Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Активные формы и методы обучения на занятиях по театральной деятельности

Включает методическую разработку

Статья на тему «Активные формы и методы на занятиях по театральной деятельности»

Я являюсь педагогом театрального объединения «Позитив» 6 лет. И всю учебно-воспитательную работу в объединении направляю на формирование и укрепление коллектива, на воспитание у ребят чувства товарищества и дружбы. Я не провожу отбора детей, принимаю всехв возрасте 7-13 лет, каковы бы ни были их способности и внешние данные.

В содержании деятельности объединения «Позитив» по программе «Театральное искусство» входит отбор материала, обсуждение пьесы, определение специфики каждого образа в пьесе, распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, коллективное обсуждение в процессе подготовки спектакля и после его представления с обучающимися и зрителями. Эффективность занятий достигается путем проведения разнообразных тренингов, индивидуального подхода, подбора специальных упражнений, стимулирующих развитие учащихся.

В основе содержания программы «Театральное искусство»лежит дальнейшее пошаговое освоение всех театральных дисциплин с акцентом на самостоятельное творчество. Для этого я способствую созданию атмосферы, для развития творческого потенциала. Исходя из поставленных целей и задач я определяю структуру занятий в театральном объединении:

  1. Постановочная проблема, требующая усилий всего коллектива для её полноценного творческого решения
  2. Определение направлений решения постановочной проблемы (разрабатываются обучающимися под руководством педагога)
  3. Определение направлений работ групп обучающихся, необходимых для решения творческой проблемы
  4. Творческие лаборатории (объединения групп обучающихся)
  5. Решение постановочной проблемы (творческая постановка)

 Реализацию структуры занятий, способствующей творческой самостоятельности обучающихся, можно рассмотреть на следующем примере:

1-й этап «Постановочная проблема, требующая усилий всего коллектива для её полноценного творческого решения». На этом этапе педагог выносит на рассмотрение объединения постановочную проблему – реализация сюжета сценического этюда, номера, миниатюры, мини- спектакля или спектакля.

 2-й этап «Определение направлений решения постановочной проблемы» . На этом этапе обучающиеся решают вопрос: «Что нужно для будущей постановки?», сюда входит определение жанра будущей постановки, определение основных театральных дисциплин, изучение которых необходимо для постановки, работа над сценарным ходом, распределение круга обязанностей, использование реквизита, работа над музыкальным материалом и т.д. Распределение ролей происходит исключительно педагогом.

3-й этап «Определение направлений работы групп обучающихся, необходимых для решения творческой проблемы». На этом этапе обучающиеся распределяются по группам для организации творческих лабораторий (по направлениям основных театральных дисциплин). Распределение может производиться как обучающимисясамостоятельно, так и педагогом – руководителем объединения.

 4-й этап «Творческие лаборатории». На этом этапеобучающиеся в своих группах самостоятельно осуществляют творческие проекты по направлениям основных театральных дисциплин.

5-й этап «Решение постановочной проблемы». На этом этапе педагог осуществляет просмотр творческих работ и, при необходимости, делает повторное распределение ролей. Затем осуществляется репетиционный процесс постановки. Процесс, реализующий творческую самостоятельность, может длиться от одного занятия до цикла занятий продолжительностью в неделю и более, в зависимости от глобальности постановочной проблемы.

В основу всего цикла реализации процесса, от его начала до определения эффективности, положены следующие методы, которые составляют единую целостную систему: метод игры. Каждый из нас испытывает потребность в игре, и именно в игре формируются его эстетические потребности. Шиллер считал: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет». Рассмотрим методы, которые составляют единую целостную систему:

- метод «исключения» Ежи Гротовского. Подразумевает умение обнаружить и устранить внутренние препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;

- метод «тотального выражения» Ежи Гротовского - включение целостного психофизического аппарата актера в процессе создания и воплощения образа»;

- метод «физических действий» К. С. Станиславского -  выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий, направленных на достижение психологического результата. Деление сквозного действия на простые физические действия помогает актеру возбудить память чувств, выстроить целостную логику  поведения персонажа, добиться органичного существования актера на площадке. Это первый этап работы актера над ролью;

- метод «психологического жеста» Михаила Чехова. Помогает актеру в оттачивании работы над ролью, в поиске внешней характеристики

Обучение первого года построено по принципу «от простого к сложному». Особенностью второго и третьего года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме – одна тема подается в течение года с возрастанием по степени сложности.Занятия объединения предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм деятельности обучения. Фронтальная форма предполагает подачу учебного материала всему коллективу учеников. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. В связи с особенными образовательными и воспитательными потребностями обучающихся рекомендуется проводить групповую работу путем создания пар или подгрупп (с учетом их возраста и опыта работы в объединении). Индивидуальная форма предусматривает самостоятельную работу обучающихся. В последнем случае предполагается оказание педагогической поддержки обучающимся, что позволяет, не уменьшая его активности, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

 В процессе обучения использую следующие формы учебных занятий:

Традиционные:

- типовое занятие (включает в себя знакомство с теоретическими основами, а также комплексы упражнений и игр для усвоения и закрепления теоретического материала),

Нетрадиционные:

- творческое занятие (этюды, миниатюры, пантомимы, построение мизансцены и т.д.),

- практическое занятие под руководством педагога по закреплению полученных на занятиях навыков (например, артикуляционная гимнастика и т.д.),

просмотр видеоматериалов, двигательная и танцевальная разминки, сюжетно-игровые и конкурсные программы,

- театральные постановки.

Обновление содержания образования приводит к поиску новых активных форм обучения и воспитания. Специфической особенностью активных форм обучения является то, что на занятиях органически сочетаются изучение нового и практическое применение усвоенного учебного материала.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (18.65 kB)
Автор:
педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи г. Нефтекамск
Дата публикации: 21.05.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Халикова И. Ф. Активные формы и методы обучения на занятиях по театральной деятельности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/58546-aktivnye-formy-i-metody-obucheniya-na-zanyatiyakh-po-teatralnoj-deyatelnosti (дата обращения: 24.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию