статья Использование активных методов обучения в процессе развития связной речи дошкольников
Из опыта работы логопеда МДОУ ЦРР – детского сада «Березка» с. Агаповка Багаутдиновой Г. Т.
Реализация личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе предъявляет особые требования к специалистам ДОУ.
Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладевать современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления, привычных моделей поведения, индивидуального стиля деятельности.
Проанализировав традиционные методы и приемы, используемые мной на практике, пришла к выводу, что необходимо шире вовлекать детей в активную познавательно-речевую деятельность с применением так называемых «активных методов обучения». Изучив современные подходы к организации педагогического процесса, взяла на вооружение активные методы обучения, при использовании которых деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес, развивается связная речь детей.
Основным теоретическим положением является развиваемое в отечественной психологии и психолингвистике представление о речи как о мотивированной целенаправленной деятельности, опосредованной знаками языка. В качестве главной рассматривается коммуникативная функция речи – ее назначение быть средством общения. Содержание работы с детьми 6-7 лет строится на «узловых новообразованиях» старшего дошкольного возраста – освоении способов построения развернутого высказывания (связной речи) и элементарного осознания языковой действительности.
Многолетние исследования, проведенные под руководством Л, А. Венгера, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Подьякова.доказали, что эффективным способом решения проблемы развития речи ребенка могут являться активные методы обучения. Благодаря активным методам обучения дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.
Современными учеными-лингвистами В. В. Гербовой, М. Ф. Фомичевой, Т. А. Ткаченко, Т. И. Гризик и др. была разработана система обучения связной речи и развития мышления детей дошкольного возраста. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что позволило обозначить проблему речевой недостаточности дошкольников, которая заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст родителей.
Практическая значимость работы: представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников, доведение её до нормы, определенной для детей старшего дошкольного возраста
Ожидаемый результат: в результате применения активных методов обучения в образовательной деятельности у детей улучшится качество речи, расширится словарный запас, появится уверенность в себе.
В результате самообразовательной работы была создана специальная речевая среда с включением в оформление различных зон дидактические элементы, схемы, модели, макеты, элементы ТРИЗ., составлены конспекты по развитию связной речи, картотеки активных методов обучения связной речи.
Для успешной реализации поставленных задач я использовала следующие активные методы обучения:
• Наглядное моделирование
• Экспериментирование со словом
• Решение проблемных ситуаций
• ТРИЗ-педагогику
Применение этих методов в работе с детьми способствует активизации мыслительной деятельности детей, которая в свою очередь благотворно влияет на формирование речевых навыков детей.
В своей работе использую схемы-модели с проблемным сюжетом, логическими упражнениями, предложенными группой ученых под руководством Т. А. Ткаченко. Задания с проблемным сюжетом усиливают мотивацию к занятиям, вызывают у детей яркую эмоциональную реакцию, стимулируют творческое и логическое мышление, позволяют совершенствовать связную речь. В индивидуальной работе с детьми использую логические упражнения из пособия Т. А. Ткаченко «Логические упражнения для развития речи». Дети с интересом занимаются со взрослым, здесь осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку: для детей, овладевших основными речевыми навыками, предлагаю упражнения сначала простые, а затем, когда ребенок становится уверенным в себе, сложные.
Результаты диагностики развития связной речи при составлении описательных рассказов показали, что дети научились называть предметы и явления, выделять их характерные признаки, устанавливать между ними связь, грамматически строить предложения. Но при составлении рассказов дети высказывались непоследовательно, перескакивали с одного сюжета на другой, отсутствовал порядок описания. Для того, чтобы научить ребенка удерживать в памяти последовательность или план рассказа-описания я использовала методики Э. П. Коротковой, Т. И. Гризик и Т. А. Ткаченко, которые предлагают схемы-модели для составления описательных рассказов о себе, предметах одежды, овощах, фруктах, игрушках, посуде, временах года. Зрительное восприятие плана высказывания способствует более прочному запоминанию, так как символы-схемы легко воспроизводятся в памяти. К концу года большинство детей в группе научились обследованию предметов, последовательности описания признаков, и, что самое главное – структуре описательного рассказа.
Для того, чтобы дети могли дать более яркую характеристику предметам и явлениям, необходимо сформировать у них образность и выразительность речи. С этой целью проводила с детьми специальные лексические упражнения. Это упражнения на подбор эпитетов, метафор, сравнений, синонимов и антонимов. Чтобы придать речи детей эмоциональность, научить их выражать личное отношение к описываемому, проводила с детьми упражнения с использованием пиктограмм. Например: эмоционально-экспрессивная игра, в ходе которой я называла продукты, а дети должны были с помощью мимики изобразить, какие они на вкус. Или предлагала набор картинок с простым сюжетом, а дети должны были определить настроение героев сюжета, их эмоциональное состояние и подобрать соответствующую пиктограмму (испуг, страх, гнев и т. д.) .
Для развития навыков творческого рассказывания использовалась ТРИЗ-педагогика: «Да-нет-ка», «Хорошо-плохо», «Если бы... », метод фокальных объектов, метод системного анализа, метод морфологического анализа.
Экспериментирование со словом осуществляется в процессе сочинения новых сказок, загадок, стихов, объяснения значения слов. (представлены образцы сказок, оформленных совместно с родителями и воспитателями).
Связную речь детей я развивала посредством следующих форм работы:
- занятий по речевому развитию;
- индивидуальных занятий с детьми с использованием логических упражнений на развитие речи;
- экскурсий;
- наблюдений;
- игр-драматизаций;
- дидактических игр;
- сюжетно-ролевых игр;
- развивающих настольных игр;
- викторин;
- театральной деятельности.
Область практического применения данного метода достаточно широка.
На занятиях по речевому развитию, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с социальным и природным миром. (как часть занятия)
В повседневной жизни (беседы. диалогическая речь и тд.)
В режимных моментах (использование пословиц, поговорок, стихотворений, игр в процессе воспитания культурно – гигиенических навыков и на прогулке) .
В играх драматизациях, инсценировках, театрализованных представлениях.
Кроме того, осуществлялась работа с родителями. На родительских собраниях родителей знакомили с теми задачами, которые логопед и воспитатель ставили перед собой в работе по развитию устной речи у детей и подготовке к обучению в школе.
Мониторинг речевого развития детей проводился по всем компонентам устной речи: звуковая культура речи, словарь, грамматический строй, связная речь, а также по видам связной речи.
Результаты мониторинга показали рост процента воспитанников, имеющих положительную динамику формирования связной речи: с 55% в начале года до 88% в конце года. Но в тоже время Наиболее проблемными видами связной речи является творческое рассказывание и рассказывание из личного опыта.
Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:
- Дети активны в речевом общении, отвечают на вопросы и задают встречные.
- Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
- Самостоятельно составляют описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
- Владеют интонационной выразительностью речи.
- Активны в работе со схемами, моделями.
- Имеют грамматически правильный строй речи
Таким образом, успешное обучение, прежде всего, зависит от уровня речевого развития детей. Именно оно дает возможность активно и связно высказываться, строить догадки, выражать мнение, обосновывать суждение. Поэтому использование активных методов обучения формирует все аспекты речевого развития. Дети моей группы научились пользоваться словом как средством самовыражения, регулирования собственного поведения, умеют делать выводы, умозаключения на основе своих рассуждений.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Багаутдинова Г. Т. Использование активных методов обучения в процессе развития связной речи дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/1327-ispolzovanie-aktivnykh-metodov-obucheniya-v-protsesse-razvitiya-svyaznoj-rechi-doshkolnikov (дата обращения: 22.12.2024)- Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях школы
- Средства развития мелкой моторики
- Функциональная грамотность в современном дополнительном образовании
- Экологическое воспитание младших школьников
- Обучение фонетике на уроках французского языка
- Методика проведения практических работ на уроках окружающего мира в начальной школе
- Роль современных образовательных технологий на уроках
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9750 пользователей.
Отзывы