и сложные липиды, которые обеспечивают избирательное проникновение веществ из внешней во внутреннюю среду и обратно.
Запомните: у клеток растений, грибов и бактерий цитоплазматическая мембрана покрыта клеточной стенкой. У животных клеток клеточной стенки нет.
Под мембраной находятся две важнейшие части клетки – цитоплазма и ядро. В цитоплазме находятся органоиды и включения.
Цитоплазма – внутреннее полувязкое содержимое клетки.
Состав цитоплазмы:
– все виды органических и неорганических веществ,
– нерастворимые отходы обменных процессов и запасные питательные вещества,
– органоиды клетки.
Запомните: цитоплазма функционирует только в присутствии ядра (у эукариот). Без него долго существовать цитоплазма не может, так же как и ядро без цитоплазмы.
Роль цитоплазмы заключается в объединении всех клеточных структур и обеспечении их химического взаимодействия.
Задание: используя текст § 2.2, опишите, в чем заключаются процессы пиноцитоза и фагоцитоза, проиллюстрируйте описание рисунком (схемой).
Фагоцитоз – захват клеткой твердой пищевой частицы.
Пиноцитоз – захват клеткой капли жидкости с растворенными в ней питательными веществами.
Большинство клеток одноклеточных и многоклеточных животных, а также растений содержат ядро. Клетки, не имеющие оформленного ядра, называют прокариотическими, а имеющие ядро – эукариотическими.
Одна клетка может содержать одно или несколько ядер, это зависит от степени активности клетки. К многоядерным клеткам относятся, например, клетки костного мозга, печени, мышечной ткани и др.
Строение и функции ядра в разные периоды жизни клетки несколько отличаются. При делении клетки увеличивается количество ДНК в ядре и образуются две дочерние клетки из одной материнской. В интерфазе (периоде между делениями) ядро находится в неизменном состоянии, участвуя в процессах жизнедеятельности клетки.
Ядро – важнейшая составная часть клетки, которая выполняет функции хранения и передачи наследственной информации, а также регулирует все процессы, протекающие в клетке.
Строение ядра
Ядерный сок (нуклеоплазма) – полужидкое вещество (в гелеобразном состоянии), представляющее внутреннюю среду ядра. В ядерном соке находятся ядрышки и хромо
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Крылова Ю. Ю. «Биология – наука о жизни» // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/5-klass/file/123413-biologiya-nauka-o-zhizni (дата обращения: 14.11.2024)- Развлечение "Осенний бал"
- Биологическое разнообразие грибов. Их практическое значение
- Бейорганикалық қосылыстар, олардың құрамы және жіктелуі. Бейорганикалық қосылыстардың химиялық қасиеттері және генетикалық қатар
- Советы логопеда
- Экскурсия в мир клеток
- В гости к солнышку идём
- Активно химически опасные вещества