Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является
«Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного
развития ребенка».
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества .Поэтому воспитатели нашего ДОУ проявляют инициативу и понимают, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей в нашем ДОУ применяются разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Можно выделить пять уровней участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К традиционным формам работы с родителями относятся родительские собрания. Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание в ДОУ приглашаются врачи, юристы, детские писатели. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов)
Родительские собрания проводят как в традиционной форме , так и в не традиционной.
Виды родительских собраний нетрадиционной формы.
« Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.
« Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»
« Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий , им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты.
слайд
« Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы ( в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей.. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого
« Мастер – класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенда « Копилка родительского опыта»
« Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. Родители сами определяют пути решения проблемы.
и другие
Конференция с родителями - это одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, участвуют родители. Конференция помогает родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед я стараюсь по возможности охватить все стороны воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Тематические консультации. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что проводя консультацию, стремлюсь дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Существуют и «заочные» консультации. Например готовлю ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, заранее подготавливаю полный ответ, изучаю литературу, советуюсь с коллегами или переадресовываю вопрос.
Наглядно – информационное направление в нашем ДОУ включает в себя:
- родительские уголки,
- папки — передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон,
- библиотека – передвижка,
- фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,
- фотовыставки «Моя бабушка — лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я — дружная семья»,
- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
- копилка Добрых дел.
Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье. О папках-передвижках воспитатели нашего ДОУ упоминают на родительских собраниях, рекомендуют ознакомиться с папками, дают их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитатели проводят беседу о прочитанном, выслушивают вопросы и предложения. Большое значение в нашем ДОУ придаётся оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят к праздникам: Здравствуй, Новый год!, У мамы руки золотые ,Скоро в школу и т.п., а так же они посвящаются определенным темам, например: Воспитание трудолюбия в семье, Я сам, Мир вокруг нас и т.д.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются
нетрадиционные формы общения с родителями, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает кандидат педагогических наук Кротова, Татьяна Викторовна .
Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
1. Информационно-аналитические- (Анкетирование, социологические опросы, « Почтовый ящик»)
Эти формы направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
2. Досуговые(совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях)
- Призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
3. Познавательные (семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания)
Направлены на ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
4. Информационно-ознакомительная форма (дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел.)
Ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.
5. Информационно-просветительская форма
Направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные досуговые формы работы с родителями построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители в моей группе привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах .
Досуг родителей и детей в нашем ДОУ позволяют заполнить спортивно - массовые мероприятия. Например: «Мама, папа и я - спортивная семья». Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, способствуют укреплению и углублению связей между ними.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, в конкурсе на лучшую постройку из снега не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно установить в совместной деятельности. При проведении НОД о профессиях я приглашаю родителей с рассказами о своих профессиях.
Приглашаю родителей на такие мероприятия, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе .На таких мероприятиях налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.
Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Тюрина Н. Н. Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/103929-konsultatsiya-ispolzovanie-raznoobraznykh-form-raboty-s-semjoj-v-detskom-sadu-s-tselyu-sozdaniya-edinogo-obrazovatelnogo-prostranstva (дата обращения: 14.11.2024)- Дидактическая игр "Зеленое домино"
- Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования
- Дидактические игры
- Формирование самостоятельности у детей
- Рабочая программа музыкального руководителя
- Нейропсихологическая диагностика и коррекция в дефектологии
- Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3–4 лет
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 10164 пользователя.
Отзывы