статья Социальная адаптация детей-сирот подросткового возраста в процессе трудовой деятельности
Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремление приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Подросток, воспитывающийся в условиях детского дома, сложнее проходит (переживает) данный этап. Его начинает смущать, что он из детского дома, он старается отделиться от группы детей, в кино или в магазин, ходят по одному или 2-3 подростка. Как можно реже начинает упоминать, что он из детского дома. Все это сказывается на общем развитие ребенка. Главной задачей для педагогов детского дома в данный период является понимание подростков, дать им возможность раскрыться, направить их в нужное русло, не дать им уйти в никуда. А самое главное уважение к ребенку как к личности.
В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских домов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми, которые связаны с устойчивыми и определенными свойствами личности таких детей. К 10 – 11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируются «способность не углубляться в привязанности», поверхностные чувства, иждивенчество, осложнения в становление самосознания и другое. В общение таких детей присутствует назойливость и потребность в любви и внимание. Проявление чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, с другой – острой аффективной окрашенностью. Им свойственны взрывы эмоций – бурная радость, гнев, отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У детей – сирот, как правило, не развиты высшие чувства, связанные с нравственно-моральными ценностями. Наличие потребности у детей – сирот во внимание, любви со стороны взрослого, свидетельствуют о том, дети охотно идут на контакт с окружающими его людьми.
Общение воспитанников детского дома друг с другом имеет свои особенности. У детей – сирот, в общение преобладает местоимение «мы», это особое психологическое образование, весь мир они делят на «своих» и «чужих». В детских домах ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, причем сам он не может предпочесть ей какую- либо другую группу. Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы безусловной, это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Такую безусловность в общение со сверстниками в детском доме, можно рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности; с другой стороны – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, вынужден адаптироваться ко всем детям, проживающих в детском доме. Его контакты с ними поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно требует к себе внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет отвечать на нее нужным образом. Неправильно формирующий опыт общения приводит к отрицательным последствиям. (Прихожан А. М., Толстых Н. Н., 1990)
Таким образом, подростковый возраст – это сложный период для детей. Важно педагогам помочь детям пройти этот возраст. У детей – сирот трудности общения со сверстниками обусловлены низким уровнем коммуникативных навыков, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблемы.
Главное в работе педагогов детских домов заключается в том, что бы ребенок-сирота был окружен любовью и вниманием со стороны взрослых. И только после того, когда ребенок почувствует, что он кому-то нужен, что кто-то о нем беспокоится и заботится, только после этого можно начинать проводить коррекционно - развивающуюся работу.
Наблюдения педагогов, работающих в детских домах, говорят о том, что трудовые навыки и трудолюбие у детей – сирот развиты выше, чем у детей, которые живут под опекой родителей.
Поэтому, чтобы помочь воспитанникам научиться разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, следовать социальным нормам и правилам, искренне выражать свои чувства и вести себя уважительно по отношению к окружающим, было принято решение начать работу по социальной адаптации детей – сирот подросткового возраста в процессе трудовой деятельности.
Важно определить основные направления трудовой подготовки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детских домов и школ – интернатов. Прежде всего, это труд по самообслуживанию. Содержанием работы педагогов в рамках выделенного направления, в свою очередь, являются следующие виды деятельности:
- соблюдение личной гигиены и внешнего вида; при решении этой задачи у воспитанников формируется комплексный навык ухода за телом, формирование своего внешнего вида, здорового образа жизни;
- организация личной жизни и деятельности, включающая формирование навыка самоорганизации ребенка в процессе собственной жизни и деятельности как средства более успешной адаптации к самостоятельной жизни, а также умения выбрать оптимальный режим жизни и деятельности, в том числе и трудовой;
- формирование умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности, т. е. умение приготовить пищу, ухаживать за обувью и одеждой, организовать, оборудовать, оформить место своей деятельности и проживания, формирование культуры взаимодействия со средой проживания;
- формирование умения и навыка планирования своей жизни и деятельности по достижению оптимальных результатов в своем жизненном становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала.
Далее, работа по формированию умений и навыков труда в домашнем хозяйстве. Прежде чем пояснить содержание работы по данному направлению, необходимо отметить, что подготовка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, к труду в домашнем хозяйстве осуществляется на фоне крайне негативного представления о семье как причине их нынешнего социального статуса. В соответствии с этим необходимо в процессе работы по выделенному направлению формировать положительный образ семьи, постоянно формировать представления собственной будущей семьи, жилища, отношений.
Содержанием деятельности в этом направлении являются:
- формирование умений и навыков по уходу за жилищем, усадьбой и использованием различных орудий труда, бытовой техники;
- формирование комплексного навыка предполагает первичные знания о видах жилых помещений в городе и деревне, гигиене жилища, уходе за жильем.
Затем следует подготовка воспитанников интернатных учреждений к профессиональной деятельности.
В условиях школы – интерната необходимо решить две взаимосвязанные задачи, а именно:
- определить, по каким профессиям лучше готовить воспитанников того или иного учреждения;
- определить интересы, склонности и в конечном счете возможности воспитанника.
Не менее важной проблемой подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности является правовая защищенность детей-сирот. Многие воспитанники и выпускники интернатных учреждений не знают своих прав, в том числе и тех льгот, которые государство им предоставляет при выборе жизненного пути. (Ажнина О., 2005; Куган Б. А., 1995)
Актуальность вышеизложенного привела к мысли о работе по теме: «Социальная адаптация детей – сирот подросткового возраста Солотчинской школы - интерната в процессе трудовой деятельности».
Цель - оказать благоприятное влияние на социальную адаптацию детей – сирот подросткового возраста в процессе трудовой деятельности.
Приведу пример нашей работы с 2006г. по 2010 г.
Результаты первоначальной диагностики нацелили нас на разработку педагогической системы по данной проблеме. Нами было намечено перспективное планирование на пять лет, в которое вошло пять разделов:
1. диагностирование;
2. мероприятия, посвященные воспитанию коммуникативных навыков (беседы);
3. упражнения, игры по развитию коммуникативных навыков;
4. организация трудовой деятельности (учебный, труд по самообслуживанию, хозяйственно бытовой, труд в природе, ручной труд);
5. работа по профориентации.
В начале каждого учебного года, мы проводили контрольное диагностирование по методикам: 1. Р. В. Овчарова «Коммуникативные способности». 2. Д.В. Григорьев «Личностный рост» 3. В. Б. Успенский «Готовность подростков к выбору профессии».
4. «Социометрия».
Повторное диагностирование провели в 2007 году с этими же детьми Цель – изучить состояние эмоционально – психологических отношений в детской общности и положение в них каждого из ребят.
Сравнительный результат коммуникативных способностей:
год | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2006 год | 0% | 50% | 50% |
2007 год | 0% | 57% | 43% |
Отношение детей к труду
год | Устойчиво-позитивное отношение | Ситуативно-позитивное отношение | Ситуативно-негативное отношение | Устойчиво-негативное отношение |
2006 год | 36% | 43% | 21% | 14% |
2007 год | 43% | 36% | 14% | 7% |
Готовность выбора профессии
уровни | 2006 год | 2007 год |
Высокий уровень | 0% | 25% |
Средний уровень | 29% | 63% |
Низкий уровень | 71% | 12% |
Полученные данные по первой методике говорят о том, что результат изменился мало. Это послужило поводом для поиска новых форм, методов, приемов в работе. Прежде выявили причины:
- прибыли пять новых детей;
- при организации совместной деятельности не учитывали межличностные отношения детей.
Исследование теоретической литературы, анализ диагностики и поиск причин малого роста коммуникативного уровня детей, привел нас к решению внесения в педагогическую систему добавления:
1) диагностирование по методике «Социометрия»;
2) трудовую деятельность организовывать в форме коллективных творческих дел;
3) в занятия по трудовой деятельности включать упражнения по развитию коммуникативных навыков.
Добиваясь поставленной нами цели по развитию коммуникативных способностей в процессе трудовой деятельности, наряду с этим, развивались и трудовые навыки, возрастал интерес к труду, появлялись знания о профессиях, что подтверждают результаты следующих двух методик, как показано выше в таблицах.
Выполняя дополнения, внесенные в педагогическую систему, мы начали с диагностики по методике «Социометрия».
На основании полученных результатов, мы составили матрицу:
«звезды» | 1 человек |
«предпочитаемые» | 4 человека |
«принятые» | 6 человек |
«непринятые» | 1 человек |
«отвергнутые» | 2 человека |
Коэффициент взаимности в нашем случае равен 58,3%.
Полученные данные мы применяем в практике, например, не объединяем в группы «звезду» и «отвергнутого». «Звезда» в этом случае подавляет «отвергнутого». «Непринятого» можно объединять с «принятым» или «предпочитаемым». Они помогают проявить себя.
Коэффициент взаимности свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов. Это говорит о том, что они дружелюбны, могут плодотворно контактировать.
В следующее занятие трудовой деятельности и в дальнейшем включались упражнения, помогающие развитию коммуникативных умений. Перед организацией коллективных творческих дел, проводим такие упражнения:
1. Умение отказать, не обидев человека.
Одному из учащихся дается задача:
а) выберите 7 человек из класса, попросите их пересесть на стулья в центре комнаты;
б) отберите из них 4 человека, а троим объясните, почему вы их не выбрали. Но надо это так объяснить, чтобы сохранить с ними хорошие отношения.
2. «Сиамские близнецы».
Два участника становятся друг к другу боком, ухватив за пояс руками друг друга, ноги со стороны касания связываются, единственное условие – нельзя разговаривать. Им предлагается выполнить какое-либо действие. Один из «близнецов» выполняет действие левой рукой, другой – правой.
Помогли формированию коммуникативных способностей и такие беседы, как «Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других», «Я в мире людей, или живи в согласии с другими», «Общение и уважение», «Конфликт – неизбежность или…», «Комплимент – дело серьезное», «Без друзей на свете трудно жить…» и др.
Работу строили в последовательной, планомерной системе с учетом тех данных, которые были получены в результате диагностических данных. Поскольку было установлено, что в группе есть дети с проблемами в общении, мы включили в занятия трудовой деятельностью проведение коллективных работ, чтобы дать возможность дополнительно пообщаться. Важно, чтобы у детей сформировалась привычка трудовой деятельности. Например, такие виды труда, как труд по самообслуживанию осуществляется ежедневно и на протяжении всего дня (личная гигиена). Результата добивались не назидательным контролем и напоминаниями, а проводили беседы, такие: «Как ухаживать за волосами»; «Эти грязные руки»; «Красота тела зависит от ухода за ним» и др. Таким образом, воспитанники осознавали важность самообслуживания и делали это самостоятельно.
Трудовые десанты организовывали в виде коллективных творческих дел. Объединяли общей темой и целью. Например, по воскресеньям у нас генеральная уборка в группе. Причем ежегодно, каждую неделю проходит трудовой десант «Сделаем наш дом уютным». Цель – добиться порядка в групповых комнатах.
Учитывая социологический статус воспитанника, распределяли обязанности, обращали внимание на взаимодействие детей.
Позитивное отношение ребят к труду сказываются и на том, что изъявляли желание в благоустройстве и озеленений не только территории школы-интерната, но и поселка.
Вырабатывали навыки трудолюбия и посещение кружков разного направления: спортивные, музыкальные, по рукоделию (выпиливание лобзиком, вязание, вышивание, бисероплетение, мягкая игрушка, изделия из кожи и др.). Участие детей вышеперечисленной деятельностью, приносит положительные результаты. Воспитанники получают грамоты и другие награды не только в школе-интернате, но и за его пределами.
На первом этапе, в организации занятий по ручному труду, мы стали проводить в виде коллективных творческих дел. На первом занятии была предложена наиболее простая форма работы. В начале занятия воспитатель показал репродукции картин с осенним пейзажем и предложил изготовить панно в виде аппликации из целых и рассеченных листьев.
Фон для панно мы заготовили заранее. Пейзаж дети должны были выполнить каждый по отдельности на индивидуальных листах. Было предложено подумать, как из этих деталей можно составить интересную коллективную композицию. Но сначала воспитатель распределил, кто какие элементы для общей композиции будет делать (кто деревья, кто птиц, кто траву и т. д.). Воспитатель заметил, что если кто – то не согласен делать тот элемент, который ему достался, то он об этом может сказать, и, возможно, задание будет изменено.
Нам было важно понаблюдать за поведением детей в этой ситуации. Кто больше думает о совместной работе и согласен выполнять то, что ему досталось, а кто думает о себе и будет задерживать процесс работы.
На втором занятии ведущая роль также принадлежала педагогу, но сама работа усложнилась. Совместная деятельность заключалась в работе по парам. Пары составлял воспитатель, но у воспитанников была возможность поменять партнера. Тема занятия была объявлена, как изготовление елочных игрушек из природного материала. Каждая пара должна сделать одну игрушку. Ребята приступили к выполнению задания, а воспитатель вел наблюдение, как происходит взаимодействие.
Результат приятно удивил. Большинство пар быстро смогли обсудить детали игрушки и совместно приступить к работе. Но некоторые пары поразили своей несовместимостью.
Третье занятие было по теме «ваза с цветами» (выпуклая аппликация из гнутой бумаги). Опять же роль организатора полностью была у педагога. В этот раз им были созданы группы по 4 – 5 человек. У детей снова была возможность перейти в другую группу, но несогласных не было.
Особое внимание педагог обратил на то, что выполненные цветы в вазе должны сочетаться гаммой красок и располагаться соответственно: в центре более крупные, с края – мельче.
Воспитатель обратил внимание на то, что для успешного выполнения задания дети должны суметь договориться между собой, прийти к общему решению. В группе это сделать сложнее, чем в паре, поэтому он назначает старшего. Старший при обсуждении выступает от группы и может высказать кому – то замечания.
Задание, конечно, было достаточно сложным, и полностью справились только две группы.
На этом этапе было проведено еще одно занятие. Только тема поменялась «Цветы, бабочки, лягушки» и материал – аппликация из ткани. Продолжили обучать детей взаимодействовать между собой.
Мы заметили, что результаты были лучше, конфликтов практически не было, взаимодействие проходило достаточно успешно, даже «рабочий шум» стал тише.
В результате этих занятий мы смогли выделить часть детей с осложненными коммуникативными навыками.
Второй блок направлен в большей степени на формирование коммуникативных навыков и на закрепление полученных результатов.
Занятия ручным трудом были объединены темой «Искусство на улицах нашего города». Мы создали город. Основной материал – бросовый (различные коробки, палочки, баночки, бутылочки и т. д.)
В результате у нас получился достаточно большой проект города, с домами, улицами, скверами, фонарями, дорогами и автомобилями, который мы подарили дошкольникам.
По такому принципу строили занятия и далее, используя различный материал. Освоили даже такой трудный вид деятельности, как выпиливание лобзиком. Выпиливанием занимались дети, начиная с третьего класса. А младших подключали к шлифованию наждачной бумагой выпиленные детали. Соединяли детали старшеклассники, а раскрашивали те дети, у кого это лучше получалось. Коммуникативные навыки крепли. Положительным являлось то, что мы работали с разновозрастной группой (младший и старший подростковый возраст). То, что не получалось у младших ребят, старшие помогали. Младшие учились обсуждать проект, глядя на старших товарищей.
Овладев навыками ручного труда, воспитанники принимали участие в оформлении группы к праздникам; изготовлении декораций к театрализованным представлениям; изготовлении подарков малышам, сотрудникам к праздникам. Принимают участие во Всероссийских конкурсах декоративно – прикладного искусства. Изделия, выполненные нашими детьми, регулярно занимают призовые места. Это показывает детям, что их труд не напрасный.
К тому же именно коллективные работы позволяют детям общаться, обсуждать интересные решения, критиковать.
Работая по профориентации, проводили экскурсии в библиотеку, на стройку, в магазин и др. на базе школы-интерната организовано и профессиональное обучение по профессии повара-кондитера. В раздел «Основы профессионального самоопределения и экономическое воспитание» были включены такие темы как «Цена товара на рынке и в магазине», «Экономическое воспитание».
Планомерная работа приводит выпускников к успеху в поступлении не только в профессиональные технические училища, но и в университет по разным профессиям: учителя, юристы, экономисты.
В процессе работы с 2006 года по 2010 год проводилась контрольная диагностика, чтобы проверить, есть ли сдвиги в лучшую сторону. Для этого применялись те же методики. Можем убедиться наглядно:
Уровень коммуникативных способностей
год | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2006 | 0% | 50% | 50% |
2007 | 0% | 57% | 43% |
2008 | 21% | 50% | 29% |
2009 | 24% | 58% | 18% |
2010 | 35% | 59% | 6% |
Уровень отношения детей к труду
год | Устойчиво-позитивное | Ситуативно-позитивное | Ситуативно-негативное | Устойчиво-негативное |
2006 | 36% | 29% | 21% | 14% |
2007 | 43% | 36% | 14% | 7% |
2008 | 50% | 43% | 7% | 0% |
2009 | 29% | 65% | 6% | 0% |
2010 | 47% | 53% | 0% | 0% |
Уровень готовности выбора профессии
год | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2006 | 0% | 29% | 71% |
2007 | 25% | 63% | 12% |
2008 | 70% | 20% | 10% |
2009 | 8% | 77% | 15% |
2010 | 29% | 64% | 7% |
Коэффициент взаимности по годам
2007 год | 58,3% |
2008 год | 63,4% |
2009 год | 58,8% |
2010 год | 84,3% |
Работая по данной системе, мы наблюдаем рост уровней развития, но есть и сбои, как, например, в 2009 году. Это произошло из - за того, что выпустили 8 детей, а поступило 9 детей. Рост уровней у вновь поступивших детей, говорит о правильно выбранном направлении в работе.
Таким образом, мы наглядно убедились в том, что если занятия по трудовой деятельности организовывать в коллективной форме, учитывать психологическую совместимость и включать упражнения по развитию коммуникативных умений, то можно добиться определенных результатов.
Конечно, при проведении подобной работы необходимо учитывать контингент детей, их уровень развития, здоровья, возможностей. А также соблюдать педагогические условия: 1) чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;
2) трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость;
3) радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости и утомления. Легкий труд не оказывает положительного воспитательного эффекта;
4) контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребенка в своих силах;
5) труд должен сменяться отдыхом;
6) каждое трудовое занятие должно заканчиваться полезным и по возможности видимым результатом;
7) труд должен соответствовать возрастным психофизическим особенностям детей;
8) в процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.
Необходимо отметить, что важную роль здесь играет систематичность и последовательность работы. Наша работа велась длительно и планомерно, постепенно усложняясь. Поэтому и привела к положительному результату.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Еремкина О. В. Социальная адаптация детей-сирот подросткового возраста в процессе трудовой деятельности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/113313-statya-sotsialnaya-adaptatsiya-detej-sirot-podrostkovogo-vozrasta-v-protsesse-trudovoj-deyatelnosti (дата обращения: 22.11.2024)- Социальная адаптация детей-сирот подросткового возраста в процессе трудовой деятельности
- Елдіктің терең тамыры
- Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе моделирования текстовых задач
- Семья как главный субъект патриотического воспитания
- Педагог в условиях ФГОС
- Становление института уполномоченного по правам человека (омбудсмана) в России
- Организация работы ГПД
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3430 пользователей.
Отзывы