статья Концепция развития дополнительного образования детей: ориентиры обновления
1. Концепция развития дополнительного образования детей: ориентиры обновления на территории Барабинского района. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей, создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка. Одним из важных компонентов обеспечивающим формирование функциональной грамотности школьников сегодня является дополнительное образование.
Вопросы воспитания в дополнительном образовании детей не теряют свою актуальность во все времена, а сейчас выходят на первый план государственной политики. Воспитание заявлено общенациональным стратегическим приоритетом, который требует объединения усилий различных институтов гражданского общества и государственных структур. Векторы развития воспитания, направления его обновления определены в нормативных документах, которые задают системные позиции и целевые установки, имеют приоритетное значение не только для оформления дополнительной общеразвивающей программы, но и для определения содержания, методов и форм воспитания.
Принята Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р), которая ориентирует на создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.
В документе отмечается, что на текущий момент уже проведён комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей. Речь идёт о:
- приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» федерального проекта «Успех каждого ребёнка», входящего в состав национального проекта «Образование»;
- федеральном проекте «Культурная среда», он входит в состав национального проекта «Культура».
Новый документ дополняет то, что уже было начато. Целевая модель предполагает:
- Создание муниципальных опорных центров дополнительного образования детей. В сентябре 2018 года в Барабинском районе на базе Центра дополнительного образования детей создан муниципальный опорный центр дополнительного образования детей, который возглавляет директор МБОУДО ЦДОД Наталья Владимировна Романцан. Опорный центр – это ядро в сети организаций различной ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в сфере дополнительного образования. Направления работы МОЦ представлены на слайде. Дополнительным образованием в районе охвачено 4586 детей (с учетом культуры и спорта) в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет 67.55%. (Согласно Концепции дополнительного образования, данный показатель должен составлять 76%). Сегодня основная задача муниципалитета — объединить усилия образовательных организаций, родителей, сделать их активными участниками педагогического процесса в организации дополнительного образования на территории района.
- Осуществить деятельность региональных навигаторов дополнительного образования детей. Региональными навигаторами называются информационные ресурсы с данными о реализуемых в конкретном субъекте дополнительных общеобразовательных программах и организациях, которые их проводят. Кроме того, при помощи этих ресурсов можно искать подходящие ребёнку программы дополнительного образования. Детей регистрируют в этих сервисах, чтобы вести персонифицированный учёт.
- Внедрение механизмов персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Персонифицированное финансирование, означает, что детям выдаются специальные сертификаты с номиналом. Ими можно оплачивать дополнительные общеобразовательные программы. Но сертификаты не будут распространяться на специальные организации дополнительного образования в сфере искусства. Например, музыкальные и художественные школы. На территории Барабинского района 2 учреждения работают по сертификатам финансирования: МБОУДО ЦДОД и детская юношеская спортивная школа «Локомотив». В 2023 году выдано 825 сертификатов финансирования. В МБОУДО ЦДОД 40 дополнительных общеобразовательных программ участвуют в ПФ ДОД. (Из них 5 программ социально – гуманитарной направленности, что составляет 11.63%, 7 программ естественнонаучной направленности – 16.28%, 9 программ художественной направленности – 20.93%, 3 программы физкультурно-спортивной направленности – 6.98%, 12 программы технической направленности – 27.91% и 4 программы туристко – краеведческой направленности – 9,3%). Выдано 765 сертификатов финансирования. В детской юношеской спортивной школе «Локомотив» в 2023 году в ПФ ДОД участвует 3 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы физкультурно-спортивной направленности, что составляет 6.98%. Выдано 60 сертификатов финансирования.
- Обновление содержания программ дополнительного образования. В ИС «Навигатор» дополнительного образования детей опубликовано 209 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (по сравнению с прошлым годом количество программ увеличилось на 50), включая предпрофессиональные и программы спортивной подготовки (19 программ детской юношеской спортивной школы «Локомотив» Барабинского района). Каждый год программы обновляются в соответствии с методическими рекомендациями и проходят экспертизу. Обновлять программы рекомендуется в соответствии с приоритетными направлениями по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей.
-Внедрить модели доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями. Приказом Министерства просвещения и воспитания Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 утвержден новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, устанавливающий обязательные требования к образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Приказ вступил в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 г., а также отменяет действия предыдущих приказов №196 и 470.
Министерство не изменило основное содержание и суть документа. Скорректированы некоторые формулировки и изменены на более обобщенные. Например, теперь при разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ не «используются», а «могут использоваться» различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение.
Бо́льших изменений в Порядке претерпели пункты, регламентирующие организацию образовательного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью. Обо всем по порядку.
Большая часть изменений коснулась норм об обучении детей с ОВЗ и инвалидностью. Определена необходимость осуществления образования лиц с ОВЗ по адаптированным программам. Обозначены задачи образовательной деятельности по адаптированным программам. Эти формулировки необходимо использовать при проектировании АДООП.
Содержание адаптированной программы должно быть составлено в соответствии с программой реабилитации инвалида, в которой отмечаются индивидуальные особенности ребенка, его поведения, коммуникации, адаптации, социализации и др. Удалили норму о том, что численность детей с ОВЗ в учебной группе должна быть до 15 человек. Просто указали, что численный состав объединения можно уменьшить, если включаете в него учащихся с ОВЗ.
Таким образом, вступление в силу с 1 марта новых требований к организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам требует обновления ДООП и АДООП не только в части нормативной базы, но и в организации режима занятий, определения численности групп, форм организации деятельности и содержания.
В марте 2023 года Муниципальным опорным центром Барабинского района был организован и проведен семинар по теме «Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы: разработка и условия реализации». Педагог дополнительного образования МБОУДО ЦДОД Исупова Татьяна Васильевна представила успешную практику реализации адаптированной программы художественной направленности «Школа правополушарного рисования» для детей с ОВЗ.
Главные цели в рамках совершенствования системы дополнительного образования — создать условия для самореализации и развития талантов, а также воспитать «высоконравственную, гармонично развитую и социально ответственную личность». Для достижения этих целей намечен целый ряд задач, среди которых, например, такие:
- организовать воспитательную деятельность на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формировать у детей и молодёжи общероссийскую гражданскую идентичность, патриотизм и гражданскую ответственность;
- расширить возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России;
- сформировать механизмы преемственности и непрерывности образовательных траекторий в общем и дополнительном образовании детей, а также в среднем профессиональном и высшем;
- вовлечь детей в программы и мероприятия ранней профориентации;
- обеспечить взаимодействия с наставниками из научных учреждений, а также вузов и колледжей, для вовлечения детей в научную деятельность.
Чего ждут от реализации концепции и как будут осуществлять задуманное. В результате реализации концепции планируется:
- обновить инфраструктуру дополнительного образования детей;
- расширить участие колледжей и вузов в разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- расширить участие организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- создать сети технологических кружков для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и учёных, а также сети школьных спортивных клубов и лиг для формирования здорового образа жизни, развить школьные музеи, театры и медиацентры;
- запустить систему творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций с участием детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и сирот;
- использовать механизм зачёта школами образовательных результатов, которые получены в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ;
- внедрить в каждом регионе эффективную систему выявления, поддержки и развития талантов у детей и молодёжи;
- широко использовать эффективные модели интеграции основного и дополнительного образования;
- усилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных общеобразовательных программ, которые реализуются на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.
В соответствии с обозначенными целями составлен подробный план мероприятий реализации Концепции на территории Барабинского района. Одной из задач этого плана, является создание условий необходимых для достижения образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ. Влияние дополнительного образования на образовательную успешность может осуществляться как непосредственно, так и косвенно. Положительный эффект достигается благодаря развитию у школьников в процессе освоения дополнительных общеобразовательных программ умений работать в команде, общаться, управлять своим временем, целеустремленности, самостоятельности, способности к самоорганизации. Вовлеченность в дополнительное образование помогает формировать адекватную самооценку, дает ребенку возможность проявить свои лучшие качества и продемонстрировать свою способность быть успешным в разных видах деятельности. Таким образом, неуспешные в школьном обучении учащиеся достигают состояния уверенности в себе, в своих интеллектуальных и физических способностях, удовлетворенности результатами своей деятельности. У них снижается страх неудачи и уровень тревожности. Все это способствует формированию состояния субъективного благополучия, выступающего необходимым психологическим ресурсом достижения академической успешности в школе. В Центре дополнительного образования детей решить проблему школьной неуспешности помогает программа «Я - Лидер». Цель программы: Формирование у детей и подростков активной жизненной позиции, духовно-нравственной культуры, творческих способностей в процессе их социализации в обществе. Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе работы учащихся, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам обществознания и общественной работы.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Дуболазова Н. В. Концепция развития дополнительного образования детей: ориентиры обновления // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/112957-kontseptsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-orientiry-obnovleniya (дата обращения: 24.11.2024)- Совершенствование педагогического мастерства учителя математики в условиях внедрения ФГОС как фактор повышения качества математического образования
- Инновационные технологии в воспитательной работе
- Применение игрового материала на уроках математики в специальной коррекционной ШКОЛЕ VIII вида
- Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе
- Типовые задачи для оценки сформированности универсальных учебных действий
- Формирование доброжелательного отношения к окружающему миру как неотъемлемая часть в процессе становления личности
- Формирование интереса к урокам физической культуры у обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений