статья "Соотношение вербального и невербального интеллекта, как фактора успешности обучения младших школьников"
Соотношение показателей вербального и невербального интеллекта с
характеристиками языковой успешности обучения младших школьников
Балакирева Нина Алексеевна,
Московский государственный областной гуманитарный институт,
г.Орехово
-
Зуево, старший преподавател
ь кафедры социальной педагогики
,
E
-
mail:
У
спешность обучения родному языку при традиционном подходе к
развитию и обучению учащихся связана преимуществе
нно с вербальными
способностями, а
учащиеся
с развитыми невербальными способностями
оказ
ываются в невыгодном положении. Назрела необходимость
в изменении
подходов к обучению в начальной школе, ориентированных в настоящее время
лишь на развитие вербального интеллекта, с тем,
чтобы полнее учитывать также и
специфические возможности невербальног
о интеллекта в образном, интуитивном
постижении мира.
Ключевые слова
: родной язык, устная речь, письменная речь,
индивидуализация обучения, вербальные способности, невербальные
способности.
Проблема, которая в настоящее время стоит перед образованием,
з
аключается в том, чтобы попытаться перейти к обучению гуманистическому и
развивающему, которое давало бы ребенку возможность быть не просто
исполнителем
определенных
ролей в обществе, а полноценным участником
различных форм общественной жизни.
С
поступлени
ем
в школу социальная ситуация развития
начинает
носит
ь
строг
о
нормированный характер, что перестраивает всю его систему отношений
ребенка
с действительностью. Система «ребенок
-
учитель» становится центром
жизни
младшего школьника
.
В
едущей становится уче
бная деятельность,
и
в
процессе этой деятельности дети овладевают умением учит
ь
ся и способностью
2
оперировать теоретическими знаниями. В младшем школьном возрасте только
начинается формирование научных понятий
,
и в области мышления происходят
наиболее сущес
твенные изменения
-
оно приобретает абс
трактный и обобщенный
характер
[
1
].
Возрастные и индивидуальные факторы развития являются ключевой
проблемой при изучении способностей школьника. В отечественной
дифференциальной психофизиологии
большое внимание удел
яется
вопрос
ам
соотношения возрастных и типологических предпосылок различных видов
способностей (Э.А.Голубева, Н.А.Аминов, Е.П.Гусева, С.А.Изюмова,
М.К.Кабардов, И.А.Левочкина, В.В.
Печенков, И.В.Тихомирова и др.)
,
[2
,3,4,5
]
.
Процесс индивидуализации и дифф
еренциации обучения должен
охватывать не только психологические особенности обучающихся, но и
учитывать индивидуальные возможности обучающего
ся
, индивидуальный стиль
педагогической деятельности. Под этим подразумевается следующее
:
у
читель
должен иметь опре
деленную свободу выбора метода обучения в соответствии с
его индивидуальностью, его возможностями и с уч
е
том условий обучения
.
Технология образования
,
в свою очередь
,
должна «
при
знавать»
(какими бы
идеями она ни руководствовалась) неодинаковость к
ак педаго
гов, так и
обучающихся
[6,
7
,
8
,
9
,10
]
.
Таким образом, на первый план выдвигается принцип индивидуализации,
к
о
торый в общем виде предполагает адаптацию к возможностям учащегося,
уровню его общего развития, возрастным особенностям, учет исходного уровня
владен
ия
родным
языком и т.д. Это и позволит активизировать резервные
возможности учащегося, поверить в
свои
собс
т
венные силы
[11]
.
Одним из важнейших условий индивидуализации обучения младшего
школьника является
учет вклада различных параметров интеллекта в ус
пешность
обучения. Решение этой задачи требует
выявлени
я
взаимосвязей
показателей
вербального и невербального интеллекта
с характеристиками успешности
обучения младших школьников.
3
Методы исследования
В
эмпирическом
исследовании, длившемся в течение двух
лет, участвовали
64 испытуемых
-
школьники 3
-
4 классов общеобразовательной школы No11 г.
Орехово
-
Зуево.
В
качестве
эмпирических
методов
исследования выступили: метод опроса,
анализ продуктов деятельности,
анализ оценок успеваемости в школе (по
математике,
русскому языку, литературе, риторике, ОБЖ, музыке, труд
у
),
количественный и качественный анализ полученных данных, статистические
методы обработки данных, метод интерпретации.
Для
оценки успешности обучения по русскому языку и литературе б
ыло
сопоставлено
556 текстов письменных работ, проанализирована экспрессивная
функция устной речи. В качестве критериев оценки письменной речи были
выделены: логическая последовательность, синтаксическая и грамматическая
оформленность. Критериями
оценки
экспрессивной функц
ии устной речи
явились: отношени
е
испытуемого к событиям, логичность и последовательность,
эмоциональность речевого высказывания, средства речевой выразительности
(интонация, тональность), «речевые» вкрапления (паузы, покашливания),
заменяющие слова.
В р
аботе использовались:
1. Тест Д. Векслера для п
сиходиагностик
и
уровня развития общего,
вербального и невербального интеллекта (ОИП, ВИП и НИП)
.
2. Экспертные оценки успешности обучения младших школьников. В
качестве экспертов выступали учителя начальной ш
колы.
3. Корреляционный анализ Пирсона.
Для статистической обработки данных использов
а
л
ся
пакет программ
STATISTIKA
-
6
.
Результаты исследования
Основны
е
результат
ы
корреляционного анализа показателей интеллекта и
оценок успешности обучения по различным па
раметрам
отражены в
таблицах 1
-
2.
4
Таблица 1
Интеркорреляция интеллектуальных показателей и
оценок успешности обучения
Русский
язык
Литерат
ура
Матема
тика
ОБЖ
Му
зыка
Физ
-
ра
ИЗО
Труд
ОИП
0,33
0,21
0,36
0,31
0,24
0,19
0,25
0,20
ВИП
0,36
0,27
0,30
0,39
0,10
0,12
0,10
0,05
НИП
0,12
0,09
0,20
0,15
0,23
0,22
0,16
0,25
Осведомленность
0,28
0,23
0,36
0,31
0,21
0,12
0,16
0,05
Понятл
0,08
0,04
0,05
0,14
0,08
0,03
0,23
0,02
Арифметич.
0,34
0,09
0,52
0,38
0,14
0,19
0,47
0,28
Сх
-
во
0,28
0,25
0,27
0,30
0,19
0,04
0,05
0,10
Словарь
0,44
0,27
0,29
0,34
0,09
0,14
0,00
0,13
Цифры
0,20
0,23
0,09
0,11
0,03
0,01
-
0,13
-
0,12
Недост. Де
-
0,13
-
0,12
-
0,12
-
0,10
0,01
0,01
0,17
0,1
3
Посл. картинки
0,15
0,18
0,17
0,17
0,23
0,32
0,09
0,15
Кубики Кооса
0,27
0,15
0,29
0,27
0,18
0,19
0,06
0,13
Сост. фигур
0,22
0,08
0,48
0,20
0,07
0,16
0,36
0,29
Код
0,02
0,06
0,17
-
0,03
0,08
-
0,02
-
0,04
-
0,15
Лабир
0,11
0,02
0,15
0,11
0,02
0,07
-
0,05
0,08
Из таблицы 1 видно, что общий интеллектуальный показатель (ОИП
) в
целом
обеспечивает общую успешность обучени
я
младшего школьника.
ОИП
положительно коррелирует с
оценками по русскому языку (
r
=
0,33), математике
(
r
=
0,36), ОБЖ (
r
=
0,31).
Исключение сос
тавляют такие предметы, как музыка,
физкультура, ИЗО и труд, корреляция с которыми либо отсутствует
,
либо не
достигает уровня значимости.
Поэтому можно считать, что фактор общего
интеллекта является показателем
успешности
обучения
родному языку.
Однако по
казатель вербального интеллекта (ВИП) в гораздо большей
степени влияет на общую успеваемость, обнаруживая положительные
корреляционные связи с оценками по четырем учебным предметам:
русскому
языку (
r
=
0,36),
литературе (
r
=0,27), математике (
r
=0,30) и ОБЖ
(
r
=0,39). Это
свидетельствует о том,
что
именно
вербальные способности позволяют
успешно
воспринимать текстовую и словесную информацию.
При этом наибольший вклад
в общую успешность обучения вносят показатели по шкале «словарь».
Субтесты «осведомленность
», «сходство», «арифметический» также
5
положительно коррелируют с оценками по русскому языку (
r
=
0,28), математике
(
r
=
0,36), ОБЖ (
r
=
0,31). Отметим, что по количеству выявленных положительных
корреляций, вербальные субтесты значительно превосходят невербальн
ые (15
против 7).
Из невербальных субтестов с оценками успешности обучения коррелируют
следующие шкалы
: последовательные картинки, кубики Кооса и составление
фигур. В большей мере показатели невербальных субтестов обнаружили
значимые связи с успеваемостью
по математике, ОБЖ, физкультуре, ИЗО и труда.
Таблица 2
Интеркорреляция интеллектуальных показателей и характеристик родной
речи
Сочин
.
Общее
кол
.
слов
Ош
Орфогр
аф
Ош
Пункту
ац
Оц Уч
Содерж
ан
Оц
Учит
Грамм
Кол
пауз
Кол
Сложн
предлия
Общ Кол
предлож
ОИП
0,07
-
0,33
-
0,16
0,10
0,24
-
0,14
-
0,01
-
0,02
ВИП
-
0,12
-
0,42
-
0,24
0,04
0,30
0,00
-
0,05
0,00
НИП
0,08
-
0,14
-
0,02
0,02
0,10
-
0,17
0,07
-
0,04
Осведомленнос
ть
-
0,08
-
0,29
-
0,29
0,21
0,12
-
0,22
0,03
0,05
Понятл
-
0,13
-
0,12
-
0,18
0,04
0,05
0,09
0,06
0
,15
Арифметич.
-
0,28
-
0,40
-
0,32
0,07
0,18
0,08
-
0,08
-
0,09
Сх
-
во
-
0,10
-
0,24
-
0,14
0,16
0,17
-
0,01
-
0,06
-
0,08
Словарь
0,02
-
0,31
-
0,14
0,03
0,31
-
0,09
-
0,16
-
0,03
Цифры
0,04
-
0,20
-
0,03
0,11
0,21
-
0,04
-
0,01
-
0,01
Нед.
де
тали
-
0,06
-
0,01
0,15
-
0,29
-
0,22
0,01
-
0,10
0,02
Посл.
карт
инки
0,08
-
0,30
-
0,14
0,21
0,28
-
0,22
0,20
0,21
Кубики Кооса
0,03
-
0,40
-
0,12
0,14
0,42
-
0,13
-
0,04
0,07
Сост. фигур
0,04
-
0,35
-
0,28
0,03
0,22
-
0,07
0,26
0,18
Код
0,15
-
0,05
-
0,03
0,23
0,08
-
0,39
-
0,12
-
0,19
Лабир
-
0,06
-
0,25
-
0,19
0,03
0,26
-
0,06
0,04
0,05
Из таблицы 2 видно, что общий интеллектуальный показатель (ОИП)
обеспечивает общую успешность обучения младшего школьника. Он
отрицательно коррелирует с количеством орфографических ошибок в свободной
письменн
ой речи (
r
=
-
0,33). Поэтому можно считать, что фактор общего
интеллекта является
одним из
показателей успешного обучения родному языку.
Исключение составляют
:
количество слов в сочинении, количество
ошибок
пунктуации, оценка учителем содержания и грамматики, количе
ств
о пауз,
6
количест
во
сложных предложений и общее количеств
о
предложений.
ВИП также отрицательно коррелирует с
количеством орфографических
ошибок (
r
=
-
0,42) и положительно
-
с оценкой уч
ителем грамматики (
r
=
0,30).
В
связи с этим можно считать, что
вербальные интеллектуальные способности
выступают в данном случае как условия успешности усвоения
текстовой и
словесной информации.
Наибольший вклад в этот процесс вносит шкала
«Осведомленность
», которая
отрицательно коррелирует с количеством
орфографических
ошибок (
r
=
-
0,29) и количеством ошибок пунктуации (
r
=
-
0,29),
отражая
успешность воспри
ятия
текстов
ой
и словесн
ой
информации на базе
общего кругозора и знаний о мире.
Приведем данные о наи
более характерных взаимосвязях вербальных
субтестов и параметров оценки успешности усвоения русского языка.
Показатели по субтесту «арифметика» отрицательно коррелируют с
общим
количеством слов, употребляемых в сочинении (
r
=
-
0,28), количеством
орфографиче
ских ошибок (
r
=
-
0,40) и ошибок пунктуации (
r
=
-
0,32). Этот
вербальный компонент интеллекта позволяет
успешно усваивать
ту
текстовую и
словесную информацию, где надо проявить сообразительность, внимательность и
задействовать кратковременную память.
Корреляци
и оценок по субтесту
«словарь» показывают вклад словарного запаса и умения понимать значения слов
в орфографическую грамотность учащихся (
r
=
-
0,31 для числа орфографических
ошибок) и в оценку учителя по грамматике (
r
=0,31).
Рассмотрим характер взаимосвязи
невербального интеллекта
с
учебными
достижениями
по усвоению русского языка.
Показатели по субтесту «недостающие детали», характеризующие
наблюдательность и способность выявлять существенные признаки, отрицательно
коррелируют с оценкой учителем содержания
высказывания (
-
0,29). Показатели
по субтесту «п
оследовательные картинки» отрицательно коррелируют с
количеством орфографических
ошиб
о
к (
r
=
-
0,30) и положитель
но коррелирует с
оценкой учителем знаний по
грамматик
е
r
=
(0,28).
Здесь важно отметить, что
способно
сть
установлени
я
логической последовательности событий в
7
соответствии
с развитием действия во времени положительно коррелирует с
знанием грамматики, т.е заметна роль этих компонентов в успешност
и
овладения
логико
-
грамматическим аспектом родного языка.
Шкал
а
«кубики Кооса»
отрицательно коррелирует
с
количеством
орфографических
ошиб
о
к
(
r
=
-
0,40
) и положитель
но
-
с оценкой учителем
грамматики
(
r
=
0,42
).
Следовательно, развитие наглядно
-
действенного мышления
с опорой на зрительные образы и пространственные предс
тавления имеют
значительное влияние на успешность усвоения знаковой информации, связанной с
усвоеним русского языка.
«Составление фигур»
отрицательно коррелирует
с
количеством
орфографических ошибок (
r
=
-
0,35), количеством ошибок пунктуации (
r
=
-
0,28).
Пос
кольку выполнение заданий по данному субтесту
связан
о со зрительно
-
моторной координацией, способностью к синтезу, можно говорить о том, что
именно это влияет на успешность обучения по указанным
параметрам.
Итак, вербальные субтесты, такие как
«
осведомленно
сть
»,
«
арифметический
»
и
«словарь»,
обнаруживают положительную корреляцию с
показателями успешно
сти
обучения родному языку. По количеству
обнаруженных значимых положительных корреляций, невербальные
субтесты
превосходят вербальные (8 против 7).
Из
неверба
льных субтестов с оценками успешности коррелируют
недостающие детали, последовательные картинки, кубики К
оос
а и составление
фигур, причем успеваемость по грамматике языка коррелирует лишь с
показателем
по
«кубикам К
о
о
са
». В большей мере показатели неверба
льных
субтестов обнаружили значимые связи с
количеством
ошибок пунктуации,
оценкой учителем содержания и грамматики, количеством пауз
в устной речи
.
Следовательно
, невербальный компонент
интеллекта
также
вносит
значительный
вклад в успешность обучения
рус
скому языку и речи
.
В таблице
3
в обобщенном виде представлены результаты
сравнительного
анализа
показателей вербального и невербального интеллекта с характеристиками
успешности
обучения младших школьников
.
8
Таблица
3
Вклад
вербального и невербального
интеллекта
в
успешность обучения
младших школьников
Вербальный и
нтеллект
Невербальн
ый
интеллект
1
Уменьш
ает
количеств
о
ошибок
орфографии и пунктуации
Уменьш
ает
количеств
о
ошибок
орфографии и пунктуации в
сочинении (пос
ледовательные
картинки, кубики Кооса,
составление фигур)
2
Повыш
ает
оценки учител
я
по
грамматике
Связан с повышением
оценк
и
учител
я
по письм. сочинению
(составление фигур, кубики Кооса,
последовательные картинки)
3
Способствует у
спешност
и
обучения русск
о
му
языку
(
расширяет
словар
ный запас)
Уменьш
ает
количеств
о
пауз в
устной речи (кодирование)
4
Повышает
успешност
ь
обучения
литературе
за счет расширения
словарного запаса
Повышает у
спешност
ь
обучения
русскому
языку (
кодирование
,
к
убики Кооса
)
5
Способствует у
спешност
и
обучения математик
е
(осведомленность,
а
рифметический,
сходство, словарь)
Способствует успешности обучения
математике (кубики Кооса,
составление фигур)
6
Обеспечивает успешность
обучения ОБЖ (осведомленность,
арифм
етический, сходство,
словарь)
Об
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Середкина Е. Н. "Соотношение вербального и невербального интеллекта, как фактора успешности обучения младших школьников" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/124122-sootnoshenie-verbalnogo-i-neverbalnogo-intellekta-kak-faktora-uspeshnosti-obucheniya-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 14.11.2024)- ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Авар мацlалъул ва литератураялъул дарсазда цlиял технологиял хlалтlизари
- Тип темперамента и особенности характера как возможные причины детской агрессивности
- "НҰРЛЫ ЖОЛ-БОЛАШАҚҚА БАСТАР ЖОЛ" - ҚАЗАҚСТАННЫҢ ЖАҢА ЭКОНОМИКАЛЫҚ САЯСАТЫ
- Работа по профилактике и выявлению семейного неблагополучия в условиях образовательного учреждения
- Система работы классного руководителя с семьёй в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей
- Правда о СПИДе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 14620 пользователей.
Отзывы